Нужно бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте, а чтобы куда-то попасть, надо бежать как минимум вдвое быстрее! (Льюис Кэрролл «Алиса в Стране чудес. Алиса в Зазеркалье»)

Несмотря на автоматизацию рутинных процессов в сфере подбора персонала и желание оцифровать все действия эйчара, чтоб понять его эффективность, существуют нюансы рынка труда, влияющие на продуктивность менеджера по подбору.  Как бы ни старался сотрудник, не всегда у рекрутера есть возможность заполучить желанного кандидата в оговоренные руководством сроки. Нехватка эффективности в эйчаре сейчас приобретает особую остроту по двум причинам.

Причина первая – рынок труда растет. Растет усилиями работодателей, размещающих больше вакансий по всем профессиональным сферам – в среднем с января 2015 года количество вакансий на rabota.ua утроилось, а по некоторым профессиональным сферам (например, работа для молодых специалистов) – выросло более чем вчетверо.  Это означает, что у кандидата, ищущего работу, гораздо более широкий выбор. И, соответственно, компании-работодателю необходимо прикладывать больше усилий, чтобы выделиться из ряда конкурентов и завоевать внимание кандидата и его лояльность.

Причина вторая – кандидатов на рынке труда не становится больше. Украина в последние годы демонстрирует стабильную естественную убыль населения, плюс миграция трудоспособных граждан за границу и пока ежегодно снижающееся количество молодых специалистов, которые родились в «демографическую яму» девяностых.

Эти факторы  уменьшают количество кандидатов на вакансии. А в сочетании с увеличением количества вакансий дефицит приобретает кумулятивный эффект.

Итак, что же делать, чтобы компенсировать эти трудности? Как эйчару быть эффективным? Мы предлагаем такие инструменты:

  • Доступ к базе резюме – позволяет ускорить поиск и найти тех кандидатов, которые не откликаются на вакансии, а предпочитают пассивный поиск – «пусть меня найдут». По оценкам аналитиков rabota.ua, таких кандидатов насчитывается до 38%. Платный доступ в базу резюме позволяет менеджеру по подбору быть эффективнее, поскольку он может в любое время открывать нужное ему количество контактов кандидатов. Тогда ситуация, когда в базе резюме появляется интересный кандидат, а на сегодня все контакты открыты,  уже не страшна. Ведь если у эйчара возможность открывать контакты ограничена, может сложиться ситуация, когда интересный кандидат на следующий день уже недоступен, поскольку общается с теми работодателями, которые открыли его контакты вчера.
  • Возможность сделать вакансию «горячей» – это шанс быстрее «достучаться до кандидата», поскольку вакансия в течение недели находится в начале общего списка вакансий и привлекает больше внимания кандидатов. И откликаются на горячие вакансии кандидаты в разы чаще – в среднем по рубрикам – в 3,5 раза, а в торговле – почти в 6 раз. Немудрено, ведь бесплатная вакансия сразу после  размещения может разместиться на 18 странице, куда не всякий соискатель готов перемещаться. Поэтому «горячая вакансия» – это реально работающий инструмент для быстрого закрытия вакансий.
  • Вакансии «Оптимум» и Professional – еще одна возможность выделить вашу вакансию и привлечь к ней больше внимания соискателей, но уже за более долгий период времени. Этот формат позволяет вакансии выделиться и логотипом на странице вакансий, и попасть в рассылки по соискателям, что увеличивает отклик на нее. А вакансия Professional – это еще и яркий дизайн, выделяющий ее и запоминающийся соискателям и лого в каталоге – пока кандидат просматривает вакансии, рядом с вашей он видит логотип вашей компании – это облегчает ему выбор именно вашей вакансии.
  • Целевая рассылка – это возможность отправить всем интересующим вас профессионалам письмо с вашим предложением. Отлично оформленное, оно позволяет рассказать о вашей вакансии всем искавшим аналогичную работу специалистам, имеющим необходимые для вас навыки.

Это далеко не все инструменты эффективного рекрутинга. Кроме них, есть, например,  возможность сделать целый кабинет для пользователя не только с перечнем вакансий, но и с ярким и увлекательным рассказом о компании. Такой брендированный профиль компании мотивирует кандидата рассматривать ее вакансии в первую очередь, заинтересовывает не только зарплатой и условиями работы, но и эмоционально – ценностями, принятыми в компании, корпоративной культурой.  Проще говоря – если в профиле компании написано то, что понятно и близко кандидату, вакансии этого работодателя он будет читать с особой теплотой. И даже может рекомендовать их своим друзьям и знакомым, становясь «адвокатом бренда».

Эффективность эйчара, конечно, зависит и от внутренних причин – например, оперативности своих коллег в принятии решений. И от скорости принятия решения самим кандидатом. Тем не менее, чтобы получить больше интересных кандидатов, у него должна быть возможность быстрее получить их контактные данные и донести до них предложение своей компании, возможность эффективно с ними коммуницировать. Ведь простой рабочего места, на которое пока не найден специалист, может обходиться компании очень дорого – дороже тех инструментов, которые при правильном подборе их в комплекс,  позволяют сделать рекрутинг более оперативным  и эффективным.  Еще один важный нюанс – комплексная покупка сервиса или покупка пакетов услуг позволяет удешевить размещение вакансий или цену за контакты одного резюме. Комплексное решение проблемы, закрытие потребности в персонале на месяц, квартал, год – позволяет удешевить каждую опцию при той же эффективности и меньше тревожиться – а что будет дальше, если, например, компании срочно понадобится персонал.

Подбор персонала – процесс сложный и многоэтапный. Но привлечение и правильное применение сервисов эффективного рекрутинга позволяет экономить не только время и нервы специалиста по подбору, но и средства компании – за счет уменьшения простоев рабочих мест, повышения эффективности работы новичков и снижения текучки вследствие быстро и правильно подобранных сотрудников.