Возможно, они неплохие люди. Просто они не очень любят делать свою работу. И ответственность. И дополнительные задания. И трудиться на результат. Словом, они – сорняки на вашем прекрасном поле подсолнухов. Как найти в коллективе вредителя? Как вам помогут ЧП, финансовый кризис и… корпоратив?

 Вредители есть почти в каждом коллективе. Это сотрудники, максимально нелояльные к своей работе. Иногда неясно, что их вообще заставляет работать, если они так уж не любят свою деятельность и место работы? Более того, они обычно тщательно маскируются. Но это не проблема. Сейчас мы их найдем и обезвредим.

Вот несколько ситуаций – и вариантов действий для сотрудников. Задача со звездочкой – угадать, на кого из этих людей вы никогда не сможете положиться (по крайней мере, не советуем вам это делать).

Экстренная мобилизация

Чаще всего случается в коллективах с творческой работой: рекламных агентствах, дизайнерских бюро, СМИ и так далее. Никто не может предвидеть, что внезапно к концу рабочего дня упадет самолет или заказчик потребует переделать весь проект на завтра. Прежде чем срочно решать навалившуюся проблему – отвлекитесь на 2 минуты: посмотрите, как ведут себя ваши сотрудники.

Они тоже только что узнали эти неприятные новости и понимают, что, видимо, уйдут домой заполночь, а, может, и на следующее утро.

  1. некоторые сотрудники подойдут к вам сами: узнают, что конкретно они должны сделать для проекта прямо сейчас
  2. некоторые вернутся с полдороги домой – надо, значит, надо
  3. некоторые сотрудники скромно промолчат, надеясь, что их пронесет: основная работа достанется активистам из первого и второго сорта, а их скоро отпустят – делать-то больше нечего
  4. и обязательно вы увидите тех, кто крадется (да-да, именно крадется) ко входу, уже с сумкой, и не прощаясь. Формально – рабочий день закончился. Они просто не успели смыться. И теперь их задача – резво устремиться к выходу, чтобы их не напрягли никакой работой. А уж после побега – можно не брать трубку или печально отвечать: “Ой, я же буквально только что ушел, как жаль…”

Итак, вы сможете положиться только на первые две группы сотрудников.

Третья группа – может переметнуться на сторону добра. Но вот с группой D у вас нет шансов. Знакомьтесь – вредитель, который даже не постарался выдумать причину, чтобы помочь коллективу в трудный момент.

Кризис

Сотрудник, как и друг, познается в беде. Случиться может всякое. Инвестор запаздывает с выплатой зарплаты. Проект, поговаривают, могут закрыть. Финансовый кризис заставляет урезать бонусы. Бумага в принтере заканчивается, и все печатают на “обратках”. Слово, многоликий кризис намекает: все пошло не так.

Что делают ваши подчиненные?

  1. регулярно спрашивают, когда же ожидать улучшения, и стоит ли ожидать его вообще
  2. рассылают резюме в другие компании (вы узнаете об этом случайно)
  3. начинают крайне некачественно (мало) работать, т.к. все равно не получают за это обещанное вознаграждение
  4. обнародуют ситуацию, описывая в социальных сетях, как их обманывает работодатель.

В кризисной ситуации (в которой вы тоже оказались) вы можете положиться только на людей из группы А и В. Да, они имеют право задавать вопросы и даже искать другие варианты работы.

Но по-настоящему плохо, когда коллеги просто перестают что-либо делать или выносят сор из избы. Кризис закончится, зарплата запаздывает на 2 дня, а вам с этими людьми еще придется работать.

Или не придется – вам решать.

Лояльный сотрудник, конечно, не  должен быть ангелом во плоти, и соглашаться со всеми решениями начальства. Поэтому следующая ситуация для проверки подчиненного – это конфликт.

Конфликт

Если в системе нет конфликтов – значит, система не работает. Среди множества возможных конфликтов в коллективе, самый показательный (и самый сложный) – конфликт с руководством. Допустим, вы вызываете сотрудника, чтобы указать ему на несовершенную работу.

После вашего монолога, подчиненный:

  1. молча слушает, иногда кивает, не задает вопросов, утверждает, что все-все понял
  2. с первых же слов начинает возражать, указывать на истинных виновных несовершенной работы, вспоминает, как много он отдал компании, в отличие от всех остальных (и вас тоже)
  3. объясняет, почему работа не была выполнена должным образом, указывает на слабые места в системе работы и предлагает свои варианты, как все наладить.
  4. уходит в себя, огорчается (юные нервно нестабильные личности могут заплакать).

Итак, кто вредитель?

Их сразу двое, они скрываются в пунктах А и В.

Первый – хочет побыстрее уйти от разговора, создав видимость, что он все понял.

Второй – “всегда прав”, и вы его не переубедите.

Оба персонажа создадут вам немало проблем – до них просто невозможно достучаться. Что они вообще делают в вашем коллективе? Ждут, когда подвернется другой вариант.

Мистер D – не вредитель, он просто очень ранимый (с чем тоже надо поработать, и ему, и вам). А вот персонаж в пункте С. – единственный, кто идет на конструктивный диалог и может даже помочь наладить систему.

Но, уберите кнут. Пряник – еще один изощренный способ проверить, кто в коллективе на что способен. Устройте корпоратив.

Корпоратив

Да, праздники устраивают не для проверок, а для культурного досуга в кругу любимых коллег.

Но после того, что происходит в реальности, часто наступает расплата. Одно из немногих исследований на этот счет сделал российский Исследовательский центр рекрутингового портала Superjob.ru. Он посчитал, что в 16% компаний кого-то да увольняют после новогоднего корпоратива.

Но мы сейчас не о тех, кто танцует стриптиз на столе или произносит внезапные тосты “За ВДВ!” на празднике. Эти люди просто не умеют обращаться с алкоголем. Но давайте же выберем из них настоящих вредителей.

Итак, корпоратив в разгаре.

  1. в одном из уединенных углов барышни сплетничают о личной жизни тех, кто не попал в этот ситуативный круг
  2. бухгалтер, выпив немного лишнего, рассказывает офис-менеджеру, сколько получает директор, и насколько меньше платят его шоферу
  3. двое сотрудников, ранее мало знакомые, кажется, страстно целуются в углу
  4. третий сотрудник, видя это, пожимает плечами и сообщает четвертому, что вообще-то считал одного из целующихся – геем
  5. один сотрудник, кажется, выпил немало, и вспомнил все обиды другому сотруднику, близится драка.

Кто же из всех этих людей – самое слабое звено в вашем коллективе?

Можно простить сплетни и поцелуи.

Люди, обсуждающие столь скользкие темы, как сексуальная (религиозная, политическая) ориентация своих коллег – в зоне риска.

Сотрудник Е с необузданной агрессией может оказаться вредителем только когда пьян. Но конфликт, начавшийся на корпоративе, может не окончиться еще долго после него.

Ну и самое страшное, конечно, это бухгалтер, разглашающий финансовые тайны. Никакой праздничный угар не может оправдать его.

Главное правило при работе с “вредителями” – это народная мудрость о том, что рвется, где тонко. Если сотрудник больше одного раза повел себя неадекватно обстоятельствам, показал свое неуважение к коллективу, вам или работе вообще – не ждите чуда и дальше.