Советы для работодателей

Психолог для сотрудников: модный тренд или бизнес-необходимость?

Анна Метельская,
консультант по психическому здоровью в организациях,
со-основатель проекта Mental Health for Business,
организационный коуч, консультант в методе позитивной кросс-культурной психотерапии

Эмоциональная и психическая стабильность сотрудников – залог успеха и продуктивности бизнеса. Об этом неоднократно в последние годы говорят эксперты в разных сферах (на Международном экономическом форуме в Давосе, на крупных конференциях по HR и т.д.). В период пандемии тема стала еще актуальнее.

Если сотрудник находится в состоянии напряжения, тревожности, глубокого переживания, потери, расставания, конфликта, эмоционального спада или горя – и неважно, связано это с работой или личной жизнью, – возникает вопрос, насколько он будет эффективен в своей работе?

Сможет ли он качественно предложить помощь клиентам или провести переговоры? Сможет ли креативить и быть проактивным в предложении инициатив? Сможет ли качественно продавать? Получится ли у него развивать бизнес компании и быть увлеченным и вовлеченным?

Конечно, поведение сотрудника зависит от конкретной ситуации и от его внутреннего состояния.

Как компания может помогать сотрудникам справляться со сложностями и быть более продуктивными

Первым и важным шагом в этом процессе, конечно, должна быть обратная связь от руководителя о том, что он видит изменения в работе сотрудника, его производительности, качестве работы и т.д.  Очень важно уметь давать обратную связь в поддерживающем и развивающем формате. Если ситуация связана с психо-эмоциональным состоянием, то сотрудник может взять инициативу в свои руки и самостоятельно или с помощью психолога/психотерапевта разрешить существующие сложности, чтобы вернуться к прежней продуктивности или даже улучшить ее.

Еще одна опция, которую  может предоставить работодатель – это  «скорая помощь» сотрудникам прямо в рамках компании, а именно – бенефит индивидуального психологического консультирования. Такая опция  может стать значимым дополнением в компенсационном пакете для всех сотрудников или определенных категорий персонала.

В организациях используется именно психологическое консультирование (psychological counselling), а не формат долгосрочной психотерапии, который обеспечивается уже лично каждым человеком в случае потребности.

Психологическое консультирование – краткосрочный формат помощи здоровому человеку в решении его внутренних сложностей и в улучшении качества жизни. Сотрудники имеют возможность разобраться в напряженной ситуации, найти поддерживающие ресурсы и опоры, осознать свои стрессоры, развить психологическую устойчивость и восстанавливаемость (resilience), профилактировать выгорание, научиться более эффективно взаимодействовать с другими людьми, гармонизировать жизнь и т.д.

А улучшение качества жизни отдельного сотрудника, как результат, приводит к повышению качества работы, трудоспособности, проактивности, вовлеченности и повышению результатов организации. Учитывая, что мы проводим около 60-70% нашего времени на работе, и эта работа может быть насыщена стрессами – рабочей нагрузкой, сроками, поведением и личностью сотрудников, стилями управления, другими сложностями, имеет смысл помогать сотрудниками с этим справляться через раннее вмешательство: психоэдукацию и персональную помощь. Своевременное консультирование может помочь решить проблемы до того, как они станут изнурительными и дорогостоящими для организации.

Улучшение качества жизни отдельного сотрудника, как результат, приводит к повышению качества работы, трудоспособности, проактивности, вовлеченности и повышению результатов организации

Психологическое консультирование – достаточно новая услуга на рынке Украины, которая уже давно работает на Западе. Многие лидеры крупных корпораций и стартапов имеют постоянный доступ к личному психотерапевту/коучу по здоровью.  А большинство западных компаний пользуются услугой EAP (employee assistance program). Поэтому и успешные украинские компании точно будут рано или поздно приходить к такому бенефиту.

Согласно разведывательному исследованию компании 4Service Ukraine, которое было проведено перед второй конференцией Mental Health and Emotional Well-being for Business в 2019 году, 13% респондентов отметили, что готовы пожертвовать более высокой заработной платой, если компания обеспечивает возможность получать консультации психолога. И несмотря на то, что лидирующие позиции заняли гибкий график (51%), удаленная работа (43%), сокращенный рабочий день (33%), наличие дополнительного отпуска (31%), снижение рабочей нагрузки (22%), творческий отпуск (15%), мы видим сейчас, что тенденции пост-карантинной жизни будут увеличивать потребность людей больше заботиться о себе в психо-эмоциональном аспекте.

Преимущества психологического консультирования, организованного компанией

  1. Сотрудник не тратит время и ресурсы на поиск специалиста. Это важно, так как ресурсов у него и так сейчас немного.
  2. Состояние сотрудника нормализуется и он может выполнять работу с меньшим процентом презентеизма. Компания меньше теряет на продуктивности, абсентеизме и качестве обслуживания. А наоборот, наращивает доверие и лояльность своих внутренних клиентов-сотрудников.
  3. Сотрудники учатся помогать себе сами в сложных ситуациях. Также они учатся более осознанно подходить к своему психическому здоровью, становятся более осознанными и повышают качество своей жизни. Это благоприятно влияет на бренд работодателя, вовлеченность и доверие компании. Конечно же, в случае, если и другие процессы внутри компании поддерживают ценность заботы о людях.

Такие инвестиции выгодны для организации, так как по данным аналитики ВООЗ, каждый доллар, вложенный компанией в психическое здоровье, приносит от 2 до 4 $ возврата инвестиций.

Риски, с которыми может столкнуться организация

  1. Сотрудник может принять решение об увольнении для восстановления себя. Это самый большой риск, о котором говорят представители HR и топы, принимающие решение. На самом деле увольнение человека, который выгорел и нуждается в восстановлении, дает компании возможность нанять на это место более продуктивного сейчас человека. И при этом сохранить отношения с уходящим сотрудником, который может и вернуться после восстановления, проявив свою лояльность к компании. Также это возможность предоставить сотруднику саббатикал, если такая опция есть в компенсационном пакете.
  2. Человек может «разворошить» свои базовые травмы и раны, если процесс работы будет слишком глубоким. Чтобы этого не происходило, важно работать с сотрудником именно в формате консультирования, а не психотерапии, а также со специалистами, которые понимают контекст консультирования в организации.
  3. Услуга может не пользоваться спросом, и даже обесцениваться, по причине низкого доверия внутри организации и авторитарного стиля управления.
  4. Отношение и вовлечение лидеров, если они сами не верят в пользу такого формата, может резко снизить уровень доверия к услуге консультирования. Ведь лидер – модель для подражания.

Что важно учесть компании, которая хочет запустить психологическое консультирование

  1. Уровень доверия внутри компании должен быть достаточно высоким.
  2. Открытость и прозрачность внутренних коммуникаций.
  3. Покрытие базового уровня безопасности: своевременная и рыночная оплата труда, страховка, отпуск.

Для реализации такого проекта в организации предлагаем вам опорные шаги, которые помогут структурировать вашу работу в этом направлении:

  1. Поиск партнера – компании, которая сможет предоставить комплексную услугу. Важно, чтобы консультанты по психическому здоровью/психологи работали в одном подходе и четко осознавали свою зону компетентности и ответственности в краткосрочном консультировании.
  2. Проведение информационной встречи о психическом здоровье и психологической поддержке с целью психоэдукации. Возможно проведение Mental Health Day/Week, где сотрудники ближе познакомятся с темой и попробуют тестовые консультации.
  3. Проведение предварительного опроса среди сотрудников для определения потребности в таком бенефите.
  4. Определение критериев эффективности (как и что замерять) по итогу проекта.
  5. Проведение пилотного проекта для команды/департамента.
  6. Обратная связь и замеры по итогу пилотного проекта.
  7. Дальнейшие решения.

Опыт показывает, что оптимальное количество встреч, которое может быть предложено сотрудникам, – от 3 до 10.

Также, есть варианты разных форматов оплаты, в том числе частичной (компания-сотрудник).

Опыт показывает, что оптимальное количество встреч, которое может быть предложено сотрудникам, – от 3 до 10

Наличие проверенного провайдера психологической помощи (в составе которого в идеале есть психологи, психотерапевты, психиатр, коуч по здоровью и консультанты по психическому здоровью в организациях) также может помогать организации на регулярной основе в решении психологически сложных вопросов и ситуаций, а именно:

  • Экстренная помощь руководителям/сотрудникам в ситуациях конфликта, напряжения, недопониманий, рассинхрона в команде.
  • В случае сложных увольнений (для поддержки руководителя, HR-а и самого сотрудника).
  • В случае изменения роли человека для его адаптации.
  • Для проведения рефлексивных групп, групп поддержки, когда команде нужно отреагировать произошедшие события («слить негативные переживания») и набраться ресурса для дальнейшей работы.
  • Для подготовки лидеров и ключевых сотрудников к сложным переговорам/процессам изменений/непопулярных решений и после них для восстановления энергии.
  • Для проведения регулярной групповой/индивидуальной работы с самыми «выгорабельными» отделами: продажи, HR, саппорт, call-центры, линейные менеджеры.
  • Для консультаций компании, что можно менять на уровне организации/процессов/командных активностей для более продуктивного и здорового взаимодействия и идентификации организационных стрессоров.
  • Для помощи в случае экстренных случаев с психическими расстройствами (психотических эпизодов, фобий, депрессий, тревожных расстройств, биполярных расстройств, алкогольных и наркотических зависимостей и т.д).

Также есть вариант создания психологической службы внутри компании. Этот формат имеет свои риски и преимущества. И осилить его могут в основном крупные компании, имеющие на это финансовые ресурсы. Это отдельная тема, о которой мы поговорим в следующих публикациях.

В завершении хочется вернуться к нашему изначальному вопросу: так все-таки забота о психо-эмоциональном состоянии сотрудников  – это тренд или необходимость? Мой ответ: да, это необходимость в современном мире и бизнесе. И это – только дело времени, когда каждая компания осознает эту необходимость именно для себя.

Share on FacebookTweet about this on Twitter

Lost Password