Ситуация на украинском рынке труда никогда не была безоблачной. С одной стороны, это не позволило ему вырасти так, как позволял потенциал. С другой – нынешние участники рынка в большинстве своем закалены невзгодами и вынужденно приобрели антихрупкость и жизненную устойчивость. Тем не менее из-за постоянных турбуленций у многих работодателей выработался некий технологичный подход к бизнесу, который в большей мере ориентирован на процессы, технологии и цифровые показатели. Ничего плохого в этом нет, подобная системность даже придает устойчивости бизнесу.

Однако в нашем VUCA-мире гибкость становится приоритетом номер один для выживания и роста компании. И четко прописанные должностные инструкции уже не успевают за переменами в текущей жизни компании. Для большей эффективности их надо трансформировать в роли и сценарии, дающие большую гибкость, но и большую ответственность. И здесь важную роль играет корпоративная культура и бренд работодателя.

При чем тут это? – спросите вы. Давайте подумаем вместе. За успешным исполнением роли всегда стоит экспериментирование в процессах решения определённого круга задач, причём решения в соответствии с нормативными правилами и сценариями (методиками). И в рамках разных корпоративных культур есть разные допуски на возможности экспериментов. И многие сотрудники, да и соискатели, устав от рутинных задач, будут готовы к перемещению в сторону работодателя с большей возможностью научения и экспериментирования, креатива, адекватной оплаты такого труда и ответственности, естественно.

Так ли это? Судя по данным исследования бренда работодателя Randstad Employer Brand Research, которое в прошлом году охватило 32 страны мира (75% мировой экономики), первое место в списке предпочтений в мире при выборе работы занимает пункт «Привлекательная зарплата и бонусы». Вес этого показателя в 2019 году составил 60%, а в целом за последние 4 года он никогда не покидал первого места и не опускался ниже 58%. По данным опросов на robota.ua, привлекательность заработной платы как мотивирующего (или низкой зарплаты как демотивирующего) фактора по разным результатам опросов признают 61,8-67,2% респондентов.

Тем не менее, даже в поисках привлекательной зарплаты, 96% украинцев мониторят данные о будущем работодателе, чтобы более четко понимать – заплатит ли он обещанное и что вообще можно от него ожидать. Судя по результатам опроса на robota.ua, важным фактором привлекательности компании является профессионализм ее руководства – 60,8% респондентов готовы уволиться, если их руководитель срывает на них свои эмоции, а для 53,9% таким маркером станет неумение руководителя ставить задачи. При этом 31% работодателей считают, что информация о компании, ее культуре и работе в ней на сайтах отзывов не корректная и не объективная. 55% считают, что эти сайты дают “отчасти справедливое” представление.

Если говорить о цифрах, полученных в исследовании Randstad Employer Brand Research, 55% кандидатов не будут отправлять свое резюме в компанию с негативными откликами. Ситуация не безнадежна – 65% работодателей способны повысить свою узнаваемость бренда работодателя в соцсетях благодаря активности своих сотрудников в соцсетях, их работе как адвокатов бренда. Тем не менее, только 45% компаний мониторят отзывы о себе, так что зона роста еще есть.

Прирастать в узнаваемости и качестве бренда работодателя в нынешних условиях очень важно. Дефицит персонала в последние годы лишь усугубился, и, поскольку возможность заработка «по-любому» для большинства возрастных категорий имеет место быть, соискатели имеют возможность выбирать себе работодателя. Рынок труда уже давно для большинства специалистов, даже без опыта работы, стал «рынком кандидата», но в последние годы их пул требований к работодателю вырос и расширился: помимо материальных благ он стал включать в себя и репутационные риски, и, соответственно, качество бренда работодателя.

Сейчас на рынке находится достаточное количество пассивных кандидатов, имеющих работу, но готовых ее сменить в случае значимой позитивной разницы, они мониторят рынок не только в поисках большей зарплаты. Им нужен понятный и порядочный работодатель – и они видят отношение компании к своим сотрудникам в благополучные и сложные времена: забота это или эксплуатация. Они формируют свою позицию, иногда меняя свое отношение к текущему работодателю. Некоторые глобализуют свое видение – на весь украинский рынок труда. Поэтому стратегическая работа вдолгую над брендом работодателя сейчас – это не блажь, а суровая необходимость.

В любые времена, сложные или попроще, дефицит качественных и ответственных профессионалов был, есть и будет. И предложение им адекватной зарплаты от различных работодателей тоже. И тогда единственным отличием, которые перевесит чашу весов в вашу пользу, станет бренд работодателя. Созданный не вчера и не оптимизированный на скорую руку. Истинные профи выбирают истинные ценности. Будьте ею – и они выберут вас.