Про Budni
Наші продукти
В любой инструкции есть раздел, где написано, для чего девайс не предназначен. Не обойтись без него и нам: у эйчара есть ограничения, о которых нужно знать работодателю.
Среди множества эйчарских ограничений есть несколько неочевидных: руководители уверены, что как раз для этих‑то задач эйчар и предназначен! И ошибаются — полностью или отчасти. Таких ограничений мы насчитали семь.
- Эйчар не избавит топ‑менеджмент от разработки HR‑стратегии.
С разработкой HR‑стратегии не справится даже целый HR‑отдел. Более того, поручать её создание исключительно эйчарам — типичная бизнес‑ошибка. Здесь нужна работа всего топ‑менеджмента с эйчарами вместе. В самых общих чертах она выглядит так:
В этой работе эйчары должны обеспечить технологическую и консультативную части. Однако место, где принимают ключевые решения, не HR‑отдел.
Иногда руководство ожидает, что эйчар возьмёт на себя всю возню с персоналом, а линейные менеджеры наконец‑то сосредоточатся на своих задачах.
Работа с сотрудниками — как раз одна из задач руководителя подразделения, потому он и называется руководителем. Он общается со своими работниками изо дня в день, мотивирует или демотивирует, поощряет и контролирует, учит и указывает на ошибки; от руководителя зависит рабочая атмосфера в подразделении. Эйчар не сделает за него эту работу ни при каких условиях.
Однако на HR‑отделе — технологическое решение управленческих задач, среди которых: подбор персонала, частичная адаптация (та её часть, которая универсальна для всех работников), разработка мотивационных схем, выбор или разработка программы обучения (последние две задачи — в сотрудничестве с другими специалистами) и другие.
Мотивация и удержание — классические задачи HRM, но эйчар справится с ними только вместе с другими линейщиками и топ‑менеджерами. Им вместе придётся вникать в проблемы и нюансы каждого отдела. Иначе получится нечто формальное, пригодное только для отчёта, но работа компании от такой системы мотивации точно не станет эффективнее.
Выбор технологий и методик, частичная разработка программ мотивации и удержания — задача HR‑отдела. Он же обеспечивает коммуникации: объясняет, как всё это работает, доносит информацию до линейщиков и сотрудников. А потом ещё и анализирует результаты и предлагает, что и как исправить. Однако непосредственно исполнять программу в первую очередь руководству и линейным менеджерам.
Уточним: не создаст в одиночку, силами HR‑отдела. Ни быстро, ни медленно. Потому что HR‑бренд — совсем не бренд, который создают эйчары. Это бренд компании как работодателя, отличный от её потребительского бренда. Его развитие — задача сразу и для эйчаров, и для маркетологов, для линейщиков и топ‑менеджмента.
У эйчаров просто нет нужных компетенций для такой работы. Впрочем, маркетологам в одиночку тоже с этой задачей не справиться: здесь много специфики, и без консультаций с эйчарами им не обойтись. Поэтому разработка бренда работодателя — ещё и проверка для всей компании: как подразделения умеют сотрудничать, умеют ли.
Неожиданно, но это так. Подбор персонала — традиционная задача HR‑отдела. И всё‑таки ответственность за неё лежит не только на эйчарах. Насколько быстро и хорошо идёт в компании подбор, зависит от нескольких факторов: от умений и технологичности работы HR‑отдела, от адекватности требований и поведения линейных руководителей, а также от репутации компании на рынке труда.
До сих пор ещё встречается такая установка: каковы бы ни были требования к кандидату, внутренний рекрутер обязан найти нужного человека — даже если пожелания совершенно сказочные. На сленге внешних рекрутеров вакансии с нереальными требованиями называют «дохлыми». С такими приходится сталкиваться и внутреннему рекрутеру. Дохлая вакансия, опрометчиво взятая в работу, неизбежно превращается в «висящую». Чтобы этого не произошло, эйчар (внутренний рекрутер) должен не только отлично знать подбор, но и уверенно чувствовать себя в роли эксперта: не брать вакансию бездумно, под козырёк, а проанализировать нужный сегмент рынка труда, проконсультировать линейного руководителя и скорректировать его требования.
