Советы для работодателей

Разделим трапезу, или Комменсальность – простой и эффективный тимбилдинг

Компании тратят множество усилий, времени и денег на построение команды. Мероприятия по тимбилдингу давно вошли в норму. Веревочные курсы, падения на доверие и игры – все это призвано сделать коллектив более сплоченным и улучшить взаимодействие. Но, как ни прискорбно, многие участники таких мероприятий считают, что они не имеют никакой ценности. Падения на доверие уже стали объектом насмешек, символом отчаянных и неэффективных попыток менеджеров создать близость между сотрудниками.

Конечно, все хотят создавать более эффективные, более сплоченные команды, но должен же быть способ реализовать это! И вот, кажется, такой способ нашли. И он проще, чем кто-либо мог подумать. Исследователи во главе с Кевином Книффином из Корнелльского университета уверяют: чтобы сплотить команду, нужно просто поощрять совместные обеды.

Кто-то может сказать, что совместное поедание пищи (ученые называют это комменсальностью) слишком обыденное явление, чтобы заслуживать внимания менеджеров, HR или даже исследователей. Но Книффин и его коллеги отмечают, что прием пищи настолько первичен, что может быть чрезвычайно значимым, даже если большинство из нас делает это три или более раз в день. И приводят в пример результаты эксперимента, в процессе которого они попросили людей представить, насколько сильно ревновали бы участники или их партнеры, если бы они делали что-то повседневное со своим бывшим партнером. Оказалось, совместный обед вызывает гораздо больше ревности, чем мысль о том, что они переписываются, говорят по телефону или даже встретились и общаются (но не обедают). Это наглядно демонстрирует, что в совместном приеме пищи действительно есть особая близость.

Но что это значит для тимбилдинга?

Книффин пошел дальше и изучил привычки и поведение пожарников, которые вместе обедают. Для них это традиция. Ученый задался вопросом: выполняют ли свою работу те пожарники, которые обедают вместе, лучше тех, которые этого не делают? Он посетил 13 пожарных станций и опросил 395 пожарников.

Пожарные сообщили, что совместная еда – это едва ли не главный элемент эффективной работы их команд. По их словам, это заставляет команду чувствовать себя, как семья, и ощущать дружность, даже когда они не работают. И руководство действительно подтвердило, что эффективность тех команд, которые обедали вместе, в 2 раза выше, чем у других.

Что делать компаниям?

Компаниям действительно хорошо было бы подумать о том, чтобы всячески содействовать совместным обедам сотрудников. Некоторые компании идут дальше. Например, Google предлагает своей команде бесплатное, высококачественное и разнообразное питание – на территории кампуса несколько кафе с разной кухней. Используя бесплатную еду, чтобы побудить сотрудников максимальное количество времени проводить в кампусе, такие компании не только повышают производительность (поскольку работники не тратят время на дорогу), они также увеличивают шансы, что коллеги будут есть друг с другом.

До масштабов Google украинским компаниям, конечно, пока далеко, но многие из них стараются организовать питание своим сотрудникам. Хотя, к сожалению, качество часто страдает, ведь доставка или кейтеринг не могут гарантировать свежесть и безопасность блюд.

Дарина, HR-generalist в IT-компании

« – У нас с качеством питания все более чем отлично! В нашем офисе готовит повар. И кстати, сотрудники сами все оплачивают, компания только взяла на себя первые организационные моменты – кастрюли, тарелки, ложки-вилки. Когда мы организовали питание в офисе, то основное, что произошло – команда стала больше и ближе общаться. Эффективность тоже возросла. И одно из самых приятных для меня как для HR-generalist – это существенное снижение текучки, а если приходит кто-то на собеседование, то повар в офисе становится весомым аргументом для соискателя в принятии решения в нашу пользу. Так что одни плюсы».

Не так давно в Украине появился новый сервис O’Сhef, который предоставляет услуги профессионального повара в офисах киевских компаний. Причем это не повар в штате – по сути, это ресторан, который приезжает в офис, даже оплата осуществляется только по ценам в меню. Бесспорно, по свежести и вкусу только приготовленные блюда существенно превосходят любые холодильники, доставку и кейтеринг. Но насколько это дорого? Редакция rabota.ua задала этот вопрос основателю O’Chef Александру Приходько.

Александр Приходько, основатель O’Chef

« – Цены более чем приемлемые, а блюда – ресторанные. При этом не все наши клиенты оплачивают обеды своих команд, очень часто сотрудники сами платят. Разнообразие на любой вкус и кошелек – мы готовим борщ, гречку, но готовим и уху с раками и морской рыбой или кускус с каре ягненка под клюквенным соусом. Все зависит от пожеланий. А еще наши клиенты очень ценят, что видят, кто готовит им еду и в каких условиях, ведь вы никогда не знаете, откуда привезли вашу лапшу с курицей. Повара у нас всегда могут исключить какой-то ингредиент, если у кого-то аллергия, например. Они коммуникабельные и быстро становятся частью команды, повар закрепляется за компанией, но мы всегда предоставляем повара на замену на случай отпуска или болезни».

Возникает логичный вопрос, что делать компаниям, у которых нет варочной поверхности и духовки? Как утверждает Александр Приходько, в их практике такие случаи были и все решается покупкой техники. Одним словом, было бы желание.

Как видим, варианты того, как сплотить команду за обедом, есть. Выбор за самим работодателем – заказывать доставку или повар в офис будет лучшим вариантом. Но, судя по опыту, для сотрудников достаточным мотиватором будет и сама организация питания со стороны компании, при этом совершенно не обязательно оплачивать еду.

Share on FacebookTweet about this on Twitter

Lost Password