Представьте: утренний офис в понедельник. 9 часов утра. Ваши сотрудники – отдохнувшие, увлеченные, в отличном настроении начинают рабочий день. Не слышно ругани и сбивчивых извинений за опоздание. Вовремя собираются короткие конструктивные планерки, а затем все расходятся, чтобы достигать целей компании. Мечта любого акционера – достижение намеченных финансовых показателей воочию.

Вовлеченность (модный термин hr-тусовок) обозначает сотрудников, которые согласны и мотивированы поступать самым лучшим образом в интересах вашей компании.

Существует несколько способов вовлечь персонал в работу, ведь не управляя этим процессом, компании теряют миллионы каждый год  – из-за некачественно выполненной работы, высокого уровня текучести и ошибок.

Большинство компаний, в погоне за быстрым результатом чаще использует способ вовлечения “от противного”. Его также можно назвать методом кнута. Суть в следующем: есть цель и сотрудник, который должен бы эту цель достичь. На ближайшем собрании или при личной встрече вы описываете все те ужасы, которые его ждут, если этого не случится (лишим премии, найдем другого на твое место, придется сдвинуть отпуск и тому подобное).

На короткие дистанции работает, а затем либо сотрудник привыкает, либо уходит к более демократичному руководителю.

Ниже перечислены методы, позволяющие достигать целей в долгосрочной перспективе, создавать атмосферу сотрудничества и укреплять командный дух. Если вашей компании это не требуется, то смотрим способ выше, многие только на нем и работают десятилетиями, правда, меняя более половины своего персонала каждый год.

Трансляция позитивного опыта. Представьте, если вы можете перенести опыт самых эффективных сотрудников на остальной персонал. Как взлетят ваши проекты! К тому же признавая самые эффективные модели поведения, вы стимулируете сотрудника “продолжать в том же духе”.

Постоянное информирование. Нет ничего хуже, если в компании происходят глобальные изменения, о которых ваши люди узнают из внешних источников, а не из уст прямого руководителя. Паузы заполняются самыми невероятными слухами и сплетнями. Тогда как своевременные новости создают атмосферу “все под контролем, работаем”.

Постановка ясных целей. Флоренс Чедвик, первая женщина, переплывшая Ла-Манш, осуществила задуманное только со второй попытки. Первый раз, сопровождаемая тренерами, друзьями и болельщиками, она прекратила заплыв всего в полумиле от цели! Все потому, что плотная стена тумана не давала представления, сколько еще осталось плыть. Если вы управляете командой супер-профессионалов, для них нет ничего хуже “работы в стол”, изменения ориентиров и невозможности достигать результатов.

Систематическое поощрение. Определите, какую модель поведения вы хотите поощрять. И делайте это постоянно. Недавний пример: директор крупной торговой компании решил с размахом отметить юбилей фирмы. Внушительный бонус получили те, кто был вместе с ним последние 5 и 10 лет. Причем для уборщика и для финансового директора цифра была одна. С одной стороны – вот она, награда за лояльность! С другой стороны, обновленная команда, запустившая новый бизнес, осталась без поощрения.

Гибкие графики самым эффективным сотрудникам. Возможность распоряжаться своим рабочим временем, начать утро с йоги, или, наоборот, приехать в офис к 8, чтобы в 5 встретить ребенка у садика — вот настоящая роскошь. Хорошо сделать свою работу и успеть на тренировку, урок французского или детский праздник – отличный мотиватор!

Сделайте развитие частью культуры. “Я смеюсь, когда HR отдел запрашивает у нас список обучающих программ на следующий год. Как правило, потом ничего не проводится”. Другая крайность: у нас есть план, будем проводить. И не важно, что изменилась ситуация, конкуренты, а часть сотрудников не прошла вводную программу. Учите тому, что нужно вашей команде сейчас. Делайте это постоянно и не только на внешних тренингах.

Празднуйте победы вместе. Хороший контракт, выигранный тендер, 1000-й клиент – найдите время сказать своим ребятам спасибо.

Наделяйте ответственностью. Микроменеджмент (желание все и всех контролировать) здорово раздражает команду. А также тратит ваше время на проверки и перепроверки. Ничто не заставит критичнее посмотреть на свою работу, чем фраза босса: “Хорошо, так и делаем. Я тебе доверяю”.

Делитесь обратной связью. Она сама по себе ничего не стоит, а способна как вдохновить на еще один трудовой подвиг, так и заставить просматривать вакансии. Раз в квартал, раз в год – сделайте ее своим постоянным инструментом, ведь это один из самых эффективных способов растить профессионалов вокруг себя.

Комфортный офис, обеденная йога, ДМС с остеопатом – все это прекрасные вещи, которые через пару месяцев становятся обыденными. И, скорее всего, вам нужны те, кто придет с горящими глазами и желанием делать дело, а кандидаты, которые интересуются исключительно размером соцпакета, вам вряд ли подойдут.

Ирина Хоменко,

hr-эксперт

https://emply.ru