Профессиональный рост: альтернатива менеджерскому треку

Share on FacebookTweet about this on TwitterShare on LinkedIn

Ни для кого не секрет, что большинство людей, занятых на ИТ-проектах, хотят расти карьерно. Как показывает практика, популярное направление для роста и развития в ИТ – это менеджмент. А какая альтернатива существует? Этому вопросу посвящена статья Натальи Русаковой, HR-консультанта GlobalLogic.

Итак, сначала специалист проявляет ответственность за небольшую команду или подкоманду на проекте, потом за выделенное направление, а в будущем, возможно, за весь проект. Но часто мы сталкиваемся с тем, что некоторым консультантам (именно так мы называем всех специалистов в компании, здесь и далее будем использовать термин в этом значении) попросту не интересно развиваться в сторону управления людьми и процессами. Причин этому может быть несколько, и вот некоторые из них:

● «Для меня уйти в менеджмент – это потерять техническую экспертизу, а я этого не хочу».
● «Менеджмент – это много коммуникации, а я не умею налаживать контакт и не очень хочу учиться».
● «Все мои интересы лежат в технической области, и я не хочу тратить время на то, чтобы развивать софт-скиллы. Лучше я потрачу его на изучение новой технологии».

Причин может быть еще много. Некоторые из них лежат на поверхности, и специалист легко о них говорит. Некоторые причины, наоборот, человек еще не сформулировал, но уже точно знает, чего он НЕ хочет. Независимо от того, как развивалась карьера консультанта раньше и какие способности он проявлял на проекте, первое, что стоит сделать – поговорить с ним, чтобы выяснить, как он видит свое будущее в компании. Не исключено, что он действительно хочет развиваться в менеджменте.

Тогда дальше следует задаться вопросом «Как вырастить хорошего менеджера?» – это тема для отдельной статьи. Но если человек прямо говорит, что менеджмент его не интересует, нужно разобраться, какие пути развития существуют вне менеджерских ролей.

В первую очередь, если проект позволяет, следует обратиться к прописанным внутренней документации зонам для развития каждого уровня. Это может быть участие в архитектуре проекта, поддержка заказчика и т.п. Но не всегда заказчик готов предоставить консультантам достаточную свободу действий или доверить определенную роль. В некоторых случаях специфика проекта в принципе не подразумевает таких активностей. Тогда можно предложить специалисту что-либо из описанного ниже:

1. Роль Tech Lead

Важно не путать эту роль с позицией тимлида. Существуют проекты, в рамках которых одна команда может разрабатывать несколько направлений (фич, девайсов). В этом случае тимлид берет на себя задачи по пипл-менеджменту, решению сложных вопросов, построению процессов и т.д. А техлид при этом отвечает за определенный технический процесс (фичу, релиз), за качество, соблюдение сроков, распределение задач. Преимущества этой роли для консультанта заключаются в возможности проявить ответственность, умение планировать и навыки решения комплексных задач, а также в том, чтобы стать видимым для заказчика и получить от него признание. Еще одним плюсом может стать то, что для подобной роли требуется гораздо более широкая экспертиза, а не только узкая специализация, в рамках которых senior-разработчик или тестировщик вполне успешно справлялся со своими задачами. Понадобятся также знания из смежных областей, навыки обобщения и анализа.

2. Консультирование и поддержка других проектов в рамках своей экспертизы

Часто мы сталкиваемся с тем, что специалист уже перерос уровень senior в рамках своей специализации, но на проекте нет более масштабных задач для него. При этом проект по-прежнему нуждается в нем в силу его специфической экспертизы или по другим причинам. Тогда можно предложить консультанту часть времени сотрудничать с коллегами из других проектов. Как правило, если человек достаточно «прокачан», то его загрузка постепенно снижается, поскольку времени на решение текущих задач ему требуется меньше. Освободившееся время он (после согласования со своим менеджером) может тратить на поддержку других активностей (интервьюирование новых кандидатов, помощь в решении сложных задач и т.д.), при этом не теряя для заказчика своей ценности.

3. Тренинги

Для некоторых людей процесс получения или передачи знаний сам по себе является зоной для развития. Для senior-консультантов обучение может не иметь особой ценности, но есть несколько направлений, которые могут заинтересовать некоторых из них.

● Прохождение тренингов в смежных сферах или в направлениях, радикально отличающихся от их специализации. Тут важно разобраться, что именно будет интересно конкретному человеку. Например, С-разработчика может заинтересовать как тренинг по Linux Kernel, так и, например, тренинг по Java или Android apps (в случае, если он хочет избежать собственной «заточки» под определенную экспертизу).

● Разнообразные сертификации, которые консультант может получить при поддержке менеджера или компании, а также участие в конференциях (возможно, в качестве докладчика). Помимо прохождения тренингов и сертификаций (иными словами, получения консультантом новых знаний и навыков), есть другая опция – обучение других. В этом случае возможны такие варианты:

● Подготовка, организация и проведение тренингов для коллег из компании. Это позволит человеку получить признание того, что его знания и навыки важны не только в рамках текущих задач.

4. Менторство

В случае, если человек в силу особенностей характера не хочет читать тренинги для большой аудитории, можно предложить ему заняться менторством либо обучением новичков на его текущем проекте (в случае, если они появляются достаточно регулярно). Еще один вариант для специалиста – менторить людей из других проектов в рамках программы обучения в компании.

5. Pre-sales activities

Если уровень технической экспертизы и базовый набор софт-скиллов консультанта позволяют, его можно вовлекать в pre-sales-активности. Это даст специалисту возможность проявить свои технические знания, получить признание его коммуникативных навыков и расширить его опыт за счет неожиданных задач и вопросов от потенциальных заказчиков. К тому же, иногда для консультанта важным фактором является возможность прямого общения с заказчиком или регулярные командировки (чем чаще, тем лучше, и желательно – в разные страны).

6. POC (proof-of-concept) и разработка новых решений

Для некоторых экспертов будет актуальной возможность принимать участие или даже самостоятельно разрабатывать принципиально новые вещи.

Что это может быть:
● активность в рамках проекта (предложить человеку внедрить новый инструмент, либо создать инструмент или приложение, чтобы оптимизировать работу проекта).
● участие в различных POC challenges. В этом случае консультант может принимать участие в существующих активностях либо помогать в организации подобных мероприятий в рамках проекта или эккаунта.
● использование части времени для написания собственных проектов, при условии, что это не снижает продуктивность специалиста в проектных задачах и связано с развитием его знаний и навыков, полезных для проекта или компании.

Все вышеперечисленное – это активности, которые во многом выходят за рамки проектной, а иногда и чисто технической деятельности, и при этом позволяют человеку развивать именно те навыки, которые ему кажутся ценными и актуальными в определенный период. Как показывает практика, люди, которые имеют возможность развиваться в рамках проекта и компании, реже рассматривают другие рекрутинговые предложения. Таким образом, постоянное развитие консультантов может стать одним из инструментов удержания талантов и значительно улучшить климат на проекте.

Share on FacebookTweet about this on TwitterShare on LinkedIn

Login

Welcome! Login in to your account

Remember me Lost your password?

Lost Password