Личный SWOT-анализ для развития карьеры

Share on FacebookTweet about this on TwitterShare on LinkedIn

Каждый человек сталкивался со сложными карьерными вопросами – был на раздорожье, искал свою нишу, преодолевал выгорание. Инструментом управления карьерой, который будет полезен HR-специалистам и для собственного развития, и в работе с людьми, делится Ирина Конченко, психолог, тренер, консультант по вопросам развития креативности.

Когда я много лет назад начала искать решения самых проблемных вопросов в карьерном консультировании, то поняла, что персональный SWOT-анализ – уникальный инструмент. Он помогает достичь нескольких целей. Например, правильно сопоставить свои сильные стороны с возможностями рынка. Для многих – повысить свою ценность на рынке. При необходимости – уложить в гармоничный пазл на первый взгляд несовместимые карьерные задачи.

Со временем я видоизменила методику, дополнила некоторыми психологическими техниками. В этой статье хочу поделиться финальной версией инструмента.

Алгоритм

В моей практике проведения персонального SWOT-анализа лучше всего себя зарекомендовала не SWOT, а SOTW последовательность:

  1. Strenghts  – cильные стороны профессионала
  2. Opportunities – внешние возможности на рынке (ниши, новые отрасли и профессии, спрос на услуги)
  3. Threats – внешние угрозы: то, что мешает (или может помешать)
  4. Weaknesses – все, чего недостает для достижения цели, а также зоны развития

Подготовительный этап

Начинать нужно с понимания глобального – «Чего не хватает лично мне?».

Для наглядности рассмотрим случай из практики. Специалист, назовем его Артем, работал в сфере транспортной логистики. Человек-мозг. Признан в компании абсолютно всеми. Но даже новые технологии и системы, которые он внедрял, не удовлетворяли его личные потребности исследовать нечто кардинально новое. Кроме того, он серьезно задумывался о повышении своей мобильности и удаленной занятости. С этой точки и началась работа.

Шаг первый. Strenghts (cильные стороны профессионала)

Это, как в математике, пересечение двух областей:

А) то, что человек умеет делать особенно хорошо (могу делать)

Б) то, что относится к области его устойчивых интересов (хочу делать)

Как быть, если человеку сложно выделить лучшее в области «могу делать»? Например, он полагает, что все делает так, как многие другие – на среднем уровне. Или, более редкий случай, – считает, что со всем справится на «отлично», за что ни возьмется. Тогда следует обратиться к фактам и ответить на вопросы:

  • За какие результаты, проекты, изменения вы были особо оценены вашими работодателями?
  • По каким вопросам к вам обращаются за консультациями?
  • Что в вашей работе отмечали ваши партнеры и клиенты?
  • Какую обратную связь вам как руководителю давали подчиненные?

Вспоминайте о наградах, премиях, соревнованиях, рейтингах.

Еще один важный момент – порой даже небольшой по масштабу проект может быть уникальным и приносящим кому-то немалую пользу. Ведь эту идею можно развивать. Либо, как альтернатива, – масштабировать.

Вернемся к нашему логисту. Артем, как и многие другие специалисты, не выходившие на рынок более пяти лет, был настроен скептически. Он искренне полагал, что у него нет особенно сильных сторон, которые бы заинтересовали работодателей в других сферах. Каково же было его удивление, когда он все-таки вышел на рынок! Артем отличался следующими качествами и способностями:

  • Анализировать бизнес-процессы.
  • В рекордно-короткие сроки осваивать новые виды баз данных.
  • Руководить людьми, формировать дружную команду с прозрачными коммуникациями и высокой лояльностью компании.

Сфера его глубинных интересов включала различные области науки (физика, статистика), построение алгоритмов, технологии беспроводной связи. Это далеко не полный список, а только пункты, оказавшиеся впоследствии релевантными.

Совместив области «могу делать» и «хочу делать», мы получили перечень самых сильных сторон специалиста на тот момент:

  • «Краткосрочная»: способность быстро обучиться и включиться в работу в таких сферах, как анализ бизнес-процессов, работа с базами данных, CRM и ERP-системами.
  • «Долгосрочная»: возможность постепенно перейти в сферу, связанную с технологическими инновациями и/или наукой.

Шаг второй. Opportunities (внешние возможности на рынке)

На данном этапе мы анализируем возможности применения опыта и способностей на рынке (локальном или международном):

а) уже существующие

б) те, которые появятся в ближайшие годы

На что обращать внимание в первую очередь в этом пункте? Идеально – на сферы, где стремительно растет спрос на специалистов. На сферы, где человека не сможет заменить искусственный интеллект.

Если вы планируете смену отрасли, то посмотрите на те компании и позиции, где ваши уникальные наработки/опыт/способности помогут вам наиболее гармонично и эффективно реализоваться как профессионал.

Также здесь стоит посмотреть на возможности, которые предлагает вам мир, чтобы повысить вашу ценность и выделиться среди общего числа потенциальных кандидатов. Это онлайн- и офлайн-курсы, сертификации, стажировки, небольшие проекты, конференции.

Отдельно я отмечу возможности нетворкинга. Кто может вам помочь познакомиться с реальностью интересующей профессии; узнать о потребностях компаний; получить первый, пусть небольшой опыт? А также порекомендовать вас тем, кто нуждается в таких специалистах? Это пункт мы анализируем, опираясь на шаг №1 (сильные стороны).

Приоритетным направлением для себя Артем выбрал сферу с условным названием «наука + IT» с фокусом на направление «работа с большими массивами данных (big data)». Он также отобрал перечень потенциально полезных курсов и обучающих программ.