Опять облом — для части руководителей неожиданный. Нередко встречается такое: компания нанимает универсального эйчара (HR‑generalist), чтобы все HR‑расходы свести к его зарплате. Раз он универсал, то должен справиться и с подбором, и с обучением, и с оценкой, и со всем остальным. К сожалению, так не бывает. Если специалист грамотный, то сумеет хорошо наладить эти участки работы, сделать их эффективнее — и нужен он именно ради этого. Но свести HR‑бюджет к нулю или близко к тому всё‑таки не удастся.
За некоторые направления — например, за подбор — он возьмётся как исполнитель, на других выступит как координатор. Кое‑где потребуются субподрядчики, и расходы могут даже возрасти: на тот же подбор или обучение и оценку — если нужны методики, работать с которыми имеет право только сертифицированный специалист. Невозможно быть экспертом и отличным исполнителем во всём: результаты будут неровными или дилетантскими, и тогда под вопросом окажется профессионализм эйчара, его эффективность.
Аналогия: у компании есть свой IT‑отдел, но когда нужна разработка сайта, эту работу поручают веб‑студии, а не своим айтишникам (как правило, они занимаются совсем другими задачами).
Во‑первых, это зависит не только от него. Как мы уже выяснили ранее, ответственность с ним делят линейные менеджеры и руководство компании.
Во‑вторых, опыт эйчара — даже точь‑в‑точь такой, как хочется работодателю — не гарантирует безошибочной работы. HRM становится технологичнее, в отрасль пришли Big Data и другие технологии, которые помогают уйти от гуманитарности в сторону точности и предсказуемости. Но работа с людьми по‑прежнему требует нешаблонных решений, а человеческий фактор постоянно преподносит сюрпризы. Поэтому ошибки будут. Главное — быстро их отлавливать и исправлять.
С эйчаром действуют все те же правила, что и с другими специалистами: его опыт не нужно абсолютизировать, стопроцентного попадания не бывает почти никогда, так же как нет идентичных ситуаций и задач. Разумнее делать ставку на общую компетентность специалиста, совпадение его видения с видением руководства, и на потенциал: готов ли он развиваться, набирать и использовать новые знания, умеет ли учиться. Это самое важное. Если с этим проблема, опыт не спасёт.
Итого получилось семь эйчарских «не» — как раз там, где руководители чаще всего ожидают от эйчара «да». И список ещё, наверное, не полный. Что мы упустили? Какие есть нюансы? Приглашаем всех в комментарии.
http://www.hr-journal.ru/articles/ov/HR-manual-for-boss.html
Комментарий эксперта:
Да!Да! и еще раз Да!:) очень актуальная статья.
Как раз накануне, подводя итоги ушедшего года и разрабатывая стратегию развития компании в 2016 году, я, как HR-менеджер, получила массу вопросов от топ-менеджеров на описанные выше «не». И вынуждена признать, что в сфере управления персоналом еще многое остается непонятым и неузнанным линейными руководителями и топами.
По-прежнему живы ожидания, что HR – панацея от всех проблем с человеческим ресурсом компании. Ан, нет! И вот, что я отметила: если, как пишет автор статьи, у эйчара есть желание, он понимает и принимает стратегию, и обладает потенциалом, все запросы и претензии «линейщиков» и топов будет воспринимать как собственный вызов, бежать еще быстрее и корить себя за неуспешные проекты.
Но, если разобраться, то проблема не уходит и не исчезнет даже если все 24 часа в сутки эйчар посвятит улучшению своих навыков и саморазвитию. Потому что, если он в поле один воин, то и результат соответствует вовлеченности остальных управленцев. Я лично какое-то время регулярно билась над укомплектацией штата одного подразделения, пока не удалось вовлечь в процесс адаптации, обучения и развития сотрудников их непосредственного руководителя. И, о чудо, текучка прекратилась!
Поэтому, на мой взгляд, чем быстрее руководящий состав примет тот факт, что HR-менеджер не один в ответе за коллектив, тем лучше пойдут процессы и дела у компании.
Еще к таким вот «эйчар не отвечает за…», я бы добавила следующее:
Если принять тот факт, что развитие персонала – это коллективная ответственность, а HR-менеджер – это флагман и носитель знаний в области управления человеческим ресурсом, к которому необходимо прислушиваться, считаться с его мнением, доводами и опытом, то такая компания будет неизменно следовать своим курсом, развиваться и будет успешной!
Юлия Истапенко,
Руководитель Департамента персонала и коммуникаций
Группы компаний «РИВЬЕРА»
Читайте більше за тегами: