Счастье на работе: как управлять благополучием сотрудников

Share on FacebookTweet about this on TwitterShare on LinkedIn

Управление благополучием (wellbeing) сотрудников в мире давно не новый тренд, но у нас о нем заговорили сравнительно недавно. Если еще пару лет назад одной из самых важных HR-функций было управление мотивацией, то сегодня многие понимают, что, кроме финансовой составляющей, на результаты работы людей влияет и их общее благополучие.

«Обзор данных о благополучии сотрудников и его потенциальном влиянии на производительность труда» – недавнее исследование, проведенное в Великобритании, показало, что повышение благополучия приводит к улучшению рабочих характеристик: финансовых показателей бизнеса, производительности труда, качества товаров и услуг. Поэтому около половины английских работодателей в этом году внедряют программы по благополучию сотрудников. А в Ирландии уже третий год подряд День благополучия на рабочем месте (National Workplace Wellbeing Day) отмечается как национальный праздник.

В каких случаях благополучие сотрудников должно стать приоритетом HR-стратегии?

  • Работодатели постепенно осознают важность управления благополучием своих людей в тех сферах и компаниях, где ощущается дефицит достойных кандидатов, где от личности сотрудника зависит успех организации и хорошему специалисту не так просто найти замену.
  • Если бизнес нацелен на долгосрочную перспективу, тогда тоже должны более активно внедряться программы по развитию лояльности и созданию корпоративной культуры счастливых сотрудников.
  • Компании, которые хотят построить сильный HR-бренд и привлекать таланты, прежде, чем заниматься созданием привлекательного имиджа на рынке труда, должны позаботиться о благополучии людей, которые у них уже работают.
  • Если бизнес связан с обслуживанием и работой с клиентами, благополучие сотрудников будет напрямую отражаться на качестве сервиса и коммуникаций. Важно помнить, что ваш сотрудник будет относиться к клиентам так, как компания относится к нему.

Что же такое благополучие сотрудников?

Специалисты компании Gallup в ходе одного из исследований пришли к выводу, что есть пять основных факторов, влияющих на благополучие человека. Это карьера, социальный и финансовый факторы, физическое состояние и вклад, который человек вносит в общество. Человеку, у которого есть проблемы со здоровьем, в семье или в других сферах жизни, гораздо труднее быть вовлеченным и уделять максимум энергии работе. Если компания поможет сотрудникам в сохранении благополучия, то их вовлеченность вырастет.

Карьерный аспект благополучия включает понятные и прозрачные перспективы развития и роста, возможность развиваться не только профессионально, но и личностно, увлеченность своей работой и возможность самореализации.

Тони Шей в своей книге «Доставляя счастье» рекомендует создавать у сотрудников ощущение прогресса и скорости движения. Он рассказывает, что раньше в Zappos сотрудники продвигались по карьерной лестнице каждые восемнадцать месяцев (при условии, что они отвечали всем требованиям, необходимым для этого). Потом в компании перешли на систему небольших карьерных продвижений каждые шесть месяцев. В результате через восемнадцать месяцев после трех небольших продвижений результат с точки зрения зарплаты был сравним с предыдущей схемой, но уровень счастья людей был намного выше, потому что они ощущали постоянный прогресс и рост.

Благополучие в социальной сфере означает, что в компании создана атмосфера доверия и уважения, люди работают в команде единомышленников, их ценят, к их мнению прислушиваются. Дружеская атмосфера, возможность социализации и качественного общения на работе крайне важны.

Кроме этого, в социальном аспекте компания должна уделять внимание и соблюдению сотрудниками баланса работы и личной жизни. Рассмотрите варианты для желающих перейти на удаленную работу и частичную занятость, создайте людям возможность отдыхать и больше времени проводить с семьей, организовывайте корпоративные мероприятия семейного формата.

Заботясь о финансовом благополучии своих сотрудников, важно учитывать, что хоть счастье и не в деньгах, но у человека должна быть возможность покрывать свои потребности, платить за жилье, отдыхать и заботиться о здоровье.

Обеспечьте своим людям достойную оплату их труда, обучите их финансовой грамотности, сформируйте фонд помощи тем, кто попал в затруднительную финансовую ситуацию.

С точки зрения физического состояния важны ощущение безопасности, правильное питание, физическая активность, количество сна и доступ к качественному медицинскому обслуживанию. Постоянный стресс на работе, большая рабочая нагрузка и многозадачность часто становятся причиной ухудшения здоровья.

В некоторых компаниях в штате уже работают врачи, которые помогают заботиться о здоровье персонала. Абонементы в спортзал, здоровые и питательные обеды, производственная гимнастика, программы по питанию и потере лишнего веса, поощрение при отказе от курения – все это поможет вашим сотрудникам сделать выбор в пользу здорового образа жизни.

Возможность внести вклад в общество, помогать и приносить пользу другим, по данным Gallup, – главный фактор, определяющий разницу между хорошей и великолепной жизнью.

Люди счастливы работать в компаниях, корпоративные проекты которых направлены на решение значимых социальных проблем общества.

Принципы внедрения программы управления благополучием

Отдельные программы по благополучию сотрудников – хорошая инициатива, но нужного эффекта они не дадут. Здесь, как и в любом другом деле, важна система. Она не только позволит наладить процесс работы с сотрудниками, но и отслеживать его эффективность и пользу для бизнеса.

Чтобы не превратить управление благополучием в «дикую» HR-активность, проведите опрос сотрудников, чтобы определить приоритетные направления и активности, разработайте комплексную программу и привлеките к ее реализации топ-менеджмент компании.

1. Ориентируйтесь на личность, а не на общую массу. Больше не существует понятия «все сотрудники компании».

2. Уходите от формального отношения работодатель-сотрудник. Ваши люди работают не на вас, а с вами.

3. Создавайте длительные доверительные отношения. Покажите людям, что вы их цените. Благодарите за преданность компании.

4. Настройте фокус на баланс работы и личной жизни ваших людей, смысла и удовольствия от работы.

5. Повышайте качество жизни на работе. Создавайте среду и атмосферу, в которой можно продуктивно и комфортно работать.

Ирина Примак, бизнес-консультант по стратегическому маркетингу и HR-брендингу, бизнес-психолог, сертифицированный эксперт по теме «Счастье в деятельности», автор методики «12 источников счастья на работе», автор проекта «Институт Корпоративного Счастья»

 

Share on FacebookTweet about this on TwitterShare on LinkedIn

Login

Welcome! Login in to your account

Remember me Lost your password?

Lost Password