Поради для роботодавців

Как управлять изменениями в команде: 6 ключей

«Изменения не только возможны, они – неизбежны» – это одна из основ коучинга. Действительно, изменения происходят постоянно и отличаются лишь масштабами. Меняется все вокруг и, наверное, мир еще никогда не менялся так быстро, как сейчас. Нам очень повезло жить в столь интересное время и иметь столько возможностей!

Мы не можем зафиксировать себя и свою команду/компанию на каком-то уровне. Как только мы перестаем развиваться и меняться, мы просто «выпадаем» из рынка и сферы. Если вы ждете момента, когда наладите все процессы и все будет тихо, спокойно, стабильно и по плану – скорее всего, вы ошибаетесь.

Вспомните период, когда не было интернета. Компании работали и продавали свои продукты и услуги, но в какой-то момент каждая компания сделала выбор – меняться и искать новые подходы или не меняться и остаться позади. Так и произошло! Мы действительно не можем игнорировать факт диджитализации.

Также мы не можем игнорировать факт изменения людей – молодые ребята, которые сейчас начинают строить карьеру и открывают свои компании, отличаются от старших поколений. Отличаются во всем – от выбора компании/вакансии до life&work баланса.

Важно то, как мы сами относимся к изменениям

От этого зависят наши мысли, действия и результаты. Кто-то воспринимает их как игру, новые задачи, возможность стать лучше, гибче, усовершенствовать процессы. Кто-то может не любить новое и неизведанное, видеть в этом опасность и риски, испытывать желание стабилизировать все, что уже работает, и не вносить кардинальных изменений в работу организации. Кто-то может относиться к этому по-другому. И это нормально.

К примеру, мы можем настороженно относиться к новым блюдам. Наверняка у вас была ситуация, когда вы по одному виду принимали решение, что не будете это есть. Даже не зная его вкус. Но мозг уже на страже стабильности и всячески нас защищает от рисков. Он заботится о нашей жизни и сразу выдает 100 ответов на вопрос «Почему мне не стоит это пробовать?»

Или другой пример. Замечали ли вы, что мы все склонны к выбору одной и той же дороги/маршрута? Ноги как будто сами идут в необходимое место. Мы даже не успеваем задуматься над этим! Потому что там безопасно и проверено. Не надо «напрягаться» и что-то менять. Согласитесь, это действительно очень удобно и это бережет нашу энергию.

А теперь представьте такую ситуацию: вы едете/идете утром в офис по дороге, которую знаете замечательно. И вдруг поворачиваете за угол и видите огромную яму прямо на своем пути. Вы не можете ее объехать/обойти. Вам необходимо возвращаться назад, объезжать/обходить несколько кварталов. Прокладывать маршрут на Google Maps. Вы все это делаете и понимаете, что уже не успеваете на запланированную встречу в 9:00. Звоните коллегам, переносите встречу. Думаете: как же теперь все успеть? И обнаруживаете другой маршрут, и оказываетесь в офисе раньше, чем планировали. Этот маршрут был здесь всегда. Но вы бы никогда его не заметили, если бы не та яма.

Возможен и другой сценарий: когда вам пришлось бы потратить лишних 20 минут и все-таки задержаться. А возможен и третий вариант, в котором вы смогли бы найти более удобную парковку. И другие варианты. Так всегда!

В работе тоже всегда есть другие варианты для развития вашей команды/компании. И их всегда несколько. А узнать о них вы можете только тогда, когда меняете привычные сценарии, подход, процессы, функциональные обязанности и другие устоявшиеся вещи в организации.

Вернемся к нашему примеру с ямой. Какой будет ваша первая мысль? Какую эмоцию вы испытываете в этот момент? Что-то вроде «О, нет! Что мне теперь делать? Как я должен все успеть? Почему это произошло именно здесь и именно сегодня?» Так мы реагируем на изменения. Все идет не по нашему плану и мы этим не довольны. Нам нужно приложить усилия, предпринять новые действия, думать по-другому, действовать по-новому. Это все «неудобно» для нас.

