Со словом «увольнение» могут возникать самые разные ассоциации. Часто в этих сюжетах люди хлопают дверью так, что в кабинете начальника осыпается штукатурка, швыряются важными документами, пишут гадости про прежнего работодателя на форумах… Гораздо реже представляется диаметрально противоположная ситуация – когда на прощание пожимаются руки, произносятся слова благодарности, бывшие работники запросто заходят на огонек или даже продолжают приносить компании прибыль (правда, уже опосредованно, в других ролях).

В статье мы размышляем о том, есть ли смысл сохранять связь с людьми, выбывающими из штата, и если да – как именно это делать.

Опытом своей компании, весьма серьезно относящейся к необходимости выстраивать теплые отношения с аламни, поделились представители компании КПМГ в Украине.

 Стоит ли игра свеч?

Казалось бы, выходя за дверь, нет смысла оборачиваться. Но это не совсем так. Работодатели, которые считают необходимым оставаться в хороших отношениях с экс-сотрудниками, отмечают целый ряд преимуществ такого подхода.

Незапятнанная репутация. О лютой ненависти люди говорят как-то охотнее, чем о святой любви. Не секрет, какой ущерб может нанести бренду компании, в том числе как работодателя, обиженный на нее сотрудник. Причем способов множество – от сарафанного радио и отзывов в Интернете до судебных исков. Безусловно, если работодатель и специалист расстались со скандалом, человек вряд ли запляшет от радости, получив приглашения прийти на встречу «выпускников». Но при этичном расставании, сохраняя связь с людьми, можно влиять на их лояльность и качество отзывов.

Приведи нам друга. Будучи хорошего мнения о бывшем работодателе, человек спокойно рекомендует его другим специалистам, продолжая вносить свою лепту в качество рекрутинга.

Вернись, мы все простим. Компании по-разному относятся к вопросу о том, стоит ли принимать ушедшего сотрудника обратно в свои ряды, если он погулял по рынку труда, но все-таки вернулся. От «Предал раз – предаст не единожды» до «Наша дверь всегда открыта». Например, в одном очень интересном, успешном творческом бизнесе руководитель не просто не препятствует уходу сотрудника, когда чувствует, что тот перерос уровень развития самой организации. Но и способствует ему. И отмечает, что через некоторое время, поработав в других местах, в том числе за границей, люди часто возвращаются, помогая организации покорить новую высоту. К такому философскому подходу готовы далеко не все работодатели, да и не везде он применим, тем не менее, заслуживает внимания. Поскольку работа в другой компании – всегда новый опыт. К тому же, позволяет поставить галочку на своем работодательском самолюбии – «Ага, все-таки у нас лучше».

Из сотрудников в клиенты. Расставшись на хорошей ноте, бывший сотрудник с большой долей вероятности станет клиентом компании, поскольку знает качество ее продукта или услуги изнутри. Многие организации делятся опытом того, как сотрудники уходили в другие компании, а затем приводили новых работодателей в качестве заказчиков, причем очень ценных.

Свой человек. Конечно, речь не о злостных нарушениях этики и закона. Но если хорошо знакомый человек, некогда коллега, окажется в рядах партнеров или поставщиков, вполне вероятно, с ним легче будет договориться о скидках и других выгодных для компании условиях сотрудничества.

Звоните, если что. Нередко сотрудник выбывает из штата, но не лишает работодателя своей экспертизы, оставаясь ее консультантом – официально или нет.

Правда в глаза. Экс-сотрудники – невероятно ценный источник объективной обратной связи. Поскольку они с одной стороны отлично знают сильные и слабые стороны бизнеса, а с другой – уже не боятся поплатиться на излишнюю искренность.

 Как сохранить диалог?

Расстаться красиво. Любые инициативы, направленные на сохранение хороших отношений с покинувшими организацию сотрудниками, имеют смысл только в том случае, если увольнение происходит согласно с буквой закона и требованиями этики. Причем не важно, как оно произошло – по инициативе одной из сторон или по их согласованию, когда человек уходит в свой бизнес, фриланс или к конкурентам.

Если с сотрудниками поступают не по-человечески, они тоже создают свои «сообщества изгнанных» – чрезвычайно опасные для репутации компании, стихийные формирования.

Конечно, путь к хорошим отношениям после увольнения начинается задолго до этого – еще на первом собеседовании с кандидатом. Тем не менее, когда решение об уходе все-таки принято, очень полезно провести с человеком т.н. выходное интервью, узнав причины расставания. Это даже может позволить удержать ценного специалиста, а если и не его самого– то остальных, оставшихся.

Клуб бывших коллег. Многие организации, в основном международные, формируют целые сообщества бывших сотрудников – т.н. alumni clubs. Для прежних работников регулярно организовывают встречи, их включают в рассылки с последними новостями и назначениями, отправляют свежие номера корпоративной прессы или специальные аламни-дайджесты, приглашают на корпоративные мероприятия, поздравляют с днем рождения, профессиональными и другими праздниками и пр.

Заходите на сайт. Множество компаний на своих корпоративных ресурсах создают отдельные страницы для «выпускников», где размещается актуальная для них информация, график ближайших встреч, есть возможность обновить данные о себе. Такую же функцию могут выполнять группы в соцсетях.

По-дружески. Держать в поле зрения своих «эксов» работодатель может и благодаря их обычным неформальным связям с теми, кто остался в штате. Такой подход несколько стихиен, но для многих компаний, особенно небольших, и его вполне достаточно. Отношения к дружбе с бывшими коллегами тоже может быть разным – от громогласного шефового «Узнаю, что кто-то виделся с Петровым, – уволю!» и пунктов в контрактах, направленных на борьбу с защитой инсайдерской информации, до полнейшего одобрения и поощрения.

 Чего бояться?

Не все работодатели разделяют мнение о том, что нужно пускать тех, кто уволился, в свою обитель. Это связано с двумя самыми распространенными опасениями.

Шпионские страсти. Организации переживают, что «эксы» разузнают какую-то важную информацию, которой потом поделятся с конкурентами.

Двойной агент. Компании полагают, что бывшие коллеги могут переманить работающих сотрудников.

Эти страхи нельзя назвать безосновательными – такие риски всегда есть. Но в эпоху социальных сетей, когда нужного человека в любом уголке планеты можно найти в несколько кликов, они выглядят как попытка заткнуть Марианскую впадину пробкой от шампанского. Такие вопросы решаются намного сложнее – с помощью юридических инструментов, которые направлены на защиту конфиденциальной информации, и управления лояльностью собственного персонала.

Комментарии экспертов

Алина Севастюк, руководитель отдела по развитию бизнеса КПМГ в Украине

«Корпоративная программа для сотрудников разных лет – это конкурентное преимущество компании в случае системной и постоянной работы и вовлечения самих людей.

КПМГ в разных странах поддерживает отношения с бывшим сотрудниками. Это наша традиция. Мы ценим то, что было сделано всеми поколениями сотрудников в Украине с 1992 года. У нас даже есть специальный раздел на сайте, а также специальная группа в LlinkedIn, где публикуются новости, приглашения на экспертные семинары и «встречи выпускников».

Эмблемой нашего «Клуба выпускников» является картина, созданная сотрудниками во время коллективного арт-фестиваля в 2010 году (на фото – прим. ред.).

фото 1

В новом офисе мы сохранили и представляем в корпоративной галерее фотолетопись корпоративных событий, авторские работы сотрудников разных лет – картины, фотографии, вышитые панно (на фото – прим. ред.).

фото 2

На встречах выпускников стараемся создать особую атмосферу и дать шанс для развития творческих талантов, создавая картины (на фото – картина, созданная во время встречи выпускников, «Сад магнолий, – прим. ред.)

фото 3

 

С учетом мировых трендов роль сообществ со своей историей и общими интересами будет возрастать, поэтому важно приносить пользу и ценность выпускникам разных лет в виде экспертной информации на актуальную тему и объявлений о вакансиях, т.к. после работы в разных отраслях сотрудники порой возвращаются работать в КПМГ. Согласно исследованию University of Twente в Нидерландах, около 15 % опрошенных компаний создали официальную сеть выпускников, при этом 67 % знают, что бывшие сотрудники сами организовали группы для общения. Примером такой неформальной сети в Украине может быть группа сотрудников, которые работали в разных подразделениях Coca Cola в Украине: они продолжают самостоятельно встречаться в течение более 20 лет».

Марина Гульченко, руководитель административного отдела КПМГ в Украине (работает в компании 19 лет)

«Ценное общение с бывшими коллегами позволяет поддерживать и дружеские, и деловые связи, понимать процессы, которые происходят в экономике – не только Украины. Ведь многие сотрудники перешли на работу в другие офисы КПМГ и в другие компании в разных странах мира».

Наталия Бутенко, руководитель отдела по работе с персоналом КПМГ в Украине

«Мы интересуемся судьбой и карьерой наших коллег, и радуемся успехам. С другой стороны, мы поддерживаем наших бывших сотрудников, когда к нам обращаются за рекомендациями в связи с вакансиями и просят совета по поводу возможных кандидатур из числа бывших сотрудников. Мы даем рекомендации коллегам, которые хотят продолжить работу в КПМГ в других странах. Фактически, у нас создана сеть выпускников, которой мы хотим принести пользу».

Сотрудники, даже лучшие, покидают компании по самым разным причинам – объективным или просто в поисках того «хорошо», где нас, как обычно, нет. Случается и так, что если работник пишет заявление об увольнении – «еще неизвестно, кому повезло». Как бы там ни было, стараться нивелировать негатив, если он был, или сохранить в отношениях мажорную ноту, – однозначно есть смысл. И в этом мало высоких материй – один прагматизм. Жечь мосты – не самая выигрышная стратегия в мире, где все взаимосвязано.