Близки к профессиональному выгоранию 53% офисных сотрудников со всего мира (по данным исследований компании Regus). В других источниках эта цифра колеблется от 21% до 41%, в зависимости от характера работы, возраста и профессионального уровня. Впечатляет?

Каковы причины выгорания и как руководитель может помочь сотрудникам выходить из этого состояния? Проверенными на практике рекомендациями делится Оксана Геращенко, GlobalLogic.

Признаки выгорания сотрудника

Случалось ли вам, как менеджеру, замечать у подчиненных такие признаки?

  1. Частые смены периодов трудоспособности и усталости, ухудшение результатов деятельности специалиста.
  2. Отсутствие радости, легкости, удовольствия от выполняемой работы.
  3. Апатия по отношению к проекту, заказчику, задачам.
  4. Мелкие нарушения дисциплины: игнорирование встреч, процедур, политик проекта или компании.
  5. Перекладывание ответственности и вины на других.
  6. Цинизм в отношении менеджмента, коллег, компании или своих обязанностей.
  7. Безразличие к команде.
  8. Нежелание выполнять свои прямые обязанности.
  9. Акцентирование на компенсации и бенефитах и одновременное неудовлетворение работой.
  10. Возрастание требований к менеджеру, коллегам, заказчику.
  11. Переживания по поводу того, что его используют другие люди.
  12. Откровенная зависть.

Если большинство признаков имеют место, то вероятно мы имеем дело с выгоранием специалиста. Давайте разбираться. Выгорание – состояние сильной эмоциональной усталости, наступающее из-за чрезмерного утомления и стресса на работе.

Впервые это слово использовали в 70-е годы прошлого века для описания полного бессилия, на которое жаловались медсестры и врачи. Сейчас о выгорании не говорит только ленивый, а сам термин используется в различных профессиональных сферах и не только. Каковы же причины выгорания? Если говорить о личностных факторах, то более всего выгоранию подвержены люди, склонные к эмпатии и большой ответственности. В контексте выполняемых человеком обязанностей причиной выгорания становится неструктурированная работа, вызывающая больше стресса, чем удовлетворения от нее.

В выгорании выделяют несколько стадий. Давайте подробнее рассмотрим две из них, с которыми, вы, как менеджеры, можете сталкиваться чаще всего: стадия выдерживания трудностей (стеническая) и стадия «больше не могу» (астеническая).

Работа с выгоранием на стенической стадии

Стеническая стадия характеризуется показателями, которые мы уже выделили в начале статьи. Что можно сделать в этом случае? На этой стадии поможет, как ни просто это прозвучит, отдых и отвлечение от работы. Важно, чтобы специалист посмотрел на свою жизненную ситуацию со стороны и попытался вернуть утраченный баланс. Естественно, человек и сам может справиться с анализом своего состояния и поиском решения, но задача менеджера – ненавязчиво подтолкнуть его к осознанию и решению проблемы. В этом случае встреча 1х1, проведенная в форме доверительной беседы, уже сама по себе может стать мотивирующим фактором и помочь выработать правильное решение. К тому же, такой шаг навстречу подчиненному поможет построить более доверительные отношения и усилит позицию менеджера как заботливого и чуткого руководителя.

Существует множество методов выхода из состояния выгорания, которые помогут на этой стадии. Из этого разнообразия я бы хотела выделить методы, уже опробованные мной на практике и, соответственно, сработавшие:

1. Чудесное утро. Этот метод гармонизации своего внутреннего состояния основан на книге Хэла Элрода «Магия утра». Краткая выдержка из нее – утренние ритуалы:

  • Тишина. Каждое утро нужно выделять время для того, чтобы побыть в тишине наедине с собой. Его можно посвятить медитации, молитве, техникам дыхания, просто отдыху – всему, что угодно. Тайминг индивидуален – от 1 минуты до решения «хватит». Предупреждение: утром в тишине легко уснуть, но не стоит поддаваться соблазну.
  • Аффирмации. Это формулы самовнушения, помогающие настроить свое сознание на позитивную волну. Должны вызывать позитивные эмоции, их следует повторять вслух каждое утро, как мантру. Аффирмации желательно придумать свои, а можно воспользоваться уже готовыми, в сети их тьма.
  • Визуализация. Это процесс представления желаемого в своем воображении. Я бы скорее назвала их мечтами. Смысл техники в том, чтобы «увидеть», прожить, почувствовать то, чего хочется достичь в жизни. Оптимальное время для визуализации желаний – за чашкой утреннего кофе.
  • Физические упражнения. Нейробиология уже давно доказала факт позитивного влияния регулярных физических нагрузок на мозг человека и его эмоциональное состояние. Не стоит игнорировать этот факт. Для расширения теоретической базы по этому вопросу можно почитать книгу Вэнди Сузуки «Странная девочка, которая влюбилась в мозг». Зарядка, штанга, бег, йога, разминка – поможет любая нагрузка, главное применять ее каждое утро.
  • Чтение. Подойдет любая книга, любое направление, любой автор. Несколько минут утром, хотя бы пара прочитанных страниц – нехитрый и действенный способ одолеть книги из вечного списка «To Do».
  • Дневник. Ведение дневника в целом имеет терапевтический эффект. Вышеупомянутый Хэл Элрод не новатор в этом вопросе. Дневник отлично помогает справиться с эмоциональной нагрузкой, упорядочить мысли и планы, расставить приоритеты. Формат его ведения зависит от личных предпочтений: можно вести дневник по старинке в бумажном виде или же использовать цифровые носители: текстовые редакторы, заметки в смартфоне, приложения, сервисы в интернете и т.д.

