Лет 10 назад достаточно было написать «Предлагаем работу», и все, кому нужна была работа, читали вакансию.

Но, как бы банально это ни звучало, мир и правда не стоит на месте. Победит тот, кто будет гибким, сможет трансформироваться под новые условия, тренды и веяния. Тот, кто не будет в 2020 году писать в вакансии «Обязанности», «Требования», «Условия»… Сейчас, чтобы найти идеального сотрудника, нужно продавать компанию уже на этапе размещения вакансии, изощряться и креативничать постоянно!

Анна Мирошниченко,
рекрутер, Easy HR

Тренд 1. Бренд работодателя

Представьтесь красиво! Расскажите, какие вы крутые. Похвастайтесь вашими клиентами. Напишите, в чем вы первые, почему вы особенные. Это как первое знакомство. Предстаньте перед соискателем во всей красе, чтобы он с первых строк уже захотел работать именно с вами.

Примеры начала текста вакансии:

  • «Наша компания №1 на рынке Украины в …»
  • «За 5 лет мы стали лучшими в …»
  • «За последний год количество наших сотрудников увеличилось в Х раз, и мы не планируем останавливаться …»
  • «Уже второй год известные компании, такие как …, являются нашими клиентами»
  • «За последний год средняя зарплата в отделе продаж увеличилась с *** грн до *** грн»
  • «Мы – признанный лидер в сегменте …»
  • «За год количество наших филиалов увеличилось в Х раз …»

Прорекламируйте себя, чтобы захотелось дальше прочитать! И добавьте – «Сейчас есть прекрасная возможность стать частью нашей команды, в которой вы точно будете расти и развиваться. У нас не принято долго сидеть на одном месте, мы привыкли растить своих лидеров!»

В зависимости от вакансии, напишите то, что срезонирует у кандидата.

Тренд 2. Нет рамок и шаблонов

Пишите вакансию на максимально простом и понятном языке, без пафоса, аристократичности заезженных шаблонов. Напишите о шашлыках и отдыхе, о руководителе, с которым на «ты» и который обожает футбол по пятницам.

А еще – суперновость! Сейчас не обязательно писать по шаблону и с соблюдением каких-либо рамок!

Правда, можно экспериментировать и писать не так, как все. Например, можете написать диалог рекрутера и руководителя, где руководитель в неформальной обстановке рассказывает, какой нужен сотрудник: «наш человек», который сможет его подстраховать, не торчит долго в пробках, будет не против поиграть в футбол по пятницам, кайфовать от сверхзадач; которому нужны не только деньги, поесть и поспать, но есть цели и амбиции.

Тренд 3. Важное, коротко

Важно показать важное, простите за тавтологию, но это так. Рекрутеры научились писать настолько слащавые тексты, что непонятно: так что нужно делать на рабочем месте? И что компания может дать будущему сотруднику? В каждой вакансии обязательно должны быть ответы на вопросы: «Что мы можем дать?» и «Что мы хотим взять?». Но при этом не расписывайте весь рабочий день сотрудника, все задачи, которые ему придется выполнять. И уж тем более не пишите, когда ищете топ-менеджера, что нужно хорошо владеть ПК и знать Word. Камон! Это выглядит, как будто нечего написать, лишь бы место не гуляло.

Вакансию нужно писать не для всего населения планеты, а для конкретной аудитории, к которой хочется обратиться

Напишите коротко о важных вещах, чтобы кандидат сразу понял, сможет ли он выполнять этот функционал, и читал далее, влюблялся в вакансию.

Не усложняйте людям жизнь! Люблю людей, но мы очень ленивые, и перелопачивать тонну текста никто не будет.

Тренд 4. Незаюзанное

Я тоже иногда подсматриваю у классных рекрутеров интересные формулировки. Но когда в моей любимой графе «Условия» в десятках вакансий разных компаний встречается один и тот же текст, благополучно скопированный друг у друга, – это слишком! Даже неуважение к соискателю.

Важно понять: кофе, чай и печеньки есть у всех! Не нужно об этом писать. Это «удешевляет» вакансию, как будто больше и похвастаться нечем.