А точнее, неудобно для нашего мозга. Мозг обеспечивает нашу стабильность, безопасность, надежность и заботится о том, чтобы сегодня было так, как вчера. Чтобы не было рисков. И это прекрасно – благодаря этой функции мы живы.

Пример с ямой на дороге – это метафора. И представьте, что каждый сотрудник в вашей команде/компании видит яму, когда необходимо что-то менять.

Да, мы все понимаем, что в перспективе что-то поменяется к лучшему, что это естественный процесс оптимизации и развития. Но есть одно «но», и это – наша первая реакция. Это чувство, что надо что-то делать по-другому. А зачем? Для чего? До этого же и так работало? Не сложно ли это будет для нас? Эти мысли и чувства переживает каждый. Кто-то задает себе один вопрос: «Для чего мне это?» и находит ответ, начинает действовать, менять, улучшать, развивать себя и свои навыки. Кто-то «зависает» и задает себе 53 вопроса…

Если вы собственник, руководитель департамента или HR, бизнес-тренер, коуч – вы можете влиять на изменения работы команды. Вам повезло, так как вы действительно можете быть агентами изменений в организации. У вас есть ресурсы, чтобы помогать людям быстрее переходить к конструктивным вопросам, мыслям, действиям и решениям.

Триггеры для изменений в команде/компании

Это могут быть разные события извне или внутри.

  • Извне – например, новый игрок рынка с похожим продуктом, переманивание сотрудников, новый закон, который отразится на вашем бизнесе, изменение политической ситуации, изменение рынка труда – выезд сотрудников на работу в другие страны. То, что происходит вне компании, но влияет на ее работу. Мы столкнулись со всем этим в последние годы, правда? И кто-то нашел в этом свои сильные стороны, изменил/улучшил продукт, заключил контракты с новыми партнерами и странами.
  • Внутри – например, новые цели собственника, смена собственника/ключевых сотрудников, запуск нового продукта и пр. Это то, что происходит внутри организации, и она сама создает себе вызовы и условия, в которых просто необходимо трансформироваться. К примеру, смена собственника скорее всего повлечет за собой изменения в управлении, структуре, задачах, целях и видении развития компании. Возможно, этого не произойдет, но какие-то изменения точно будут.

Как управлять изменениями в команде, чтобы они происходили максимально легко и быстро?

1. Анализировать

Все происходящее извне и внутри организации. Глобальные изменения в мире, которые отражаются на всех компаниях в каждой сфере. К примеру, появление интернета в корне изменило ведение бизнеса и создало огромное количество новых позиций в компаниях.

Анализировать тенденции, работу крупных компаний – мировых лидеров, изменения на рынке труда, поведение молодых сотрудников и их подходы к работе – все это помогает быстро и (главное!) вовремя реагировать на изменения. Ваши ключевые сотрудники в разных направлениях отлично разбираются во всем, что происходит в их сфере. К примеру, финансист в финансах, юрист в законодательстве, HR в тенденциях на рынке труда, IT-специалист в трендах и новинках IT-индустрии и так далее. Эти люди знают больше, чем кто-либо другой в вашей команде/компании. Говорите с ними об этом. Узнавайте их мнение. Интересуйтесь, что бы они делали/меняли/оптимизировали сейчас.

2. Планировать

На основе полученной информации на этапе анализа. План действий на выбранный период времени – ключ к достижению поставленных целей. Цель – это уже хорошо! У каждого сотрудника должна быть цель – краткосрочная и долгосрочная. Обеспечьте это, и увидите другой уровень вовлеченности и энергии в команде.

Эти цели должны соотноситься с глобальным планом развития компании. План необходим для того, чтобы разделить путь к цели на конкретные шаги (действия). Делайте это с сотрудниками регулярно – ставьте цели хотя бы на 3-6 месяцев, в зависимости от продукта, сферы. Наилучшие способы постановки целей для команды – это индивидуальный разговор в формате персонального коучинга, тренинг для всей команды с практическими заданиями, стратегические сессии по составлению глобального видения и плана.

