В различных типологиях личности нет плохих или хороших, правильных или неправильных людей. Одна из таких моделей – DISC, классифицирует поведение, описывает разные подходы к решению проблем, стили общения, способы действий. Не определяет ни умственные способности человека, ни его эмоциональный интеллект, не оценивает личностные качества и мировоззрение.

Преимущество этой типологии в том, что не обязательно использовать тест для определения типа личности. К тому же, вы не будете каждому человеку, с которым общаетесь, предлагать перед разговором заполнить тест.  Наблюдение как метод исследования прекрасно справится с этой задачей.

Так как же по поведению определить тип личности по DISC? Напомним, что «чистый» стиль поведения встречается довольно редко. Чаще мы говорим об основном и вспомогательном стиле. Итак, на что стоит обращать внимание?

1. Невербальное общение

D («красные») – ведут себя уверенно, всем своим видом показывают свой статус.  Во время разговора много жестикулируют. Если есть выбор, за столом занимают место по центру.

I («желтые») – живая мимика, жестикуляция. Они как будто излучают оптимизм.

S («зеленые») – скромное поведение, в общении присутствует жестикуляция, но умеренная, не такая экспрессивная, как у «красных» и «желтых».

С («синие») – очень сдержанная мимика и жестикуляция. В общении с «синими» обращайте внимание на свое поведение, излишняя жестикуляция и чрезмерное проявление эмоций может насторожить (испугать) вашего собеседника.

2. Походка

D – быстрая, уверенная, стремительная. Часто куда-то торопятся.

I – часто не замечают перед собой предметов, могут наткнуться на что-либо, фокусируются на людях.

S – легкая походка, плавные движения, без спешки.

С – ровная, размеренная.

3. Вербальное общение

  • D – прямолинейны. Разговаривают по сути, не любят пустых разговоров. Могут прервать собеседника , если разговор для них неконструктивный. Ориентированы на результат и на решение задач. Как правило, говорят то, что думают, чем часто вызывают недовольство других людей. Если не согласны с оппонентом, очень рьяно доказывают свою точку зрения, но быстро «отходят» и не затаивают обиду. Приходите на встречу с «красными» хорошо подготовленными, со всеми необходимыми материалами и документами, информативной презентацией. Задавайте конкретные вопросы, по сути. Точно так же отвечайте на их вопросы, без риторики и общих фраз, оперируйте фактами.
  • I – многословны. Иногда чрезмерно используют мимику и жестикуляцию. Не всегда слушают собеседника. В беседе озвучивают много личных деталей. Умеют расположить к себе собеседника. Часто перехватывают инициативу в разговоре. Умеют легко и доходчиво объяснить свою точку зрения. В общении с «желтыми» не используйте официальный стиль. Проявляйте искренний интерес к их мнению. Делайте акцент на действия и людей, а не на факты и цифры. Дополнительную информацию по теме лучше отправьте им на почту.
  • S – в разговоре чаще принимают позицию слушателя. Это люди, которые терпеливо и с сочувствием способны слушать о проблемах других людей. Не зря их называют прирожденными психологами. Они искренне заинтересованы в собеседнике и так же искренне пытаются помочь решить его проблемную ситуацию. Для «зеленых» очень важны отношения с людьми. Проявляйте к ним искренний интерес, будьте отзывчивы. Они очень хорошо чувствуют фальшь в общении, не злоупотребляйте их добротой и участием. Также не требуйте от них молниеносного принятия решения, дайте им время на обдумывание.
  • С – предпочитают общаться конкретно, по делу. Не любят эмоциональных разговоров. Задают много уточняющих вопросов. Доверяют только фактам и цифрам. Тщательно готовьтесь к беседе с «синими». Покажите свою экспертность в вопросе. Говорите структурированно, четко, подкрепляя свои слова аргументами. Не требуйте от них быстрых решений, дайте время на раздумья.

4. Одежда

D – предпочитают качественную, добротную одежду, подчеркивающую статус. Это будут самые дорогие вещи в том сегменте, который они могут себе позволить. Предпочитают известные бренды.

I – даже если вынуждены носить униформу, все равно в образе будет  присутствовать какая-то деталь, показывающая креативность. Любят яркие, необычные аксессуары, эпатажные вещи.

S – ценят в одежде прежде всего комфорт.

С – предпочитает классику. Обращают внимание на качество материала и практичность.

5. Рабочее место

D – важно показать свой статус, поэтому окружают себя дорогими вещами и предметами. Акцентируют внимание на своих победах: на видном месте – грамоты, кубки, медали (но только за 1 место), сертификаты.

I – сувениры из путешествий, необычные вещицы, ручная работа. На рабочем столе – беспорядок. «Желтые» не любят находится одни в своем кабинете, им нужно быть в центре внимания.

S – любят комфорт и уют и будут всячески обустраивать свое рабочее место: горшки с цветами, чашки, милые картинки, семейные фотографии на рабочем столе, удобное кресло,  сменная обувь.

С – только самое необходимое в работе. Если работа с документацией – папки, аккуратно подписанные и разложенные в определенном порядке на полках. Все необходимые канцелярские принадлежности.

6. Реакция на конфликт

D – агрессия.

I – уход от конфликта. В чужих конфликтах могут выступать хорошими медиаторами.

S – часто мирятся с конфликтом, терпит. Может обижаться, но свои чувства не высказывает.

С – избегают конфликтов, но не забывают, если их обидели. Непременно об этом вспомнят в самый неподходящий для обидчика момент.

7. Отношение к переменам

D – любят вызов, работать в сложных, непривычных условиях, поэтому к переменам относятся положительно.

I – для желтых нет ничего лучше перемен. Им настолько комфортно в период изменений, что часто даже не замечают их.

S – предпочитают стабильность, не любит перемен. Если вы  в компании планируете изменения, готовьте к ним заранее «зеленых».

C – не любят перемен. Опасаются, что изменения нарушат целостность системы, внесут хаос в упорядоченные процессы.

8. Предпочтение в литературе

D – предпочитают «практические» книги», «без воды», литературу по менеджменту, краткое изложение.

I – литература по личностному развитию, художественная литература.

S – биографии, автобиографии, художественная литература.

C – техническая литература, аналитика, статистика.

9. Приоритеты

D – статус, власть, деньги, лидерство.

I – признание, креатив, новые возможности.

S – работа в команде, взаимоотношения, стабильность, внимание, вежливость.

C – стабильность, системность, структурированность.

10. Скорость принятия решений

D – быстро принимают решения. Предпочитают действовать сразу.

I – принимают решения быстро, часто импульсивно.

S – медленно принимают решения. Больше доверяют проверенным вариантам.

C – принимают решения очень медленно. С опасением относятся к новому.

Типологию DISC используют при подборе и оценке  персонала, составлении индивидуальных планов развития сотрудников, мотивационных программ, а также в коучинге.

Надежда Березовая, HR-консультант, сертифицированный коуч, преподаватель курсов HRM