Тренд 5. Конкретная ЦА

Каждый рекрутер должен представлять портрет кандидата на вакансию. Например, если это бухгалтер, то обязательно писать системно и структурно, с четкими цифрами и данными. А если это маркетологи, рекламщики, можно побольше о корпоративной культуре, классном офисе, ярких пуфах для работы, современном руководителе и спортивном офисном стиле, возможности креативничать. В каждой вакансии должен быть посыл к определенной аудитории.

Не ленитесь! Переписывайте вакансии под каждую позицию, обращаясь в ней к определенным людям.

Тренд 6. Ценности ЦА 

Этот тренд перекликается с предыдущим, но я решила посвятить ему отдельный пункт.

В зависимости от вакансии, должны быть прописаны ценности, которые откликаются у кандидатов. Бухгалтеру вряд ли будут интересны такие ценности, как креативность и свобода. Им важно понять, что вы цените системность, нормированный график, «белую» заработную плату и любимый КЗоТ. А вот менеджеру по продажам важно понимать, что вы цените клиентов, что с вами можно расти и развиваться, поощрения за сверхрезультаты, лояльная система мотивации и KPI, решение о которых принимают вместе с сотрудниками.

Окунитесь в специфику профессии и подумайте, что на самом деле может быть важно сотруднику, которого вы ищите. И какие ценности вы ищете в кандидате?

Тренд 7. Искренность

Будьте честны с кандидатами на этапе вакансии, они все равно узнают правду! Если вы ищете РОПа, и первой его задачей будет навести порядок в отделе, где все хаотично, то так и пишите: будущего сотрудника ждет много работы. Или у вас полный бардак с организацией быта в офисе и вам нужна хозяюшка, которая приведет все в порядок, а вы ей будете всячески помогать. Вашу искренность оценят! Да и лиды придут как раз те, которые любят и умеют наводить порядки, структурировать и систематизировать, а не те, которые хотят прийти на все готовое.

Тренд 8. Креативность

Не будьте, как все! «Обязанности»? Есть много альтернатив. Сразу предлагаю наши топ-15:

  1. Основные задачи:
  2. Ваш будущий функционал:
  3. Что надо будет делать:
  4. Очень круто, если вы будете делать:
  5. Супер, если вы умеете:
  6. Итак, таски:
  7. Функции нашего будущего сотрудника:
  8. Основная ответственность за:
  9. Итак, ваш будущий рабочий день будет состоять из выполнения таких функций:
  10. Важно, чтобы вы умели:
  11. Ожидания от кандидата, выполнение таких задач:
  12. Вы наш Супергерой, если понимаете, как:
  13. Main functions/responsibilities:
  14. Вы наш кандидат, если:
  15. Можете смело писать, если:

«Требования»? Да, ладно!

Топ-10 альтернатив:

  1. Очень важно:
  2. Круто, если вы:
  3. Без этого резюме не рассматриваем (к сожалению):
  4. Обязательно:
  5. Обратите внимание:
  6. Важно:
  7. Отлично, если:
  8. Будем рады, если вы:
  9. Особенно готовы с вами встретиться, если:
  10. Дерзай, если:

Тренд 9. Важные детали

Пишите побольше деталей. Ответьте на некоторые вопросы, которые будут на собеседовании.

Напишите, какая средняя зарплата в отделе продаж, только не сумму с нулями; посчитайте и напишите, как есть (например, 17786 грн), так больше поверят.

Для бухгалтера напишите, сколько ООО и ФЛП нужно вести, если это, конечно, открытая информация.

Не пишите про офис рядом с метро! Это понятие условное. Лучше указать, сколько минут занимает дорога.

Так вы уже начинаете диалог с кандидатом, и ему захочется узнать больше о вашей компании.

Тренд 10. Капитан Очевидность

Помогите кандидату сделать правильный выбор! В конце вакансии обязательно призовите к действию. Только не приказывайте. Никаких «Отправляй резюме»! Даже эту фразу можно подать иначе, например: «Если наши ценности вам откликаются – резюме можно отправить на почту ****@gmail.com)»; «С удовольствием рассмотрим ваше резюме»; «Если наша вакансия о вас – мы уже готовы пообщаться», «Ну а дальше ты знаешь, что делать – кнопка ниже».

У кандидата должно быть ощущение, что с ним разговаривают, тогда ему захочется ответить.

Тренд 11. Видео – наше все!

