Для кого-то новогодний корпоратив – это вечеринка, которую ждешь весь декабрь. Но для начальника это обычно головная боль. Что можно позволить себе на корпоративной вечеринке? Чего ни в коем случае нельзя говорить в поздравительной речи? И когда, в конце концов, можно уйти? Вашему вниманию – краткая инструкция для тех, кто хочет и повеселиться, и остаться авторитетным боссом.

Не пить лишнего. Не танцевать на столе. Не участвовать в конкурсах – или совсем чуть-чуть, но лучше не выигрывать, а то будто нечестно. Если существует где-то разнузданное веселье для начальника, то точно не в кругу коллег. Подобно бальному этикету 19 века, давно пора создать свод правил для начальника.

Галантное приветствие 

Даже если на корпоративе есть тамада, вы – все равно хозяин бала. Хотя бы для той части сотрудников, которые подчиняются непосредственно вам. Хозяину бала необходимо появиться вовремя или с минимальным опозданием. Чем дольше вас нет – тем больше вы показываете, что не слишком уважаете собравшихся и у вас есть дела поинтереснее.

Также важно соблюдать дресс-код. Вечеринка в стиле 90-х, костюмированный бал или «Великий Гетсби» – неважно. Вы должны поддержать в этом дураковалянии своих коллег. Иначе тот, кто строго следовал дресс-коду, может почувствовать себя очень неловко в костюме зайчика рядом с вашим вечерним платьем в пол.

Приходите – и сразу начинайте искать собеседника. Если вы будете молчаливо стоять у стены, пока тамада не объявит начало праздника, это все заметят. И атмосферу это не улучшит. Похвалите костюм своего рандомного собеседника, спросите, как ему этот зал и елка, как он собирается праздновать Новый год дома. Тем для милых бесед достаточно, главное – вести себя расслабленно и открыто.

Речь хозяина бала

Логично, если начальник будет первым, кто произнесет слово на празднике. Поскольку это не конференция, речь должна плавно перейти в тост.

Насколько бы красноречивым вы ни были, свое выступление стоит хорошенько обдумать заранее. Скорее всего, в зале будет непривычная акустика. Если вам дадут микрофон, собственный голос будет казаться чужим. В общем, чтобы не растеряться в важный момент (а ведь вас еще и фотографировать будут!), необходимо хотя бы тезисно набросать свои праздничные мысли. Например:

Начитайте с итогов года. Вспомните все хорошие моменты, общие достижения, ивенты, количество выполненных заказов или возросшие показатели хоть чего-нибудь. Перечислите все, чем можно гордиться, даже кубок по коллективному скалолазанию.

А вот плохое вспоминать не стоит. Если в этом году вашу компанию «штормило», применяйте президентскую формулировку «Этот год был непростым». Избегайте указания, из-за кого именно он был таким и кто вам все испортил. Никаких упреков! Перечислите несколько сложностей, только так, чтобы после этого обязательно могло идти «но». «В этом году мы столкнулись с кризисом, пожаром и увольнением инспектора по безопасности, но несмотря на это, смогли преодолеть все проблемы, повысить показатели продажи спичек и стать самой упоминаемой в прессе компанией зажигательных смесей».

Дайте волю чувствам. Перечислив все успехи, можно остановиться на вашей оценке происходящему. Расскажите, как вы горды результатами. Как вы почувствовали, что коллектив стал настоящей командой. Как вам приятно было начислять предновогодние премии. Используйте обороты «приятно удивили», «командная работа», «роль каждого в команде», «я всегда знал, что вы лучшие» и прочие реверансы. Не переборщите с восторгами, но и не избегайте их. В конце концов, если ваша компания может позволить себе большой корпоратив, значит, все и вправду работали довольно-таки эффективно.

Планы на следующий год. А вот тут не надо общих фраз. Постарайтесь найти золотую середину между «а в следующем году мы станем еще лучше» и «необходимо повысить охват клиентов на 158,5%». Например, скажите так: «Мы будем и дальше укреплять свою репутацию, станем №1 на рынке и продолжим завоевывать доверие клиентов».

Пожелание. Присутствующих очень тронет, если в этой части вы отвлечетесь от работы и вспомните вечные ценности. Пожелайте коллегам счастья в семейных делах и увлечениях. Детей-отличников, путешествий, ярких впечатлений. В конце концов, пожелайте, чтобы времени и вдохновения хватало не только на работу, но и на близких, ибо они – главное. Способствовать выполнению этого пожелания вы не обязаны, а людям будет приятно.

А теперь – очень важное! Ваша речь должна продолжаться не больше 3-4 минут. Краткость, точность и бодрость. Если у вас нет  таланта стендап-комика, ни в коем случае не затягивайте выступление. К тому же, среди сотрудников уже через пару минут найдутся остроумные и веселые люди, чьи тосты будут очень контрастировать с вашим грустным докладом.

Не нагружайте людей скучными цифрами, даже если на корпоративе есть высшее руководство, это не повод превратить праздник в годовой отчет.

Не привирайте. Говорите только о том, чем действительно можно гордиться.

Будьте позитивными. Именно ваша речь задаст тональность всему вечеру. Поэтому после нее никто не должен находиться в смятении чувств, огорчиться, устыдиться или заскучать.

И не забудьте в конце речи поднять бокал шампанского.

