Советы для работодателей

IT-аутсорсинг в Украине. Рынок труда: 6 ключевых вызовов

Впервые Украина стала рассматриваться в качестве плацдарма для индустрии IT-аутсорсинга в нулевых, к десятым она уверенно входила в топ перспективных, а к середине минувшей декады образовала крепкий костяк в Восточной Европе (совместно с Беларусью и Польшей), который готов составить конкуренцию традиционным лидерам из Китая и Индии.

Сегодня открытый коммерческий рынок профессиональных услуг в нашем регионе растет в 4-5 раз быстрее, чем в среднем по миру, что делает его весьма привлекательным как среди местных компаний, так и в глазах глобальных игроков. Долгоиграющих проектов становится все больше, зарплаты растут, а вместе с ними активно перестраивается и внутренняя кухня: требования становятся жестче, ожидания ярче, меняются процессы рекрутинга и мотивации. Перспективы вызывают потребность в качественной перестройке уже сейчас. С какими сложностями сталкивается IT-аутсорсинг в Украине?

Максим Прохоров,
основатель PmPartners

1. Наше мышление не успевает за развитием рынка

Удобное расположение, выгодные условия сотрудничества, быстрый широкополосный интернет и многие другие факторы задали рынку IT-аутсорсинга темп роста, за которым не успевает наше мышление. Что я имею в виду? Наши компании по-прежнему пытаются продать клиенту рабочие часы, а не решение их проблем. Срыв дедлайнов и изменения стоимости работ после заключения договора  – стандартная практика. Клиент получает ровно то, на что подписался, и ни на йоту больше – это кредо наших работников. Конечно, этим грешат и индийские, и пакистанские аутсорсеры, но как раз поэтому данные рынки сейчас находятся в состоянии стагнации. Поэтому в моих компаниях внедрен свод правил, которые помогают избежать большинства «ловушек менталитета»:

  1. Всегда информируй клиента о ситуации с проектом, в частности, о проблемах, которые неизменно возникают.
  2. Если ты даешь клиенту определенные гарантии и принимаешь за них оплату, ты обязан их выполнить.
  3. Не обещай того, что не можешь сделать, или сразу предупреждай о возможных рисках.
  4. Всегда старайся дать больше, чем клиент ожидает.

Следить за планированием и соблюдением дедлайнов проще, если есть глубокая внутренняя экспертиза. Она помогает управлять ожиданиями клиента и получать очевидный результат. Все должно быть прописано и задокументировано. Отвечать за экспертизу должны люди с соответствующими компетенциями в сфере менеджмента. Проще всего находить их на стороне, сложнее, но надежнее – выращивать из своих.

2. Узкие специальности уходят в прошлое

Аутсорсинг требует от IT-специалистов быть чуточку больше, чем просто инженерами. Недостаточно владеть навыками программирования, тестирования или разработки. Нужно иметь представление о работе бизнеса в целом, осваивать базовые знания в сфере, в которой ведется проект. Компании ценят подрядчиков, способных выдавать готовые продукты, а сделать это только с помощью технических специалистов сложно.

3. Неоднородное распределение кадров

В 2020 г. количество IT-работников в Украине перевалит за 200 000. Каждый год университеты выпускают 16 000 новых специалистов, однако по-прежнему достаточно сложно собирать команду для крупного проекта в рамках одного города. Переезд и адаптация сотрудников зачастую становится проблемой для компаний, потому что у них банально нет людей, которые смогут заняться этим. Задача падает на руководство или проектных менеджеров.

4. Заинтересованность становится главной мотивацией

Сила нематериальной мотивации лучше всего проявляет себя именно в IT-сфере. Когда зарплата находится на стабильно высоком уровне, деньги постепенно теряют свое значение, а на первый план выходят другие источники мотивации. В аутсорсинге это, как правило, интересные проекты или сложные нетиповые предприятия. Но иногда приходится проявлять смекалку. Например, вводить систему поощрений, где за каждый закрытый проект, положительный отзыв или своевременно выполненную задачу начисляются баллы. В конце каждого месяца сотрудник, набравший больше всех баллов, отправляется на выходные в Европу за счет работодателя.

5. Обратная миграция в инхаус – редкое явление

На моей памяти лишь несколько человек смогли вернуться в инхаус после работы «в поле». Основная причина – финансы. За пять лет зарплата в аутсорсинге выросла в 2-2,5 раза, в компаниях – на 60%. Большая часть работодателей сейчас просто не смогут позволить себе исполнителей, которые уходили от них несколько лет назад. Чаще всего в этом и нет смысла – проще воспользоваться «оффшорным программированием».

Другая проблема – профессиональный потолок. Специалисты, которые побывали в «свободном плавании», редко соглашаются работать за оклад, имея минимальные перспективы развития. Практика показывает, что переключаться на проектную работу проще, так как помимо повышения зарплаты добавляются другие плюшки: профессиональное развитие, новые связи, вовлеченность в жизнь компании, прокачка навыков и т.д. Возвращение на оклад практически всегда оборачивается профессиональным выгоранием.

6. Нам еще предстоит эволюционировать вместе с рынком

Украина и дальше будет оставаться привлекательной страной для развития IT-проектов на аутсорсинге, однако для того, чтобы стать реальной силой в мировом контексте, нам нужно кардинально изменить свою корпоративную культуру:

  • Находить новые способы мотивации.
  • Повышать прозрачность в вопросах бюрократии.
  • Эффективно адаптироваться к изменениям технологий, методологий и новых стандартов.
  • Выстраивать сильный бренд работодателя.
  • Прокачивать внутреннюю экспертизу.

Когда важность строительства новых отношений с клиентом станет выше желания мгновенной наживы, тогда мы будем готовы к завоеванию мира.

Share on FacebookTweet about this on Twitter

Lost Password