В начале 2015 года Кадровый холдинг АНКОР в Украине совместно с карьерным порталом rabota.ua и международной студенческой организациейEnactus провел опрос среди студентов на тему «Положение молодых специалистов на рынке труда глазами выпускников и студентов ВУЗов».

36 % опрошенных составляют  студенты финансовой и экономической специальностей, 23 % – инженерно-технической, 15% изучают гуманитарные науки. 50% респондентов – магистры, 29% – специалисты, 14% – студенты бакалавриата, 4% – студенты 1-3 курсов.

Учеба за рубежом

48% студентов обозначило, что они хотели бы продолжить учебу за границей с целью последующего трудоустройства за рубежом (это на 13% меньше показателя опроса 2013 года, при котором за границей хотели бы остаться 61% молодых специалистов), 26% украинских студентов не против учиться за рубежом, но вернуться и трудоустроиться в Украине, тогда как 26 % не заинтересованы в получении образования за границей.

Опыт работы

Исследование выявило, что, к моменту окончания ВУЗа 63% украинских студентов уже имеют опыт работы, из них 32% работают ,более двух лет, 28% – от года до двух лет, и 26% – от полугода до года. Опыт работы по специальности имеют 58% респондентов, что на 10% выше показателя аналогичного опроса в 2013 году (Рис. 1).

Что касается заработной платы, то 46% выпускников на первом месте работы готовы получать от 2000 до 4000 грн. 29% согласны на 4000-6000 грн., а 1% студентов согласились бы работать за сумму, превышающую 15 000 грн.

Большинство молодых специалистов предпочитают трудоустроиться на постоянную работу в офисе (61%, что на 9% выше показателей опроса 2013 года), 33% согласны на работу со свободным графиком (40% согласно опросу 2013 года), фриланс интересует немногих (3%), а на дому готовы работать только 2% опрошенных.

50% респондентов уверены, что подготовка в их учебном заведении соответствует требованиям рынка.

Летние каникулы на работе за соответствующую плату согласны провести 37% студентов, что на 7% меньше показателей опроса 2013 года. 18% молодых специалистов указали, что готовы временно работать на бесплатной основе при условии возможного постоянного трудоустройства. Не готовы работать в летний период 5% опрошенных студентов.

Рынок труда глазами студентов

АНКОР спросил молодых специалистов, какое количество времени с момента окончания ВУЗа занимает процесс поиска  работы и выяснилось, что 43% выпускников ищут работу от двух месяцев до полугода (Рис. 3) .

На вопрос «Легко ли найти работу по специальности?» 4% студентов ответили утвердительно, 64% обозначили, что это нелегко, но возможно, а 32% полагают, что трудоустроиться практически невозможно.

Мотивация персонала

Мы предложили участникам опроса рассказать, что мотивирует их помимо заработной платы (с возможностью выбрать до трех вариантов ответов).

Наиболее часто обозначаемые факторы нематериальной мотивации расположились следующим образом: обучение (тренинги, семинары, курсы и пр.) – 65%, грамотный руководитель – 46%, комфортные условия работы (наличие кухни в офисе, кондиционер, отсутствие строгого дресс-кода и т.д.) – 40%, возможность работы в дальнейшем в других офисах компании – 32%, отсутствие строгого графика работы – 30%, возможность использования иностранного языка – 28%.

Юрий Перч, директор кадрового холдинга АНКОР в Украине: «В целом, результаты опроса 2014 года мало отличаются от показателей 2013 года, что говорит о зрелом и взвешенном подходе молодых специалистов к поиску работы, вне зависимости от внешних факторов. Опрос показал, что молодые украинцы стали раньше взрослеть: все больше студентов работает во время учебы и все меньше говорят о том, что они желали бы выехать и искать лучшей жизни за границей» 

Максим Немеш, директор маркетинговых коммуникаций и PR rabota.ua: “Современный рынок труда не только ставит жесткие условия молодым специалистам, но и предлагает множество способов получить желаемый опыт работы еще до выпуска, при этом вовсе не обязательно по профилю обучения. Кроме массы предложений курсов и обучающих программ с практическими составляющими, активная молодежь может приобрести навыки работы с большим обьемом информации, проектами и задачами в общественных организациях и объединениях, которые занимаются решением целого ряда социальных вопросов; вовлечение в их деятельность – это не только весомая строчка в резюме, но и действительно ценный опыт. Работодатели ожидают все большего от молодых кандидатов, и, как показывает опрос, они это понимают.”