Не дай вам Бог жить в эпоху перемен!

Конфуций

 Прошедший 2014 г. был годом потрясений, перемен, испытаний, надежд и различных изменений. Каждый из нас прочувствовал и прожил события, которые изменили страну и, в частности, каждого из нас. Эпохой перемен стал тот год и для нашей компании.

Изменения вызывали всплеск чувств и эмоций, перепады настроения, внутренний дискомфорт, который мотивировал проснуться и действовать. Одним словом, перемены стали выходом из зоны комфорта, прежнего круга житейских вопросов и устоявшегося круговорота ежедневных задач. Новые цели ставились и перед бизнесом. Планы корректировались и менялись. От сотрудников компании потребовались эмоциональная устойчивость, умение работать в условиях многозадачности, находчивость и некоего рода рационализация и оптимизация.

Актуальность использования творческого подхода в работе с персоналом

Зачем использовать творчество в работе с персоналом?

Во-первых – это оптимизация процесса, развитие гибкости мышления, поиск альтернативных путей решения задач. Именно творческая смекалка подсказывает нам, что что-то можно сделать за меньшие деньги, сэкономить/оптимизировать не в ущерб качеству.

Во-вторых – борьба с депрессией и хронической усталостью. Рутина, однообразная работа, недосыпание, дедлайн – только несколько причин, которые вызывают данные состояния. Арт-терапия для сотрудников – это погружение коллектива в творческую деятельность (от поиска нестандартного решения задач до создания нового продукта).

В европейских странах все большую популярность приобретает такое понятие, как «индекс счастья персонала». Сложно вовлекать персонал в жизнь компании, если интерес только в материальной выгоде. Если в организации существует исключительно материальная мотивация, то это никак не добавляет ценности компании как бизнесу с корпоративной культурой.

В-третьих – повышение КПД эффективности труда. Эмоции здесь крайне важны. Они служат индикаторами состояния человека. Когда эмоции негативные, никакие цели и задачи не заинтересуют персонал. Мы живем в мире информационных технологий и автоматизации ручного труда. С одной стороны, значительная экономия времени, с другой – машины отбирают у людей работу, от выполнения которой они получали удовольствие ранее. Человек перестает испытывать моменты вдохновения, удовольствия от процесса создания, творения, созидания.

Концепция творческого мероприятия

Идея устроить корпоративную рождественскую ярмарку хендмейд родилась практически мгновенно.

Во-первых – это раскрытие творческого потенциала сотрудников, их изобретательности, креативности, инициативности. Возможность проявиться с иной стороны. Создать свой неповторимый шедевр. Научиться новому, погрузиться в любимое дело (хобби) или познать ранее неизведанное мастерство.

Во-вторых – командообразование.

В-третьих – корпоративное мероприятие с вовлеченностью всего персонала.

Основные задачи, которые ставились перед корпоративной ярмаркой хендмейд:

  • переключение внимания сотрудников от внешних факторов;
  • эмоциональная перезагрузка;
  • снижение угнетенности и стресса работников путем творческого проявления в деятельности.

Творческий процесс дал возможность отрефлексировать и снизить эмоциональное напряжение, стресс и психологическую усталость.

В процессе подготовки корпоративной рождественской ярмарки, творчество и креативность проявлялись и осуществлялись в индивидуальном и групповом виде.

Индивидуально каждый сотрудник для себя определял, в какой категории ярмарки он будет принимать участие. Осуществлял поиск необходимых материалов, методов исполнения и демонстрации своего творчества.

Были и коллективные, групповые объединения персонала для создания единой композиции, проекта и т. п.

В качестве товаров на ярмарку принималась исключительно продукция хендмейд.

Категории ярмарки:

  • новогодние украшения – елочные игрушки, гирлянды, рождественские колокольчики, свечи и другие предметы декора
  • новогодние подарки – сувениры, настольные новогодние елки, предметы сервировки стола, чехлы для шампанского и т. д.
  • кулинарные шедевры (пряничные человечки, фигурная сдоба и т. п.);
  • творчество в стиле «вертеп».

