Эта статья родилась из дискуссии о качестве онлайн-форматов. Благодаря посту в Facebook, 42 эксперта обсудили опыт потребления контента последнего месяца – первых четырех недель изоляции. Люди из самых разных профессиональных сфер объединились и поделились своим опытом. Благодарю вас за соавторство этого материала.

Онлайн-форматы обучения включают в себя более 20 вариантов реализации. Видео-лекции, тренинги, бизнес-симуляции, подкасты, интерактивные конференции, фасилитации, манифесты, коучинговые встречи и т.д. В марте 2020 новый тренд приобрели вечеринки и даже дни рождения онлайн. Работа в удаленном формате имеет свои сильные стороны – она позволяет выходить в эфир из любой локации и не имеет привязки к географии. Также онлайн позволяет соединять в реальном времени людей из разных уголков мира и почти не имеет ограничения по численности. Удаленные форматы создают пространство возможностей, расширяя наш диалог, объединяют нас, помогая развиваться вместе. При этом онлайн-форматы имеют свои технические ограничения. И еще один важный момент: мы привыкли общаться в очном формате, для нас обмен энергиями, ощущение живого человека рядом имеют однозначно более привычный контекст.

Каждый эксперт, которому предстоит подготовить онлайн-формат, настроен реализовать свой замысел в наилучшем виде. Немало экспертов имеют многолетний опыт. Март 2020 стал для многих месяцем начинания новых проектов в онлайн-формате, и мы учимся в процессе действий. Обучение действием.

Основные сложности в реализации онлайн-форматов заключаются в индивидуальных особенностях спикера, качестве его подготовки. Бывает так, что очень грамотный эксперт, содержательный и желающий поделиться важной информацией, спотыкается о техническое качество эфира. Плохой и прерывающийся «булькающий» звук, картинка эфира пропадает или зависает. Голос и визуализация не синхронизированы или идут с задержкой. Обратная связь последнего месяца также касается качества экспертизы и структурирования информации, которой делится спикер.

Как улучшить навыки коммуникации в формате онлайн?

Пять ключевых блоков, которые помогут сделать коммуникацию качественнее. Для спикера это возможность упорядочить подготовку. Материал построен на личном опыте 42 экспертов и может служить только рекомендацией для улучшения и развития.

Методология 5С:

  • Смысл
  • Структура
  • Содержание
  • Стиль
  • Сторителлинг

Представьте себе, вам необходимо подготовить эфир в очень сжатые сроки. Для практического применения информации, которая изложена в этом материале, предлагаю придумать сейчас тему, актуальную для вас, и пройти по каждому блоку, чтобы протестировать методологию 5С.

Смысл

Отвечая себе на вопрос – зачем я буду тратить свое время на подготовку, проведение и занимать время других людей? – повышаем ответственность подготовки.

Смысловые вопросы: Зачем? Почему сейчас? Для кого? Сколько у меня есть времени на подготовку? Будет ли моя экспертиза интересна и полезна людям? Какова актуальность информации для меня и участников? Каков уровень их экспертизы?

Структура

Как и в музыкальном произведении, книге или фильме, онлайн-коммуникация имеет свои смысловые куски. Вступительная часть призвана ввести в тему, актуализировать информацию и обозначить план вашего эфира. «В этом выпуске вы услышите», – говорит диктор новостного канала.

Участники включаются в эфир, им интересно, какую актуальность содержит для них ваша информация. На чем построена ваша экспертиза. Какие правила предлагаем для удобства восприятия общего качественного обмена. В очных форматах вступительная часть включает в себе инструментарий большой тройки: знакомство, работа с ожиданиями и договоренности по форме проведения. В зависимости от выбранной формы, вы можете модифицировать тренерский подход «большая тройка». Анонс и погружение в тему необходимы для вовлечения в эфир. Один из самых уважаемых спикеров TED, Кен Робинсон, предлагает использовать структуру подготовки, отвечая на вопросы: Что? И что? И что теперь?

После вступительной части, которая занимает примерно 10% общего эфира, мы переходим к основной части, где делимся основной информацией. Простыми и удобными советами здесь являются: нумерация смысловых блоков, резюмирование, использование практических примеров. Близкая и понятная каждому слушателю информация. Один технический специалист говорит так: «Я могу рассказать квантовую физику «на картошках». Если я начинаю использовать много научной терминологии, я теряю внимание и начинаю чувствовать, что ухожу в дебри, в которых теряюсь и сам».

Основная часть требует вашего пристального внимание в подготовке. Часто встречаемые риски: объем информации (слишком большой или недостаточный для конкретного времени), перескакивание с мысли на мысль и как результат – превращение эфира в набор оборванных смыслов. Важно помнить, что эфир предназначен для передачи и обмена информацией. Фокус на грамотной упаковке контента поможет зрителям и слушателям принять, обработать поток информации. Быть с вами в контакте.

Заключительная часть эфира является резюмирующей и помогает суммировать главные тезисы. Часто спикеры используют это время для вопросов. В завершающей части все-таки лучше построить резюме всего эфира и уже без примеров и отступлений подвести итоги. В тренинге это называется блок обратной связи – пространство, где люди могут выделить наиболее полезные инсайты. После чего ведущий предлагает своим участникам «сухой остаток» встречи.

Содержание

Что? И что? И что теперь? –  формула подготовки и проведения Кена Робинсона хорошо встраивается в содержательную часть. Когда мы готовимся, мы в любом случае выписываем основные тезисы содержательной части. Что важно обязательно сказать в начале? Какими будут ключевые тезисы, согласно времени, отведенному на формат? Для более детального структурирования содержательной части, можно сделать разметку 6П: предисловие, положение дел, проблематика, перспектива, предложение к действию, послесловие.

Стиль

Будет ли мой формат дискуссией или это будет монолог? Это будет строгое официальное обращение или формат общения за чашкой чая? Может быть, это будет вечеринка с бокалом красного вина? Сочетание основного смысла онлайн-встречи, стиля общения и внешнего вида всегда помогают спикеру чувствовать себя уверенней. Целостность восприятия эфира зависит от того, насколько конгруэнтны вы общему контексту формата. Доктор в мятой футболке, говорящая о важных медицинских рекомендациях, – не лучшее решение. Стиль вашего формата определяется вами. Сейчас творчество разворачивается: спикеры и участники добавляют креативные аксессуары! Надевают короны. Меняют фон эфира и создают атмосферу, добавляя эмоциональный посыл каждой онлайн-встрече. Пришло время смелых и грамотных экспериментов. Мера важна во всем, возможность сделать эфир более эмоциональным и соответствующим вашему бренду – большое преимущество. Кроме внешнего вида и интерьера, которые могут усилить контекст вашего эфира, нужно обратить внимание на визуализацию. Создать стилистическое решение, которое будет удобно вам как ведущему – вся информация последовательна и удобна для восприятия. И, конечно, выверенный стиль визуализации помогает зрителям видеть информацию. Цвет, свет, перегруженность и качество картинки имеют значение.

Речевые и голосовые способности можно улучшить паузами. Переходами от темы к теме с помощью «мостов» – мы закончили тему и переходим к вопросам, мы завершаем эфир и т.д. Многие спикеры отлично управляют интонациями и выделяют главное. Это отличный навык. Монотонности бой. Речевой стиль включает в себя: управление голосом, дикцией, артикуляцией и интонациями. Также обратите внимание на правила произношения слов. Орфоэпические правила помогают нам быть грамотными и формировать ответственное отношение к речи. В одном из последних эфиров спикер делала ударение: «вЫсоко», повторяя часто это слово с ударением на букву «ы». Это мелочь, но, если мы сомневаемся в правильности ударения, лучше проверить. Когда у спикера появляется опыт, у него формируется свой индивидуальный стиль, и это увлекательный процесс.