2. Контр-отпуск. Суть этого метода: провести один день вне работы, занимаясь совершенно несвойственными себе делами. Например, посетить утренний сеанс мультфильма в понедельник, а после заняться кормлением птиц в парке. Идея заключается в том, чтобы максимально отойти от привычного образа действий, отключиться от каналов коммуникаций, звонков, рабочих задач.

Возможно, контр-отпуск или дополнительное время на отдых специалисту будут необходимы не единоразово, а регулярно; возможно понадобятся перерывы более чем на один день. С точки зрения краткосрочной стратегии метод выглядит неперспективным и тянет за собой дополнительные хлопоты (согласование с заказчиком, разъяснение команде такого привилегированного отношения к одному из ее членов). Но в долгосрочной перспективе плюсов окажется больше: сохранение ключевого специалиста для проекта, повышение его доверия и лояльности к менеджеру и проекту, управление его продуктивностью. Более того, иногда рекомендуют такой перерыв давать перед запуском важного проекта, чтобы сохранить силы, дать ему возможность дистанцироваться и еще раз все взвесить.

3. Природа. Выходные должны быть временем для отдыха, а не только для выполнения домашних дел. Часто возможности выехать на целых 2 дня за город нет, поэтому можно порекомендовать проводить на природе хотя бы несколько часов в день. Кстати, прогулки на природе помогают и в рабочие будни, особенно если надо переключиться, успокоиться, собраться с мыслями. 20-40 минут вне офиса в парке помогут найти равновесие и силы.

4. Баланс интернет-возможностей. Этот подход предполагает временный запрет или ограничение использования гаджетов, соцсетей, почты и прочих интернет-возможностей дома, особенно на выходных. Это очень непривычный метод, и первое время бывает сложно контролировать необходимость проверить почту или соцсети, но со временем он оправдывает себя: появляется больше времени для себя, семьи, общения, жизни.

5. День с детьми. Задача – провести день с ребенком, не отвлекаясь на собственные дела и не «включая» взрослого. Если своих детей нет, можно разгрузить друзей – молодых родителей – и провести весь день с их ребенком. Друзья за это будут только благодарны.

6. Хобби. Не зря бум мастер-классов и всевозможных хенд-мейд-занятий докатился из Америки и до нас: новые впечатления дают психологическую разрядку и рекомендуются экспертами как профилактика выгорания. Рыбалка, танцы, рисование, фитнес, выжигание, 3D-моделирование, валяние шерсти – нужно просто попробовать найти что-то свое.

Работа с выгоранием на астенической стадии

Перейдем к астенической стадии выгорания – «больше не могу». Обратите внимание на то, что эта стадия имеет уже психические и соматические корни, она намного тяжелее и работа с ней сложнее. В астенической стадии на человека имеют влияние как правило только психотерапевт (если, конечно, специалист к нему обратился), близкие и важные люди, в число которых вы, как менеджер, можете просто не быть включены.

Нужно приложить много усилий, чтобы добиться доверия человека и помочь ему в этой тяжелой ситуации. Признаки астенической стадии выгорания:

  • физическое измождение и хроническая усталость, при которых не помогают обычные методы отдыха;
  • понижение иммунитета, постоянные физические недомогания;
  • нарушение биологических ритмов (смена времени активности и пассивности);
  • хроническая раздражительность;
  • обостренная злоба или чувство подавленности;
  • хроническая нехватка времени и переживание по этому поводу;
  • забывчивость;
  • постоянное чувство вины, депрессия, снижение самооценки.

Часто для команды специалист, имеющий такие признаки, становится «токсичным»: нарастает отрицательная атмосфера в команде, появляются конфликты и недовольство, простые ситуации перерастают в затяжные разборки. Разрешение ситуации в этом случае зависит от обеих сторон. Вот чем можно руководствоваться:

1. Делегирование. Пересмотрите обязанности и рутинные дела специалиста. Что вызывает у него наибольшее раздражение? Что можно с этим сделать? Может ли эти обязанности выполнять кто-то другой? Что изменится, если поменять нагрузку и часть задач делегировать?

2. Увеличение длительности отпуска. На этой стадии, как и на стенической, отдых и переключение внимания могут быть очень полезны.

3. Изменение роли специалиста. Стоит подумать, можно ли кардинально поменять роль человека в проекте. Например, он работает тестировщиком, а хочет быть разработчиком. Смена рода деятельности может стать выходом из ситуации.

4. Ротация. Смена проекта может быть похожа на смену компании и нести чувство обновления и перезагрузки. В то же время, ротация поможет избежать реального увольнения специалиста из компании.

Случается, что все усилия менеджеров идут прахом и ситуация не меняется. В таком случае расставьте приоритеты: команда, общая атмосфера и командные результаты более приоритетны, чем отдельный специалист. Соответственно, самое простое и правильное решение – отпустить его. Поговорите с клиентом, подготовьте платформу для изменений, предупредите человека и отпускайте его с удовольствием! Смотрите на ситуацию в долгосрочной перспективе: вы исправляете атмосферу и улучшаете результаты работы в команде, выстраиваете более тесный контакт с клиентом и даете специалисту новые возможности в жизни. Что если именно это и будет лучшим выходом для всех?

Помните, что эмоциональное выгорание может настигать специалистов разного уровня опыта и компетентности. Не рассчитывайте только на то, что ваши подчиненные профессиональны и справятся с проблемой самостоятельно. Обращайте внимание на нежелательные признаки, общайтесь с членами вашей команды и помогайте им преодолеть стресс. Психологическая уравновешенность и результаты командной работы оправдают все эти усилия.