Кульминация праздника: 10 важных правил

Итак, вечеринка в разгаре. Музыка, танцы, фуршет, конкурсы. Где в этом безудержном кутеже место для начальника? Ответ прост: рядом со всеми и с каждым.

1. Не отделяйтесь. Не уходите в угол, чтобы отсидеться там, как классная руководительница во время дискотеки. Атмосферу не расслабит такой суровый наблюдатель, который почему-то отгородил себя от социума во время веселья.

2. Пейте, но немного. Определите свою дозу алкоголя на этот вечер. Кто-кто, а вы должны оставаться в здравом рассудке до самого окончания праздника. Но даже если вы совсем не пьете – не подчеркивайте это! У вас в руках постоянно должен быть бокал шампанского, хотя бы чтобы присоединиться к тостам.

3. Разговаривайте. Но не о работе! Вот новости с той стороны баррикад: некоторые коучи советуют работникам именно во время новогоднего корпоратива обсудить с начальником свой карьерный рост или свои идеи. Если вдруг к вам подойдет заряженный такими советами коллега – не стоит пытаться именно сейчас вслушиваться в его стратегии развития. Скорее всего, ему придется перекрикивать музыку, а вам – оставить всех остальных на длительное время. Если такое случится – похвалите человека за инициативу и неиссякаемое трудолюбие даже во время праздника. И скажите, что обязательно уделите ему время уже в первый рабочий день после праздников (а вот это обещание лучше запишите в смартфоне, высока вероятность, что вы забудете об этом уже завтра).

4. Скажите «спасибо» каждому. Поймайте момент, чтобы на минутку отвести в сторону каждого сотрудника. Если коллектив очень большой – уделите внимание хотя бы ключевым персонажам. И скажите им персональный тост. Поблагодарите за этот год, за личные достижения, чокнитесь бокалами. Например: «Иван, я очень рад, что весь этот год ты был в команде, и, скажу честно, именно благодаря твоей пунктуальности и умению сохранять все исходники мы смогли успешно закончить три проекта. Спасибо тебе, успехов в следующем году!»

Даже если вы никогда так не делали – попробуйте прямо на корпоративе. Именно эти важные слова, сказанные лично, точно запомнятся вашим коллегам.

5. Участвуйте. Если вы не хотите танцевать зажигательные танцы или участвовать в конкурсах (хотя стоит вступить в соревнование хотя бы раз, чтобы не выбиваться из коллектива), будьте просто отличным болельщиком. Аплодируйте победителям, взрывайте хлопушки, подпевайте коллеге, которая захотела исполнить любимую песню в караоке.

6. Но не шалите. Среди всеобщего веселья многие люди теряют рамки и могут позволить себе скабрезные шутки или фривольное поведение. Если вы чувствуете, что вам так хорошо и весело, что вы можете сказать что-то не вполне уместное, вовремя остановите себя. В данном случае, что позволено быкам – не позволено Юпитеру. Вам надо сохранить реноме, поэтому не состязайтесь ни с кем в остроумии. А если у вас есть надежный друг на празднике – попросите его сказать вам на ушко, если вас занесет.

7. Дарите подарки. Или нет. Если у вас маленький коллектив и вы можете порадовать каждого – это прекрасно. Обязательно красиво упакуйте ваш подарок, пусть он будет образцово праздничным. Но если коллектив большой – лучше не дарить подарки никому, чем выделить нескольких человек и обидеть остальных. Идеально, если вы будете иметь где-то недалеко пакет с маленькими презентами, которыми сможете ответить, если кто-то подойдет с подарком к вам.

8. Принимайте подарки. Если кто-то из коллег решит, что именно на корпоративе надо подарить вам презент, то принимайте его с радостью, разворачивайте и нахваливайте. Все, как учили в детстве. Не думайте, что можно просто быстро взять пакет и, не глядя, отставить в сторону. Это обидит дарящего. К тому же процесс дарения – это еще один small talk с вашими коллегами этим вечером.

9. Не уезжайте раньше всех. Начальник, который исчезает сразу после своего тоста, похож на свадебного генерала. Сегодня в вас хотят видеть человека, искренне желающего разделить радость со всеми.

10. Не уезжайте позже всех. В какой-то момент вы поймете, что основная часть сотрудников уже нагулялась и разъехалась по домам. Именно в это время и вы можете вызывать себе такси. Все, что будет происходить дальше с теми, кто остался – должно остаться только на корпоративе. Обычно последними уходят те, кто изрядно выпил, и те, у кого уже образовалась своя мини-компания, с которой невозможно расстаться. А еще те, кто внезапно нашел на корпоративе свою любовь. Вклиниться во все эти отряды вы вряд ли сможете, читать нотации кому-либо – ни к чему. Просто дайте людям завершить корпоратив так, как им хочется. Даже если их выбор – спать под роялем. Сделайте вид, что вы этого не видите, и уезжайте домой.

Даже на празднике к боссу предъявляются более высокие требования, чем к остальным. И это логично, ведь даже здесь подчиненные будут учитывать ваши настроение и поведение, и вести себя соответственно. Если коротко – на новогоднем корпоративе важно быть искренне добрым и никому не создавать дискомфорт. А если это вам претит – что ж, впереди еще почти 300 рабочих дней… Но хотя бы в этот вечер можно и постараться.