Storytelling

Использование метафор, понятных и близких примеров сделает онлайн-включения насыщенными живыми эмоциями, более личностными. Мой учитель всегда говорила: «Кто плохо готовится, тот хорошо готовит свою неудачу». Во время эфиров мы часто испытываем волнение и можем рассказать совершенно не те истории, которые планировали. Бывало у вас так, что по факту проведения думаешь: «Ну вот зачем я привела именно эти примеры и рассказала именно эти истории? Ведь я как раз не хотела их рассказывать!» Мы начинаем проигрывать в своей голове альтернативный сценарий – как могло быть лучше.

У каждого сторителлера есть блокнот с личными историями. Когда мы готовимся ко встрече, можно посмотреть копилку своих историй. Конечно, после эфира тоже полезно записывать интересные истории. Любой формат становится живым, если он наполнен вами – вашими уникальными историями. Одна девушка поделилась своей историей – готовясь к эфиру она снимала домашнюю футболку, надевала деловую одежду и причесывала волосы. Оказалось, что камера была уже включена. Упс!

Жванецкий говорит: «В историю трудно войти, но легко вляпаться». Это цитата помогает помнить о том, что методика 5С поможет каждому из нас быть более внимательным и заботливым по отношению к нашей публичной коммуникации. Наша репутация всегда опережает нас.

Строго говоря, любой онлайн-формат основывается на том, что мы говорим и как мы это делаем. Добавляя критерий проверки смыслов, мы будем готовить качественный продукт, формировать пространство доверия и единения. Предлагаем 24 пункта-напутствия, резюмирующие весь материал.

Что говорить

Фокус внимания – управляем содержанием

  1. Выделите время на подготовку и создайте внутренний настрой
  2. Создавайте план онлайн-встречи на основании главного смысла вашего включения
  3. Объединяйте и нумеруйте информацию в полезные смысловые блоки
  4. Сопровождайте формат визуализацией, начиная со своего внешнего вида, интерьера, заканчивая визуальными средствами и реквизитом
  5. Формируете четкие договоренности с участниками, обозначая вид встречи и правила, по которым вы планируете взаимодействовать
  6. Готовьтесь заранее, уже в анонсе озвучивайте участникам содержание, цели, время эфира
  7. Придерживайтесь своего плана
  8. Концентрация и динамика – хороший способ удерживать свое внимание и внимание участников
  9. Анонсы, паузы и короткие резюме необходимы для удаленного восприятия информации
  10. Практичность информации, ваш личный опыт сделают формат интересным и полезным
  11. Готовьте цифры, факты и истории заранее, чтобы ссылаться и быть конкретными
  12. Проверяйте свой контент на присутствие «чрезмерных эмоций» – экология смысла

Как

Фокусы внимания формы

  1. Выберите оптимальную техническую платформу
  2. Протестируйте подключение заранее, протестируйте еще раз
  3. Используйте зарядные устройства своевременно
  4. Проверьте освещение и бликующие факторы
  5. Владейте основными интерфейсами выбранной системы
  6. Подключите профессиональный звук – используйте наушники/гарнитуру/качественный микрофон
  7. Расположите монитор/камеру таким образом, чтобы вы не были «обрезаны» в кадре
  8. При общении с участниками смотрите в камеру – поддерживайте визуальный контакт
  9. Определите соотношение вопросов и вашего основного контента
  10. Попросите участников выключить звук, чтобы ваша основная часть была оптимально «чистой» и вы звучали отчетливо
  11. Живите в эфире – будьте открыты и доброжелательны
  12. Благодарите своих участников за вовлеченность в тему

Время онлайн-форматов наступило стремительно. Многие эксперты были готовы, имеют опыт и знают технические секреты. В онлайн-доступе океан экспертов и это демонстрирует нам, что люди нацелены на формирование единства в сложных изменяющихся условиях. Спасибо всем, кто готов делиться знаниями, практическим опытом, совершенствоваться и поддерживать друг друга. Как писал Уильям Уорд: «Пессимист жалуется на ветер. Оптимист надеется на перемену погоды. Реалист ставит паруса».