Хвала современным технологиям. Сейчас возможно все, и это круто! Научно доказано, что большинство людей – визуалы. И вместо тысячи слов в тексте вакансии можно просто добавить ссылку на видео о вашей компании, это очень конверсионный показатель. Только внимательно подбирайте видео, оно должно продавать, а не вызывать кучу дополнительных вопросов. Подумайте, чем можно похвастаться в видео: возможно, это вид из окна, зона отдыха, рабочее пространство, корпоратив, информация о топовых клиентах, обращение генерального директора или какой то новостной сюжет/интервью о вашей компании.

Тренд 12. Доступность и скорость коммуникации

Иногда я провожу собеседования и в 9 вечера по Вайберу. Ради хорошего кандидата я готова подстроиться и найти выход.

Но это не значит, что все нужно запихнуть в одну вакансию (видео о компании, обращение руководителя, свои соцсети, соцсети компании и руководителя). Всего должно быть в меру

Вы не обязаны быть на связи 24/7, но вы должны быть доступны 24/7! Не бойтесь оставлять в вакансии свой номер(Вайбер/Телеграм), даже если кандидаты будут писать вам по вечерам – вы всегда можете ответить в рабочее время, это нормально. Ненормально, когда у кандидата, кроме кнопки отклика, больше нет связи с вами.

Скажу по секрету – некоторые люди даже звонить боятся, и для них возможность написать будет спасением. Это субъективная статистика, основана на личном опыте, но когда в вакансии, помимо кнопки отклика, есть другие способы со мной связаться, лидов на 25% больше. Иногда кандидату достаточно уточнить один вопрос в переписке или звонке и, о чудо, он просто во время разговора отправляет вам резюме!

Можно оставить свою страничку в ФБ, и вот они уже хотят с вами дружить! Просто напишите: «Если остались вопросы – пишите (ссылка на соцсеть). С удовольствием отвечу».

Тренд 13. Доступность будущего руководителя

Есть руководители, которые настолько интересно ведут свои соцсети, что люди, которые находятся в пассивном поиске, просто пишут им напрямую, что хотят работать именно в их подчинении. И это очень круто!

Я всегда говорю, что HR – это лицо компании, первый человек, с которым знакомится кандидат. Но важно понимать, что основное взаимодействие кандидата будет с непосредственным руководителем. Хороший тренд – в вакансии оставлять видео с обращением непосредственного руководителя; если он – активный пользователь соцсетей, то ссылка на его страничку производит вау-эффект.

Сейчас люди работают с людьми, для людей! И это не стоит забывать. Прошло время, когда начальник требует, а ты просто смиренно выполняешь, и все начальники – как под копирку. Я часто сталкиваюсь с тем, что люди не увольняются только из-за своих руководителей или соглашаются на меньшую ЗП, но с возможностью работать с хорошим руководителем.

Если ваш руководитель такой – покажите это!

Тренд 14. Инста

Показывайте кандидатам, чем вы живете! Если у вас есть страничка в Инстаграме, можно ее добавить в текст вакансии, чтобы кандидат мог изучить вас; это то, что показывает вас настоящих.

P.S. «Що занадто, то не здраво»! Выше я писала о трендах и рекомендациях по соцсетям и медиа, но это не значит, что все нужно запихнуть в одну вакансию (видео о компании, обращение руководителя, свои соцсети, соцсети компании и руководителя). Всего должно быть в меру и все должно цеплять вашу ЦА.

Подумайте, нужно ли, когда пишете вакансию грузчика или водителя, добавлять ссылки на соцсети?

Тренд 15. Положительные эмоции 

Вызывайте приятные эмоции у соискателей! Когда публикуете информацию о вакансии, обязательно прикрепляйте привлекательную картинку. Важно, чтобы она перекликалась с текстом вакансии. Если в тексте написано «вкусная вакансия», на картинке могут быть какие-то вкусности; «ищем солнечного маркетолога» – красивая солнечная картинка; «Где ты, наш любимый офис-менеджер?» – милейший котик в очках и т.д. Листая ленту новостей, соискатель должен остановиться именно на вашей картинке. Вакансии с черным текстом на цветном фоне уже никто не читает!

Тренд 16. Креативность во всем!

Главное: разрешено все, что не запрещено! Не бойтесь экспериментировать.  Креативничайте, пробуйте, анализируйте, что сработало, а что – нет. Вы вольны делать все, что хотите и что уместно. Выходите за рамки, и кандидаты это обязательно оценят!