Советы для работодателей

Провокативный коучинг в карьерном консалтинге

Сергей Саута,
Agile HR Director в компании Hubber, провокативный коуч

Коуч: Так в чем проблема?

Клиент: Я… это… думаю… ну куда можно?

Коуч: Куда можно что?

Клиент: Ну развиваться там, учиться…

Коуч: А это тебе-то зачем? Тебе что, так плохо?

Клиент:  Ну, как бы, развития нет…

Коуч: Не всем же развиваться, кто-то же должен не развиваться, почему не ты?

Клиент: Э, так не пойдет, мне надо!

Коуч: Мало ли, ему надо! Всем надо! Тебе надо учиться жить, не развиваясь! Давай подумаем об этом!

Клиент: Но я так не хочу! Я хочу большего!

Коуч: Чего именно ты хочешь большего?

Клиент: Мне хочется…

Мой типичный разговор с сотрудником моей компании, когда ко мне обращаются как к карьерному коучу. Я не стандартный коуч. И сотрудники это знают. Чтобы дойти до своего ответа, им нужно пройти сквозь меня. И я помогу им, чтобы они добрались только до того ответа, который им необходим. Это провокативный коучинг.

Что такое провокативный коучинг?

Чем не устраивают обычные виды коучинга/консалтинга? Как реагируют клиенты на такую работу? Расскажу немного в этой статье.

С конца 1960-х Френк Фаррелли вывел направление провокативной терапии, основываясь на своем опыте работы в психиатрических больницах как психотерапевт. Он работал вместе с Карлом Роджерсом, но в своей книге «Провокативная терапия» объяснил, что его опыт показал успешность другого подхода к клиентам. После более чем 50 лет практики в этом методе создалось большое количество вариантов его использования. Ник Кемп, Яап Холландер начали свои направления уже в провокативном коучинге, хотя разницу между терапией/коучингом/консультацией тут особо не делают. Какая разница, как это называется, если оно работает?

Основа метода – провокация. Намеренный вызов установкам/убеждениям человека. Коуч становится заодно с ограничивающими убеждениями человека и подначивает его. Коуч ведет клиента, чтобы тот продирался сквозь свои сомнения, вырабатывал свой подход к своей ситуации, находил нужное для себя решение. И большую часть сессии работы клиент смеется. Смеется над актерским мастерством коуча, который его передразнивает, хамит, высмеивает, утрирует, шепчет, кричит и еще более 70 способов вывести человека из привычного ему взгляда на ситуацию.

Основа метода – провокация. Намеренный вызов установкам/убеждениям человека. Коуч становится заодно с ограничивающими убеждениями человека и подначивает его

Вернемся к начальному диалогу в нашей статье.

– Ну развиваться там, учиться.

– А это тебе-то зачем? Тебе что, так плохо?

Вы видите, что происходит? Коуч становится на сторону «неразвития», и служит «адвокатом дьявола», шепчет «зачем оно тебе нужно, тебе что, плохо так?» Представим самую глупую ситуацию. Клиент говорит: «Да, на самом деле, зачем оно мне? Мне ок«. Что видит коуч? Что сопротивления нет. Нет проблемы, с которой нужно работать. Коуч тут же заявит: «Ну вот и отлично, одну проблему решили. Следующую проблему давай».

То есть этот запрос не актуальный для клиента. У него нет внутреннего конфликта «быть или не быть» в этой ситуации. У него уже есть ответ. И коуч это демонстрирует клиенту. (Так же поступит коуч, если клиент захочет подшутить над ним).

Провокативный коуч, по словам Ника Кемпа, как профессиональный массажист. Он ищет в теле сопротивление. И после этого начинается провокация, постепенное надавливания на это сопротивление.

Но погодите! Это же обычный троллинг, издевательство!

Это троллинг, да. Издевательство – нет. Коуч постоянно транслирует невербально клиенту, что это на самом деле игра, коуч «ненавидит грех, но любит грешника». Невербально – подмигивая, улыбаясь, постоянно дотрагиваясь до руки клиента, коуч ему дает знать: «Я здесь за тебя». Но вербально – «Ты еще попробуй меня преодолеть». Вся сессия в игре.

Тестировщик приходит к коучу и говорит, что хочет стать разработчиком.

Коуч: Что, денег хочешь больше?

Клиент: Ну и денег тоже, но это не главное?

Коуч: Хочешь гонять других тестировщиков по офису, потому что ты теперь стал мужиком, а они еще пацаны?

Клиент: Та не (хихикает).

Коуч: Понимаешь, что не совсем понимаешь, как делать свою текущую работу, хочешь начать учить новую?

Клиент: Та не, я тут профи.

Коуч: Ага, расскажи мне (бьет дружески по руке).

Клиент: Та я точно говорю, я просто думаю, что готов уже к следующей ступеньке своей карьеры.

Коуч: Не понял, чего?

Клиент: Я говорю, что готов уже к следующей ступеньке своей карьеры.

Коуч: Ты? Офис-менеджером будешь?

Клиент: Та причем тут, я же говорил, разработчиком!

Коуч: А, кофе готовить для разработчиков?

Клиент: (смеется) Нет, пусть мне самому приносят.

Коуч: А ты такой сидишь и говоришь: «Я тут папочка»! Мне кажется, это у тебя судьба такая, быть главным, да?

Клиент: Точно (выдыхает, спина расслабляется). Та не, мне кажется, что…

Коуч постоянно транслирует невербально клиенту, что это на самом деле игра, коуч «ненавидит грех, но любит грешника»

Иногда 30 минут, иногда чуть больше. Постоянно смеясь и потихоньку подыскивая напряжение, направляет клиента в сторону этого сопротивления. Клиент озвучивает все свои сомнения, тревоги, коуч тут же берется защищать эти убеждения, понемногу сдаваясь, укрепляя позитивные убеждения, заставляя человека повторять снова и снова нужное и важное для него.

Зачем такой метод?

А почему бы и нет? Коуч в таком методе защищен от профессионального выгорания, общение всегда происходит в веселом, положительном ключе. Клиент прокачивает свои мышцы, готовясь к достаточно агрессивной среде окружающего мира. Мнений других людей и своих сомнений. И очень важный момент, поработав в течение 30 минут и выйдя – работа продолжается. Внутренняя работа клиента. Он вытянул на свет в безопасной среде работы с коучем то, о чем никогда не догадывался. Он начал смеяться над своей болью. Тревогой. Он перестал ценить свою проблему и носиться с ней как с чем-то очень важным, большим и неподъемным.

Как клиенты реагируют?

Почему-то у психологов, коучей на обучалках провокативке всегда есть сомнения по этому методу. «А если в драку полезет?», «Так это не со всеми работает, я бы такого не вытерпела», «А если он о травме говорит, тоже смеяться?». Вот все эти аргументы создаются только в голове у специалистов, привычных к стандартным методам.

А когда они сидят, даже на обучалках, в демонстрационных сессиях рядом с коучем и тот работает в провокативном стиле, заливаются от смеха, «зависают» от инсайтов, сидят и смотрят в пространство или в пол. Клиент должен смеяться. Он должен чувствовать, что коуч за него, здесь безопасно, а видеть/слышать должен провокацию. Стараясь защититься, он создает новые паттерны своего мышления.

Попробуйте узнать о новом методе больше! Книги на эту тему, видеозаписи и семинары как Френка Фарелли, основателя направления, так и современных тренеров, помогут вам прокачать и эти мышцы коуча тоже.

Ну или нет. Не все же могут освоить что-то новое, правильно? 🙂

Share on FacebookTweet about this on Twitter

Lost Password