3. Продавать

Все, что вы внедряете. Все, что вы создаете, все изменения, улучшения, нововведения – все надо продавать своей команде. Подход «Делаем так, потому что я так сказал!» перестает быть актуальным. Продажа планов и нововведений – это искусство. Это презентация и отработка возможных возражений.

К примеру компания Apple регулярно проводит презентации своих новых продуктов для потребителей. Это продажа – они рассказывают о новом! Об улучшенном! О том, что теперь будет по-другому. Они создают потребность в новом гаджете, хотя старая модель отлично работает и совершенно не нуждается в замене. Но! Они «закрывают» все возражения и очень многие хотят сделать покупку. Они объясняют, чем эта модель лучше и какие опции станут доступными. Это отличная модель, которую применять в своей команде/компании. Почему бы не продать свою идею изменений и не объяснить, что это даст, как повлияет на конечный результат/продукт, какие процессы станут легче?

4. Адаптировать нововведения

Никто не будет что-либо менять (а тем более значимое!), если об этом не напоминать. Это называется адаптацией изменений. После продажи не стоит пускать все на самотек: «Мы об этом поговорили, и теперь оно само будет работать». Не будет! Нужна программа адаптации с персональными митингами руководителей и линейных сотрудников, нужна четкая стратегия по изменениям – только так это становится контролируемым и предсказуемым.

К примеру, привычка. Все мы знаем, что новая привычка формируется минимум 21 день. Минимум! Даже самая мелкая. Так, многие из нас стремятся увеличить количество выпиваемой в день воды. Чтобы развить привычку регулярно выпивать стакан воды, а не чай/кофе, мы можем установить приложение с напоминаниями. Формирование привычки становится значительно проще, и вероятность, что мы забудем об этом, снижается. Даже если мы пропустим несколько приемов воды, напоминания будут приходить и дальше по установленному графику. И мы вернемся к нему. Создайте свою программу изменений в команде/компании по примеру этого приложения – создайте систему напоминаний для сотрудников, и новые «рабочие привычки» быстрее станут реальностью.

5. Корректировать

То, что необходимо на практике. Мы все знаем, что теория и практика – это разные вещи. То, что мы пишем на бумаге, и то, что получается в реальной жизни, может отличаться. Стоит это учитывать и регулярно запрашивать обратную связь от сотрудников, чья работа изменилась. Стоит интересоваться, что улучшилось, какие появляются сложности, какие есть решения, что еще можно улучшить. Линейные сотрудники очень много знают о том, чего может не знать управленец. И для решения каких-то локальных вопросов стоит привлекать именно тех, кто работает «в полях».

Можно написать подробные должностные инструкции, положения, описать бизнес-процессы и все это будет выглядеть очень достойно и привлекательно. Но есть реальное положение вещей… И куда важнее сделать все это действительно работающим, внести изменения там, где необходимо. К примеру, мы можем прочесть инструкцию о том, как правильно водить машину, но на практике мы все равно столкнемся с чем-то новым. Мы можем пересмотреть все видео на YouTube о том, как правильно кататься на лыжах. Но все равно упадем. И не один раз. И только потом действительно получим удовольствие от катания!

6. Постоянно над этим работать

Без перерыва. Процесс изменений не может останавливаться. Нам следует уделять время каждому этапу, продолжать анализировать, планировать, продавать, адаптировать, корректировать.

Метафорой к этому процессу может быть наше тело, которое постоянно нуждается в заботе и уходе. Мы же не можем один раз привести себя в идеальную форму и больше не заниматься спортом! Наше тело быстро изменится и перестанет быть таким, как нам хочется. Это непрерывный процесс работы над собой. Так и в команде/компании.

Важно относиться к изменениям как к приключению! Все, что происходит в мире, происходит для нас, нашего развития и движения. Меняйтесь с удовольствием, драйвом и интересом!

Катерина Вольская, основатель HR компании UniSkill

Share on FacebookTweet about this on Twitter

Lost Password