Статья Олеси Кирильчук, HR-директора EPAM Ukraine, о менторстве. В 21 веке менторство вновь набирает популярность, как среди молодых специалистов, так и среди состоявшихся профессионалов, которые хотят «прокачать» свои навыки. В данной форме обучения привлекает скорость, эффективность, возможность совмещения с профессиональной деятельностью. Формат «наставник-ученик» далеко не новинка, он уходит корнями в античность, а сам термин «ментор» – это ставшее нарицательным имя человека, обучавшего сына легендарного Одиссея.

Кто такой ментор?

Ментор – это более опытный практик, передающий свои навыки, делящийся опытом, способный дать ответы на конкретные вопросы, помогающий приобрести полезные связи, наконец, просто вдохновляющий и стимулирующий поверить в свои силы.

Практически все выдающиеся предприниматели подчеркивают исключительную роль менторов в собственном становлении. Ричард Бренсон утверждает, что ключевые идеи, благодаря которым компания Virgin стала успешной, появились в ходе бесед с его наставником Фредди Лейкером. По мнению миллиардера, ментор – это не просто учитель, но, прежде всего, друг, влияние которого является мощным стимулом для роста. В одном из интервью Бренсон поделился советами, как подыскать «правильного» наставника. Прежде всего, он рекомендует использовать интернет, подписываться на страницы авторитетных экспертов в интересующей сфере, искать ярких успешных людей с профильной экспертизой. Второй путь – посещение отраслевых мероприятий, в местах концентрации профессионалов легче всего установить личные контакты. Третий метод – составление списка успешных личностей из собственного окружения. Вспомните LinkedIn – если не «в первом круге», то в последующих наверняка найдутся люди, которыми вы восхищаетесь.

Сотрудникам больших корпораций еще проще – наставника можно найти среди более опытных коллег. В ЕРАМ практика обмена опытом среди менеджеров разных уровней проводится на глобальном уровне, и носит название Managers Mentoring Program. С момента старта в 2014 году в ней приняли участие свыше 400 менторов и 1000 учеников (менти) из 22 стран.

О внутренней готовности быть ментором

К решению стать ментором в компании я пришла по истечении 17 лет работы в менеджменте и HR. За эти годы был накоплен багаж знаний, которыми я в определенный момент почувствовала готовность поделиться. Кроме того, до этого у меня уже был опыт работы с молодыми специалистами, делающими первые шаги на своем профессиональном пути, и я всегда была готова помочь им взглянуть на некоторые ситуации под другим углом, заполнить пробелы в их знаниях. Также у меня в предыдущих компаниях были наставники, поэтому выгоды от такого сотрудничества мне были понятны с разных сторон.

Менторам свойственно смотреть на вещи более глубоко, это обусловлено опытом. Наставничество помогает молодым специалистам избежать ошибок. Для учеников помощь ментора – это возможность быстро приобрести необходимые знания и получить практические советы от старших коллег.

Диалог и доверие – основа менторства

Для того, чтобы выкроить время для менторства в напряженном рабочем графике, нужно, прежде всего, правильно расставить приоритеты. Я предпочитаю работать c учениками нашей компании в утренние часы, например с 9 до 10, когда рабочая суета еще не в разгаре. Сейчас я работаю с коллегой из Китая, мы общаемся один раз в две недели – такая загрузка органично вписывается в мой рабочий график. Помогает также разница во времени – утренние сессии удобны и мне, и моему коллеге.

Максимально эффективным является диалог, в котором ученик (менти) задает ментору конкретные вопросы и понимает, какие именно знания ему нужны. Однако бывает, что менти теряются, не знают, с чего начать, чего конкретно они ждут от такого вида взаимодействия. В таких ситуациях ментору приходится брать на себя роль, скорее, учителя, нежели наставника. Когда подобное возникает в моей практике, я стараюсь «разговорить» человека, понять, что именно может быть ему интересно и полезно. Так мы определяем, чему конкретно нужно уделить внимание. Менти должны стараться задать все возможные вопросы и получить максимум от работы с ментором.

Основа успешной коллаборации – это доверие. Ученик, доверяющий своему учителю, будет охотнее и чаще применять полученные знания на практике. Если же доверия нет и авторитет ментора под сомнением, и ученик не извлечет практической пользы из обучения. Для построения доверительных взаимоотношений и менти, и наставник должны приложить равные усилия. И, конечно, помнить о том, что это дело не одного дня. В ЕРАМ перед началом менторской программы мы организовываем предварительную встречу менти и ментора, в ходе которой обе стороны понимают, будет ли партнерство успешным. Без подобного диалога найти правильного партнера для менторства было бы гораздо сложнее.

Говоря о пользе менторства для бизнеса или конкретной компании, стоит отметить, что это отличный механизм для распространения знаний (а именно они – главный актив компании) внутри организации. Ученики получают новую информацию, а менторы систематизируют собственные знания и опыт. В итоге, общая продуктивность компании также возрастает. Для менти подобное сотрудничество – это шанс быстро наработать практический опыт и, как результат, возможность быстрого карьерного или профессионального роста.

Быть ментором – значит обогатить свой собственный опыт в коммуникациях, а также показать собственный профессионализм и ценность для компании. Посвящая время менторству, мы делаем вклад в развитие культуры непрерывного обучения (continuous educatiоn) как части корпоративной культуры.