Синдром высокого мака, декретофобия, эйджизм и другие тренды «женского» рынка труда

Share on FacebookTweet about this on TwitterShare on LinkedIn

В борьбе за существование женщина поневоле должна быть способна на все, но ее редко можно обвинить в прямой жестокости, это мужской грех.
Фрэнсис Скотт Фицджеральд, «Ночь нежна»

Чем больше я думаю о гендерном неравенстве, тем больше мне эта проблема напоминает выпирающие косточки на ногах: это так же некрасиво, болезненно и, к сожалению, обыденно. И чаще это тоже удел женщин. Исправлять проблему долго, дорого, а поэтому мало кто берется решать ее системно.  По данным Уильяма Скарборо, кандидата по социологии в Иллинойском университете в Чикаго, темпы распространения гендерного равенства замедлились: после активных выступлений в 70-х годах тенденции гендерного равноправия не поддерживались на протяжении последующих десятилетий в большинстве экономически развитых стран. По данным Global Gender Gap Report 2014, в мире не было ни одной страны, в которой мужчинам и женщинам платили бы одинаково.

Дорогое удовольствие

Да, неравенство между полами мы принимаем с молоком матери. И не стоит удивляться тому, что, например, быть женщиной просто дороже, чем быть мужчиной. У американцев общая стоимость необходимых для дам товаров в 6 раз дороже, чем аналогичных мужских. Дело не в сотнях туфелек на шпильке, сумочек, дорогой косметике и ювелирных изделиях. Такие же типы товаров для мужчин стоят дешевле – одежда, обувь, средства гигиены и даже процент кредитов. Американские исследователи подчеркивают, что подобная ценовая дискриминация существует даже для детских вещей: розовый самокат или шлем могут стоить вдвое дороже «мальчукового» комплекта. То же самое для девичьих одежек – они обойдутся своим хозяйкам на 3–13 % дороже. Думаю, украинские производители не отстают от своих заокеанских коллег. И мы к этому так привыкли, что, обнаружив такой прискорбный факт, просто ему удивляемся. Принимаем и смиряемся.

Свет мой, зеркальце, скажи…

Дальше – больше. Женщин принято оценивать скорее по внешности, чем по результатам работы или другим достижениям. По крайней мере, озвученные гендерные стереотипы в Украине, по данным исследования Ipsos, просто поражают. 65% респондентов считают, что женщину определяет внешний вид, она «в первую очередь красавица». 59% считают женщин слабым полом. 40% отмечают, что мужчина может решать, совершать ли женщине определенные поступки. 30% полагают, что женщина должна идти на компромиссы. 21% расценивают женскую инициативу в отношениях как легкодоступность. Судя по цифрам, женщине из приятностей не досталось ничего, кроме смазливого личика. 21 век, господа… Даже не верится.

Чья карьера важнее?

И это беда не только украинского сообщества. Удивительно, но даже демократичные американцы не считают нужным соблюдать равенство, что называется, в быту. В 1994 г. больше 30% выпускников вузов в Америке считали,  что муж должен принимать все важные решения в семье. Угадайте, сколько таких было в 2014? Правильно, около 40%.  И это образованные люди, предполагающие, что именно женщина должна класть свою карьеру на алтарь семейного счастья. Выпускники Гарвардской школы бизнеса подтверждают этот перекос. Пока большинство опрошенных выпускниц рассчитывают на равноправие при построении карьеры, более половины выпускников ожидают, что их карьера имеет приоритет по сравнению с карьерой жен. Как правило, дамы готовы быть равными с мужчинами лишь до тех пор, пока их карьера не начинает конкурировать с карьерой мужа. Подавляющее большинство увольнений «по семейным обстоятельствам» происходит в гетеросексуальных парах, и почти всегда страдает карьера женщины.

Синдром высокого мака

Если мы посмотрим на другую сторону земного шара, в Австралии даже придумали и активно (увы!) пользуются термином «синдром высокого мака». Он используется в ситуациях, когда способного и яркого человека стараются «срезать», уравняв его с другими коллегами из «цветника».

Часто такими «высокими маками» становятся амбициозные дамы – по данным опроса Румит Биллан, входящей в список самых влиятельных женщин Канады, среди 1500 женщин разных профессий и должностей, 90% признались, что ощущали свои достижения «подрезанными» коллегами и руководителями. Например, одна из участниц опроса в начале работы в новой компании получила письмо с похвалой от руководителя. Всю следующую неделю коллеги обсуждали это с лютой завистью. Женщина поняла, что свои профессиональные достижения лучше скрывать. В другой ситуации, когда участницу опроса повысили в должности, с ней перестали разговаривать ее коллеги-мужчины. Это не считая таких обыденных ситуаций, когда амбициозным сотрудницам просто отказывали в новых возможностях, включали в черные списки на продвижение, предъявляли завышенные требования или просто саботировали их работу. Поэтому 60% опрошенных предпочитают замалчивать свои успехи, чтобы не нарываться на нападки и критику. А большинство просто боятся своих амбиций, чтобы их не исключили эмоционально из коллектива. Для 70% такие жизненные ситуации стали причиной снижения их самооценки, а 46% даже стали замечать за собой негативизм по отношению к себе. Почти 57% респонденток после нападок перестали верить в себя как профессионалов и чувствовали себя самозванками.

И это говорят женщины, уже посмевшие добиться некоторых бизнес-успехов. Если же говорить о дамах, стремящихся сделать карьеру, их путь к вершине будет дольше и тернистее по многим причинам.

Не до шуток

Например, дамам отказывают в наличии чувства юмора или его уместности в бизнесе. Группа американских исследователей опросила 300 сотрудников различных компаний. Одни и те же шутки, произнесенные актером или актрисой, имитирующими деловой спич бизнесмена, были по-разному восприняты аудиторией. Мужчин с юмором слушатели восприняли как более компетентных и авторитетных, как людей статусных и харизматичных. А с дамами вышло с точностью до наоборот. Тот же юмор для той же аудитории был воспринят с насмешкой, как неудачные шутки людей более низкого статуса в попытке  понравиться. Вывод исследователей: женщины навредят себе, последовав популярному совету шутить во время презентаций и прочих деловых мероприятий.

Тернистый путь в топ-менеджмент

Бизнес-психолог Томас Чаморро-Премузик пишет, что предполагал: женщины недостаточно представлены на руководящих должностях не из-за их неумения руководить, а вследствие того, что общество не преуспело в отсеивании некомпетентных мужчин. И, как следствие, ассоциирование лидерства с маскулинностью выбивает почву из-под ног женщин на пути в топ-менеджмент. Еще одно исследование, снабдившее участников обоего пола социометрическими бейджами (они отслеживали дела и поступки участников в течение недели), показало, что, несмотря на отсутствие разницы между участниками по стилю общения и качеству работы, мужчины успешнее продвигались по карьерной лестнице.

При этом даже присутствие дам в руководстве не гарантирует им одинаковое с мужчинами вознаграждение. По большинству стран и континентов есть отрицательный разрыв между зарплатами топов мужчин и женщин. По данным сайта rabota.ua, разница в пожеланиях зарплат в резюме у топов-мужчин и топов-женщин разнится всего на 10% (для сравнения, у специалистов разрыв достигает 27%), но это во многом из-за того, что в топ-менеджмент пробиваются настолько боевые дамы, что и коня на скаку остановят, и зарплату себе выбить не постесняются. Ведь традиционно дамы на интервью соглашаются с финансовыми условиями работодателя, а мужчины начинают торговаться – и, как правило, добиваются своего. По данным того же Уильяма Скарборо, средний разрыв зарплат у американских топов в зависимости от пола достигает 21%, при этом из года в год накапливается негативный тренд – при общем увеличении количества дам в руководстве им достаются не самые высокооплачиваемые профсферы и, соответственно, не самые «богатые» по зарплатам управленческие должности. В Украине то же самое расслоение – определенный процентный состав женщин в директорате происходит за счет не так уж хорошо (по сравнению с коллегами-директорами) оплачиваемых должностей директоров по персоналу, маркетингу и т.д. Процент дам среди генеральных директоров, директоров по производству, IT-директоров и других высокооплачиваемых топов не так уж велик. То же самое с профессиональными сферами: на производстве, в сфере информационных технологий или в агробизнесе встретить руководителя прекрасного пола – не слишком частый случай. Конечно, ситуация меняется к лучшему, но не быстро.

От декретофобии к эйджизму

Итак, если сосредоточиться на ситуации с женщинами на украинском рынке труда, петь дифирамбы еще рано. Невзирая на позитивные сдвиги (как мне кажется, по большей части в них «виноваты» сами женщины), у нас еще достаточно много руководителей, по умолчанию воспринимающих любую даму как «бомбу замедленного действия». Ведь каждая дама – это потенциальный декрет, а то и не один. Как будто беременность и роды стирают весь профессиональный опыт… Хотя именно забота о детях или уход за больными/престарелыми членами семьи является обстоятельством, ухудшающим положение женщин на рынке труда и, соответственно, причиной, снижающей их зарплату. Даже когда «опасный период» позади, выясняется, и тут дамы нехороши – уже слишком стары. На смену гендерному неравенству приходит универсальный эйджизм. Если взять официальную статистику по гендерному разрыву в оплате труда, больше всех недоплачивают дамам старше 50 лет – им в среднем платят на 27% меньше, чем мужчинам. 20-летние женщины получают на 4% меньше, чем мужчины-ровесники. В общем, и так не эдак, и этак не так…

Что делать?

Бороться с этим заблуждением глобально пока не получается, но каждой из нас вполне по силам личным примером убеждать работодателей, что они неправы. Соглашусь с Эшли Мартином, преподавателем Стэнфордского университета: женщины, закрывающие глаза на различия полов, ведут себя увереннее. Поскольку они думают, что смогут справиться с трудностями на работе, то вполне способны спокойно возражать другим, брать на себя ответственность и т.д. Думаю, спокойная уверенность – это тот путь, который позволит дамам системно двигаться к намеченным целям, не вгоняя себя в профессиональное выгорание завышенными ожиданиями. Попробуем?

Share on FacebookTweet about this on TwitterShare on LinkedIn

Login

Welcome! Login in to your account

Remember me Lost your password?

Lost Password