Счастливые сотрудники = счастливые клиенты = успешный бизнес. Так выглядит бизнес-модель компании Zappos, годовой оборот которой составляет 1,2 млрд долларов.

«Желание делать людей счастливыми не противоречит, а даже наоборот, помогает получать прибыль. Сегодня Zappos самое желанное место работы для миллиона американцев и всех, кто работает в online retail бизнесе», – говорит Ширин Элтобджи, директор по развитию Delivering Happiness, сервисного подразделения Zappos.

С момента выхода в свет книги Тони Шея «Доставляя счастье» корпоративную культуру счастливых сотрудников внедрили уже более 220 компаний по всему миру.

В последние несколько лет управление благополучием сотрудников – один из глобальных HR-трендов, а счастье сотрудников становится обязательным условием для компаний, которые занимаются Employer Branding (брендом работодателя).

Значит ли это, что уже в ближайшем будущем счастье сотрудников станет ключевым показателем, волнующим и вашего генерального директора? Вполне возможно, ведь по результатам опроса компании Gallup, в Украине только 10% людей счастливы на работе.

И тогда, наверняка, вы столкнетесь с вопросами: чей это KPI? И как его измерять?

Давайте попробуем вместе в этом разобраться.

Счастье сотрудников: чей это KPI?

Есть компании, где существует специальная должность – Chief Happiness Officer или Happiness Manager. Это специалист, который отвечает в компании за счастье сотрудников, соответственно, управление благополучием – это его KPI. Но такие должности в Украине – не самое распространенное явление.

В наших компаниях счастьем сотрудников чаще всего занимаются Employer Branding менеджеры, менеджеры по внутренним коммуникациям и HR-директора.

Но может ли счастье сотрудников быть ответственностью только одного человека в компании, пусть даже он HR-директор? Вряд ли! Ведь благополучие сотрудников – это не только комфортные условия работы, программы мотивации, корпоративные мероприятия и разные «плюшки». Это и возможность развиваться и реализовывать в работе свой потенциал, значимость и разнообразие работы, ощущение причастности к успеху компании и своего вклада в общее дело, позитивная атмосфера в коллективе, открытый и доступный для коммуникации топ-менеджмент, признание и уважение, и много другого, что находится вне зоны влияния исключительно HR-департамента. Поэтому в управление счастьем сотрудников должны быть вовлечены и их руководители. Соответственно, корпоративное счастье должно быть и их KPI.

Как измерить счастье?

Оказывается, уровень счастья можно измерять, подобно другим ключевым показателям эффективности. Если вы не готовы заказывать комплексную диагностику уровня счастья в компании, тогда можете использовать такие простые способы:

1. Попросите ваших людей оценить их уровень счастья на работе от 1 до 10, где 1 – абсолютно несчастный, а 10 – абсолютно счастливый.

2. Можете использовать Оксфордский опросник счастья, который замеряет 3 параметра: уровень удовлетворенности жизнью, наличие позитивных и отсутствие негативных эмоций.

3. Проанализируйте настроения в компании: почитайте отзывы о вашей компании, послушайте, о чем ваши люди говорят в курилках, почитайте, что они пишут о компании в своих социальных сетях. Только делайте это с должной деликатностью, обеспечивая необходимую прозрачность, открытость и честность. Не забывайте, что у вас нет цели выделять кого-либо и наказывать за инакомыслие, и что ваш главный интерес – это общий уровень настроений, обобщенная информация, подтверждающая, что сотрудники по-прежнему чувствуют себя счастливыми и благополучными.

4. Визуализируйте уровень счастья в компании, используя шкалу настроений с грустными и веселыми смайликами (от самого грустного до самого веселого). Оформите стену, куда люди могут наклеить свой смайлик, и вы сразу увидите ваш % счастливых сотрудников.

5. Ну и конечно, личный разговор. Для анализа уровня счастья вы можете использовать «колесо счастья» (аналог коучингового «колеса баланса»). Попросите, пусть ваш сотрудник определит 8 важных сфер в работе, от которых зависит его счастье, и оценит уровень удовлетворенности этими сферами.

Полученный при первом замере показатель уровня счастья для вас будет мало информативен, но он необходим, чтобы дальше вы могли измерять эффективность мероприятий, направленных на увеличение уровня счастья по динамике его изменения.

Кроме этого, важно отслеживать и бизнес-показатели, связанные с корпоративным счастьем, например:

  • уровень текучести персонала (счастливые сотрудники более лояльны к компании);
  • уровень вовлеченности в проекты компании (мотивация и вовлеченность счастливых сотрудников выше);
  • удовлетворенность клиентов (счастливые сотрудники = счастливые клиенты);
  • количество больничных (счастливые люди реже болеют);
  • срок закрытия новых вакансий (люди хотят работать в счастливых компаниях) и др.

Показатели благополучия сотрудников стоит измерять еще и для того, чтобы продемонстрировать руководителям высшего звена связь между счастьем и результатами бизнеса.

На этапе внедрения культуры счастливых сотрудников в компании будьте готовы к тому, что если при встрече с собственником или директором компании вы будете говорить лишь о необходимости создания в компании приятной атмосферы и повышения уровня счастья, то на такие цели вам денег не дадут. Рекомендую сразу вооружиться конкретными данными и измеримыми результатами, которые заинтересуют ваше руководство. Покажите, как уровень счастья повлияет на эффективность и вовлеченность ваших людей, как изменятся результаты бизнеса. Это и будет хорошим доказательством выгод внедрения корпоративной культуры счастья в компании.

Ирина Примак, бизнес-консультант по стратегическому маркетингу и HR-брендингу, бизнес-психолог, автор модели «СОРС. 4 составляющих счастья», сертифицированный эксперт в теме «Счастье в деятельности», автор проекта «Институт Корпоративного Счастья»