Для каждого бизнес-направления было выделено место для продажи своего творчества.

Цены на товары определялись в каждом подразделении самостоятельно в соотношении планируемого покупательского спроса.

В таблице приведен  краткий план мероприятия.

UP_2(257)_UP_12(195).qxd

Корпоративная рождественская ярмарка хендмейд состоялась в последний рабочий день недели – пятницу. Зал, где проводилось мероприятие, был полным. Эмоциональный подъем и организаторов, и покупателей был неимоверный! Всем было интересно посмотреть, попробовать и приобрести товары ручной работы.

Для корпоративной ярмарки готовили предметы творчества около 500 сотрудников.

Ярмарка имела национальный масштаб, т. к. филиалы некоторых подразделений находятся по всей территории Украины. Поделки, сделанные исключительно своими руками, сотрудники филиалов передавали посредством курьерской доставки.

По завершении ярмарки был проведен розыгрыш корпоративной лотереи, которая была продана накануне. Призами стали предметы творчества сотрудников.

Стоит отметить новизну данного мероприятия. Ежегодно в компании проводятся корпоративные соревнования, командообразующие игры, тематические праздники (день рождения компании, Новый год и т. д.). Корпоративная рождественская ярмарка проводилась впервые.

Динамика процесса подготовки и реализации

В процессе подготовки корпоративной рождественской ярмарки хендмейд в атмосфере компании витали смешанные чувства и эмоции. Большинство сотрудников восприняло идею позитивно, отрыто и с энтузиазмом. Регулярно, с периодичностью в неделю, делалась рассылка писем с целью информировать персонал о степени готовности к ярмарке каждого бизнес-направления и выделить лидеров на момент оповещения.

Чем ближе была дата проведения мероприятия, тем выше проявлялась вовлеченность персонала. Самым большим толчком послужили первые демонстрации творчества коллег. В такие моменты сотрудники видели и понимали, что творить может каждый!

За неделю до ярмарки начались коллективные визиты в кабинеты, которые стартовали с рассматривания, кто и что сделал, а заканчивались восхищенными взглядами коллег и сияющими от удовольствия лицами сотрудников, демонстрирующих свой творческий шедевр. Настроение и отношение персонала менялось…

Цыганенко_фото1

Подведем итоги

Корпоративная ярмарка не решила внешних и внутренних проблем, но дала возможность расширить кругозор, посмотреть на волнующую ситуацию со стороны, отвлеченно, снизила эмоциональную напряженность.

Данное мероприятие привнесло новизну и творчество, возможность найти моменты познавательной активности и позитивных эмоций.

Немаловажно и то, что некоторые сотрудники открылись с иной, неизвестной до этого стороны. Работая много лет вместе, многие и не подозревали, что кто-то из коллег умеет делать рождественские венки из винных пробок или поздравительные открытки в стиле «скрапбукинг».

Результаты:

  • мероприятие имело национальный корпоративный масштаб с вовлеченностью всего персонала;
  • немаловажно, что затратная часть для организации данного мероприятия равнялась нулевому бюджету компании;
  • сотрудники смогли открыть в себе творческий потенциал и благодаря обратной связи от коллег получить психологическую и эмоциональную поддержку;
  • событие способствовало эмоциональному всплеску и психологической разрядке;
  • сотрудники узнали новые личностные особенности друг друга;
  • практически у каждого нашлось время для любимого или нового хобби;
  • произошло переключение внимания и вида деятельности, что способствовало снижению внутренней напряженности и стресса.

Приятный бонус: на собранные средства от продажи товаров на ярмарке были организованы два новогодних утренника для детей сотрудников компании. А радостные дети – это же довольные родители!

 

Наталья ЦИГАНЕНКО,

директор по персоналу ООО «Дринк Дистрибушн Систем»,

руководитель проекта «Рекрутинг. Корпоративная  культура. HR-брендинг»

корпорации «ЛОГОС»