26 мая 2017 года на подпись Президенту Украины был передан проект Закона о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины об уменьшении барьеров для привлечения иностранных инвестиций (относительно отмены регистрации иностранных инвестиций и внесении изменений в правила трудоустройства и временного проживания иностранцев) № 4541 от 28 апреля 2016 года.

Этим проектом предусмотрено внесение изменений в нормативно-правовые акты, которыми регулируется порядок получения разрешения на трудоустройство иностранцев. При этом детализированная процедура получения разрешительных документов будет прописана на уровне законов, а именно в Законе «О занятости населения». Ожидаемые изменения прокомментировала Зоя Замиховская, юрист ЮК «Правовой Альянс».

Разделение на категории

Проектом впервые введено разделение иностранцев на категории в зависимости от основания их трудоустройства в Украине, специфики трудовой функции и учитывая уровень заработной платы. Так, предложено введение таких категорий как командированные иностранные работники, внутрикорпоративные цессионарии, иностранные высокооплачиваемые профессионалы, иностранные работники творческой профессии, иностранные ИТ-профессионалы, иностранные наемные работники.

Открытым остается вопрос о том, как классифицировать работника, если совпадают признаки нескольких категорий. Например, если лицо направлено для выполнения определенного объема работ (услуг) на основании договора, заключенного между украинским и иностранным субъектом хозяйствования, и при этом его заработная плата составляет более 50 минимальных заработных плат. Иными словами, лицо подпадает как под категорию «командированные иностранные работники», так и «иностранные высокооплачиваемые профессионалы».

Вопрос является критическим, поскольку для каждой категории иностранных работников предусмотрен свой пакет документов для получения разрешения на трудоустройство. Соответственно, в случае подачи неполного пакета документов производство по рассмотрению заявления будет приостановлено и документы будут возвращены заявителю для устранения недостатков.

Срок действия разрешения на трудоустройство

Отдельно следует отметить, что в тексте проекта, подготовленного ко второму чтению, находящегося в публичном доступе, существенно увеличен срок действия разрешения на трудоустройство в зависимости от категории иностранного работника. В частности, максимально возможным сроком действия разрешения является срок в три года, но только для отдельных категорий лиц.

Необходимые документы

Кроме того, в соответствии с проектом существенно сократился перечень документов, являющийся обязательным для подачи независимо от категории работника. Так, предусматривается отмена необходимости подавать документ, выданный лечебно-профилактическим учреждением о том, что лицо не болеет хроническим алкоголизмом, токсикоманией, наркоманией или другими инфекционными заболеваниями, перечень которых определен Минздравом; справку МВД о том, что иностранец или лицо без гражданства, которые на момент оформления разрешения находятся на территории Украины, не отбывают наказание за совершение преступления и в отношении их не осуществляется уголовное производство; справку уполномоченного органа страны происхождения (пребывания) о том, что иностранец или лицо без гражданства, которые на момент оформления разрешения находятся за пределами Украины, не отбывают наказание за совершение преступления и в отношении их не осуществляется уголовное производство.

Однако, в отличие от порядка, который действует сегодня, вместе с другими документами нужно подавать копию проекта трудового договора (контракта) для всех категорий работников.

Отметим, что необходимость подавать справку о несудимости отменена также в случае подачи документов на продление разрешения.

Другие важные изменения

  • Значимым нововведением является возможность использовать труд иностранца на разных должностях и даже у разных работодателей. Для этого нужно получить разрешение на трудоустройство каждого из них. Как известно, сейчас работодатели получают отказы в случае обращения за получением разрешения на работу на другой должности. При этом для высокооплачиваемого профессионала также предусмотрена возможность временно выполнять трудовую функцию другого работника по совместительству без получения дополнительного разрешения на трудоустройство.
  • Следует также отметить, что проектом предусмотрены изменения относительно платы за выдачу разрешения. Так, согласно тексту проекта, подготовленного ко второму чтению, административный сбор взимается не только за выдачу разрешения, но и за продление разрешения на трудоустройство. При этом размер такого сбора зависит от категории иностранного работника, в отношении которого принимается решение.
  • Проектом предусмотрен исчерпывающий перечень обстоятельств, при которых работодатель должен обратиться за внесением изменений в выданное разрешение, и определен срок для уведомления. При этом если речь идет об изменении наименования работодателя, то Центр занятости обязан самостоятельно получить подтверждение из ЕГРПОУ, а работодателю достаточно лишь сообщить о факте изменения.
  • Заслуживает отдельного внимания тот факт, что согласно проекту нет необходимости открывать вакансию и доказывать отсутствие квалифицированных работников в Украине (регионе), которые могут быть трудоустроены на заявленную работодателем вакансию и соответствуют требованиям, указанным работодателем в информации о спросе на рабочую силу (вакансии), что пока является предпосылкой для подачи документов для разрешения на работу.
  • Важной инициативой является и отмена сроков до конца действия разрешения на трудоустройство, с наступлением которых нужно подавать документы для продления разрешения. Напомним, что сейчас для продления действия разрешения работодатель подает документы не позже 20 и не ранее 40 календарных дней до окончания действия разрешения.

Приведенные проекты изменений приняты во втором чтении и переданы на подпись Президенту. В то же время, после подписания Президентом Украины проекта и его официального опубликования содержание нормативно-правового акта может измениться. В любом случае общие тенденции разделения иностранных работников на категории, установление нескольких отдельных процедур в зависимости от категории работников и изменение сроков для подачи и принятия решений вскоре станут реальностью.