Как исследовать возможности рынка и стоимость входа на него? Вот перечень возможных шагов:

  • чтение статей о потребностях и трендах на рынке труда;
  • общение со специалистами, уже работающими в сферах, которые попадают в ваш список «хочу делать» (помните первый шаг анализа?);
  • изучение требований работодателей (сколько опыта, какие сертификации требуются)
  • отправка резюме и анализ статистики откликов по ним;
  • пробное посещение 2-3 конференций (можно задать вопросы спикерам по ситуации в их нише, они всегда к этому готовы).

Шаг третий. Threats (внешние угрозы и ограничения)

Здесь нужно рассмотреть угрозы для тех отраслей и компаний, которые вас заинтересовали. К примеру, в конкретной стране отрасль может приходить в упадок. Так получилось с несколькими моими клиентами – профи, которым пришлось переориентироваться на другие сферы, чтобы не уезжать из страны.

Здесь же мы всегда исследуем стоимость входа на рынок. Если конкуренция высока, и такие же сильные стороны есть у многих других кандидатов, вам нужно быть готовым к тому, что стоимость входа лично для вас может быть высокой. Что это может означать? Необходимость получить самые дорогие сертификаты в отрасли. Согласие на самые непривлекательные условия работы на первых этапах. Именно по этой причине Артем отнес направление «ERP» к неприоритетным для себя, разослав несколько десятков резюме и проанализировав отклик.

Шаг четвертый. Weaknesses (чего недостает для достижения цели, зоны развития)

Соотнеся требования рынка и свои данные, человек может понять, чего ему не хватает. Также он анализирует свои обстоятельства и максимально объективно исследует, что из личных ограничений является тотальным «нет», а что можно преодолеть.

Так, для Артема слабой стороной для входа в IT оказалось отсутствие профильного ВО и коммерческого опыта работы, который требовали крупные компании. Junior-позиции не подходили по финансовым соображениям. Многие опции были малодостижимы в силу возраста. Перспектива стать участником бизнес-сообществ и заводить новые полезные знакомства приводила его в подобие паники, смешанной с тотальным скептицизмом.

К счастью, внутренняя мотивация человека и системная, объективная поддержка без надуманного оптимизма творят настоящие чудеса.

Примечание: на этом этапе особенно внимательным важно быть карьерному консультанту/коучу. Если человек в силу характера не готов активно заниматься нетворкингом 24 часа в сутки или резко бросать (пусть даже совершенно нелюбимую) работу, ему необходимо помочь разработать приемлемый для него, экологичный план действий.

Завершая рассказ об Артеме – он поделил переход в новую сферу на два этапа. На первом реализовал имеющиеся навыки и доучивался, на втором – получил работу мечты в работе с big data. Нетворкинг он задействовал самый мягкий – начал с посещения профильных мероприятий, «ориентации на местности» и ответа на предложения обменяться информацией. Но самое интересное – первый шаг реализовал в своей «исходной» компании. Потому что в результате анализа себя и попыток что-то изменить начал видеть реальные возможности двигаться.

Особые случаи

На некоторых этапах проведения SWOT-анализа человек может встретить «непреодолимые препятствия». В моей практике они успешно разрешались, если подключались креативные сессии или анализ ситуации с психологической точки зрения.

Пример – не пересекаются области «хочу делать» и «могу делать». Отнюдь не тупиковая ситуация, как считают многие. Здесь возможны как минимум три варианта развития событий.

Первый вариант. Человек начинает углублять навыки в сфере «хочу делать», создает в этом направлении  портфолио либо получает отзывы, далее – накапливает коммерческий опыт.  Таким образом он формирует область «могу делать». В этом случае нельзя себя торопить, но важна системность. Помогает практика «100 дней», когда человек в течение 100 дней хотя бы в течение 2 (!) минут совершает направленные действия или просто обдумывает эту тему.

Второй вариант. Если какой-либо вид деятельности из списка «могу делать» не является любимым видом занятий специалиста, но и не претит, и при этом удовлетворяет другие важные потребности человека (например, материальные), то очень часто нужно лишь выделить время на реализацию одного из пунктов списка «хочу делать». Снова-таки, не эпизодически, а систематически.

Так, одна моя клиентка, работая менеджером по подбору персонала, организовала группу психологического релакса для своих коллег. Было получено образование, пройдена стажировка, но решимости не хватало. SWOT-анализ показал, что для внутренней правомочности заявить о себе ей достаточно было озвучить, что группа будет проходить в пробном режиме. Методика вывела потребность из «фоновой» в актуальную, показала причину невыхода в действие, и дала силы и вдохновение двигаться дальше.

И третий вариант – когда человек не удовлетворен работой, но не знает, чего он хочет. Это явный повод узнать себя ближе, попробовать новые виды деятельности и, возможно, подумать о работе с психологом.

Хочу отметить, что данная методика помогла многим людям решить ряд вопросов из других сфер:

  • Занижения цены на свои услуги в переговорах с клиентами
  • Недостаточного уровня полномочий и ответственности на своей текущей работе
  • Большой доли неперспективных заказов в своей работе

Столько инсайтов, креативных бизнес-идей и вдохновения можно получить от одного лишь взгляда на 4 аспекта своей работы, что я смело рекомендую эту методику каждому профессионалу. Желаю успехов и новых уникальных открытий себя!

Share on FacebookTweet about this on TwitterShare on LinkedIn

Login

Welcome! Login in to your account

Remember me Lost your password?

Lost Password