«5 граней лидерства» – это книга для тех, кто хочет развить свои лидерские качества. При этом она развенчивает миф о существовании единственного пути к эффективному лидерству.

Авторы книги – Скотт Кэмпбелл и Эллен Самиек считают, что нужно выбирать тот путь, который больше всего соответствует потребностям каждой конкретной ситуации. Они исследуют пять основных граней лидерства. Кэмпбелл и Самиек предлагают читателям – будущим лидерам – определить «свои грани», открыть в себе новые лидерские навыки.

Кто знает, может, мысли этой книги побудят вас стать авторитетным и, главное, эффективным лидером, и на вашем примере будут создаваться новые трактаты о лидерстве. Почему бы и нет?

5-книга

1. Самосознание – основа эффективного лидерства

Когда лидер понимает собственное «я», он может выбрать среду, соответствующую его ценностям, приоритетам и способностям. Это повышает его эффективность как руководителя и помогает ему избежать истощения физических и духовных сил.

Человек, проанализировав все свои врожденные и приобретенные качества, может выбрать для себя наиболее подходящий подход к лидерству:

• Сконцентрировать всю силу в жестких руках – директивный подход.

• Красочно (без преувеличения) формировать подопечным перспективы будущего – визионерский подход.

• Привлекать сотрудников к участию в делах компании – вовлекающий подход.

• Поддерживать гармоничные отношения в коллективе – отношенческий подход.

• Раскрывать потенциал каждого сотрудника – коучинговый подход.

Собственно, эти подходы напрямую зависят от «внутренней среды» человека, и вместе с тем являются гранями лидерства. И каждый выбирает для себя самую подходящую грань.

Чем больше вы знаете о себе самом, тем реже вы будете реагировать вслепую на различные обстоятельства, а также на действия людей, которые пытаются оказывать на вас давление. Кроме того, самосознание открывает вам глаза на негативные последствия ваших собственных действий.

2. Эффективные лидеры вдохновляют людей

По-настоящему эффективные лидеры должны вдохновлять тех, кого ведут за собой, вызывать у людей заинтересованность в получении нужных результатов и готовность сделать для этого все, что от них зависит.

В кризисной ситуации, когда сотрудники испытывают чувство страха, тревоги или замешательства, директивный стиль руководства обеспечивает им уверенность в своем лидере и дает силы для преодоления кризиса. При таких обстоятельствах люди отзываются на приказы и призывы сильного, решительного лидера.

3. Истина в том, что никто не видит реальность в точности такой, какая она есть

Лидер должен осознавать, что его восприятие реальности обязательно является несовершенным, неполным и в некой степени искаженным. Этот факт нужно учитывать, принимая решения и взаимодействую с другими людьми.

Если вы не согласны с точкой зрения другого человека на определенное событие, те факты, которые вы приводите в качестве аргументов, почти наверняка отображают картину происходящего только частично, на основании вашего личного восприятия этого события.

4. Лидеры управляют мечтой

Ничто так сильно не влияет на деятельность людей, как общее видение перспектив. Настоящий лидер не должен игнорировать этого или не уделять внимания.

Обыденность повседневной работы, а также перегруженность информацией, присущая человеку, склонность терять фокус в ходе выполнения своей работы, а также необходимость приспосабливаться к постоянно изменяющимся условиям – все это требует от лидеров умения нарисовать четкую, убедительную картину будущего компании и обеспечить связь текущих действий ее сотрудников с задачей реализации такого видения.

5. Формируйте убедительную картину будущего

Формирование красочных и «сочных» картин будущего с использованием образов, аналогий, метафор и примеров имеет решающее значение. Предлагая свои идеи, лидер обязан стараться заинтересовать ими подчиненных.

Излагая свою идею подчиненным, вы можете не афишировать ее авторства. Это позволит сотрудникам рассматривать идею объективно, исходя из ее достоинств, а не из желания «прогнуться» лишний раз перед боссом. Они также смогут, не стесняясь, указать на ее слабые места, высказать критические замечания или развить идею.

6. Отношения – «смазочный материал» в работе коллектива

Одним из лучших способов усилить мотивацию  человека – забота о нем. Если члены коллектива чувствуют, что каждого из них ценят не только как специалиста, и как личность – это обеспечивает их преданность делу.

Самое лучшее, что вы можете сделать для другого человека, – это не просто поделиться с ним своим богатством, а открыть для него сокровища, которыми обладает он сам.

7. Работать больше – не значит работать эффективнее

Подход, требующий больших усилий по преодолению слабых сторон, – вредит продуктивности. Повысить эффективность, преодолев слабые стороны, – можно, но в большинстве случаев улучшения будут очень незначительными.

Стремление сформировать сильные качества на базе слабых противоречит человеческой природе. Развитие навыков, не основанных на врожденных способностях человека, требует от него значительных усилий, а качество этих навыков редко превышает средний уровень.

8. Знать теорию и применять ее на практике – совершенно разные вещи

Глубокое понимание концептуальных вещей, например, процессов управления развитием или тенденций в бизнесе,  имеет большое значение для обеспечения эффективного лидерства. Но этого недостаточно.

Даже если человек знает правила игры в шахматы и читал о стратегиях, используемых Бобби Фишером и Гарри Каспаровым, это не сделает его гроссмейстером. Единственный способ научиться играть в шахматы – это играть в эту игру.

9. «Рычаг Архимеда» для лидеров

Принцип рычага позволяет получить значительный результат при минимальных усилиях. Так, если человек развивает те качества, которыми его наделила природа, тогда он сможет использовать их как тот самый «рычаг».

Использование естественных способностей в качестве «рычага» позволяет вам действовать в соответствии с принципом функционирования вашего мозга, что, в свою очередь, делает процесс развития навыков лидерства быстрым, эффективным и доставляющим удовольствие.

10. Лидер-коуч – сила индивидуального подхода

Лидер, взявший на себя роль коуча (т.е. «тренера»), должен сделать все, чтобы его окружение получало ту подготовку, которая необходима для выполнения работы. При этом методика обучения, которую применяет лидеру, должна соответствовать предпочтениям человека.

Одни лучше воспринимают учебный материал во время традиционных занятий в аудитории. Другие предпочли бы сразу проверять теорию на практике при наличии обратной связи с коучем в режиме реального времени. Третьим удобнее обучаться самостоятельно, в онлайновом режиме; четвертым больше нравится интерактивный диалог с коучем.

Как говорят авторы книги, в наши дни лидерство – это товар, пользующийся большим спросом. Развивайтесь и достигайте успеха!