Управление благополучием (wellbeing) сотрудников в мире давно не новый тренд, но у нас о нем заговорили сравнительно недавно. Если еще пару лет назад одной из самых важных HR-функций было управление мотивацией, то сегодня многие понимают, что, кроме финансовой составляющей, на результаты работы людей влияет и их общее благополучие.

«Обзор данных о благополучии сотрудников и его потенциальном влиянии на производительность труда» – недавнее исследование, проведенное в Великобритании, показало, что повышение благополучия приводит к улучшению рабочих характеристик: финансовых показателей бизнеса, производительности труда, качества товаров и услуг. Поэтому около половины английских работодателей в этом году внедряют программы по благополучию сотрудников. А в Ирландии уже третий год подряд День благополучия на рабочем месте (National Workplace Wellbeing Day) отмечается как национальный праздник.

В каких случаях благополучие сотрудников должно стать приоритетом HR-стратегии?

  • Работодатели постепенно осознают важность управления благополучием своих людей в тех сферах и компаниях, где ощущается дефицит достойных кандидатов, где от личности сотрудника зависит успех организации и хорошему специалисту не так просто найти замену.
  • Если бизнес нацелен на долгосрочную перспективу, тогда тоже должны более активно внедряться программы по развитию лояльности и созданию корпоративной культуры счастливых сотрудников.
  • Компании, которые хотят построить сильный HR-бренд и привлекать таланты, прежде, чем заниматься созданием привлекательного имиджа на рынке труда, должны позаботиться о благополучии людей, которые у них уже работают.
  • Если бизнес связан с обслуживанием и работой с клиентами, благополучие сотрудников будет напрямую отражаться на качестве сервиса и коммуникаций. Важно помнить, что ваш сотрудник будет относиться к клиентам так, как компания относится к нему.

Что же такое благополучие сотрудников?

Специалисты компании Gallup в ходе одного из исследований пришли к выводу, что есть пять основных факторов, влияющих на благополучие человека. Это карьера, социальный и финансовый факторы, физическое состояние и вклад, который человек вносит в общество. Человеку, у которого есть проблемы со здоровьем, в семье или в других сферах жизни, гораздо труднее быть вовлеченным и уделять максимум энергии работе. Если компания поможет сотрудникам в сохранении благополучия, то их вовлеченность вырастет.

Карьерный аспект благополучия включает понятные и прозрачные перспективы развития и роста, возможность развиваться не только профессионально, но и личностно, увлеченность своей работой и возможность самореализации.

Тони Шей в своей книге «Доставляя счастье» рекомендует создавать у сотрудников ощущение прогресса и скорости движения. Он рассказывает, что раньше в Zappos сотрудники продвигались по карьерной лестнице каждые восемнадцать месяцев (при условии, что они отвечали всем требованиям, необходимым для этого). Потом в компании перешли на систему небольших карьерных продвижений каждые шесть месяцев. В результате через восемнадцать месяцев после трех небольших продвижений результат с точки зрения зарплаты был сравним с предыдущей схемой, но уровень счастья людей был намного выше, потому что они ощущали постоянный прогресс и рост.

Благополучие в социальной сфере означает, что в компании создана атмосфера доверия и уважения, люди работают в команде единомышленников, их ценят, к их мнению прислушиваются. Дружеская атмосфера, возможность социализации и качественного общения на работе крайне важны.

Кроме этого, в социальном аспекте компания должна уделять внимание и соблюдению сотрудниками баланса работы и личной жизни. Рассмотрите варианты для желающих перейти на удаленную работу и частичную занятость, создайте людям возможность отдыхать и больше времени проводить с семьей, организовывайте корпоративные мероприятия семейного формата.

Заботясь о финансовом благополучии своих сотрудников, важно учитывать, что хоть счастье и не в деньгах, но у человека должна быть возможность покрывать свои потребности, платить за жилье, отдыхать и заботиться о здоровье.

Обеспечьте своим людям достойную оплату их труда, обучите их финансовой грамотности, сформируйте фонд помощи тем, кто попал в затруднительную финансовую ситуацию.

С точки зрения физического состояния важны ощущение безопасности, правильное питание, физическая активность, количество сна и доступ к качественному медицинскому обслуживанию. Постоянный стресс на работе, большая рабочая нагрузка и многозадачность часто становятся причиной ухудшения здоровья.

В некоторых компаниях в штате уже работают врачи, которые помогают заботиться о здоровье персонала. Абонементы в спортзал, здоровые и питательные обеды, производственная гимнастика, программы по питанию и потере лишнего веса, поощрение при отказе от курения – все это поможет вашим сотрудникам сделать выбор в пользу здорового образа жизни.

Возможность внести вклад в общество, помогать и приносить пользу другим, по данным Gallup, – главный фактор, определяющий разницу между хорошей и великолепной жизнью.

Люди счастливы работать в компаниях, корпоративные проекты которых направлены на решение значимых социальных проблем общества.

Принципы внедрения программы управления благополучием

Отдельные программы по благополучию сотрудников – хорошая инициатива, но нужного эффекта они не дадут. Здесь, как и в любом другом деле, важна система. Она не только позволит наладить процесс работы с сотрудниками, но и отслеживать его эффективность и пользу для бизнеса.

Чтобы не превратить управление благополучием в «дикую» HR-активность, проведите опрос сотрудников, чтобы определить приоритетные направления и активности, разработайте комплексную программу и привлеките к ее реализации топ-менеджмент компании.

1. Ориентируйтесь на личность, а не на общую массу. Больше не существует понятия «все сотрудники компании».

2. Уходите от формального отношения работодатель-сотрудник. Ваши люди работают не на вас, а с вами.

3. Создавайте длительные доверительные отношения. Покажите людям, что вы их цените. Благодарите за преданность компании.

4. Настройте фокус на баланс работы и личной жизни ваших людей, смысла и удовольствия от работы.

5. Повышайте качество жизни на работе. Создавайте среду и атмосферу, в которой можно продуктивно и комфортно работать.

Ирина Примак, бизнес-консультант по стратегическому маркетингу и HR-брендингу, бизнес-психолог, сертифицированный эксперт по теме «Счастье в деятельности», автор методики «12 источников счастья на работе», автор проекта «Институт Корпоративного Счастья»