Работа рекрутера на 90% состоит из рутины: это поиск, идентификация и отбор кандидатов. Поделюсь инструментами и лайфхаками, которые повышают эффективность серчинга. Сразу отмечу, что не претендую на истину в последней инстанции, и некоторые инструменты хорошо вам знакомы: я решила собрать то, что действительно работает сегодня.

Екатерина Бабич,
основатель проекта по поиску, оценке и развитию персонала UP Hunt,
спикер, автор образовательных программ

1. Boolean-запросы

Boolean search – это запрос к поисковой машине (Google) с помощью специальных логических операторов, благодаря которым можно обработать огромный поток информации и получить только самые релевантные результаты.

Принято считать, что к boolean-запросам прибегают только тогда, когда все классические методики не дали результата (job-сайты, соцсети, рекомендации и т.д). Однако это утверждение верно до тех пор, пока вы не осознаете истинную силу инструмента. Boolean-запросы помогают находить лучшее из каждого обращения к поисковику, а пользоваться ими не так сложно, как это может показаться на первый взгляд.

В основе булевого поиска лежат логические операторы:

  • AND
  • OR “|”
  • “+” “-“
  • site:
  • inurl:
  • filetype:
  • intitle:
  • intext:

Самый популярный оператор – кавычки “”. В него заключается слово или точная фраза, которую мы хотим найти на странице. С помощью оператора OR задается поиск по любому из указанных слов, а AND позволяет получать в выдаче страницы с наличием нескольких указанных слов или наоборот – без некоторых слов.

К примеру, нам нужен опытный программист (senior developer), который умеет работать с тремя серверными языками программирования: PHP, Perl, Python. Вот так будет выглядеть boolean-запрос:

(PHP OR Perl OR Python) AND senior developer резюме

Мы говорим поисковику, что хотим найти страницы, на которых будет хотя бы одно из трех слов (PHP, Perl, Python) и словосочетание senior developer резюме.

Указанный запрос – это наш костяк. Если его ввести прямо сейчас, он найдет более 18.4 млн результатов, что пока мало похоже на конкретику. Нам необходимо постепенно наращивать свой запрос, пока не получим желаемый результат. Для начала обозначим свою географическую принадлежность. Для этого добавим в конце запроса: site:ua (если по Украине).

(PHP OR Perl OR Python) AND senior developer резюме site:ua  

Теперь у нас 247 тыс. результатов.

Если мы хотим ограничиться конкретным городом, дописываем его к основной фразе.

(PHP OR Perl OR Python) AND senior developer резюме Киев site:ua

И у нас уже 44 000 страниц в выдаче. Это то, с чем можно начинать работать.

По умолчанию при выдаче робот сканирует всю страницу и искомые слова могут найтись где-то в дополнительных блоках (к примеру, «Лучшие вакансии» или «Закрытые вакансии»). Чтобы избавить себя от фальш-выдачи, добавим оператор: intitle. Он говорит поисковой машине искать совпадения только в заголовке страниц.

intitle: (PHP OR Perl OR Python) AND senior developer Киев резюме site:ua

Выдача сократилась до 19800 страниц. Мы все ближе к цели. Предпоследним этапом станет диверсификация поиска по конкретным сайтам. Добавляем в запрос и снимаем сливки.

intitle:(PHP OR Perl OR Python) AND senior developer Киев резюме (site:rabota.ua)

Осталось: 3760 страниц.

И последний штрих – отсеивание всех начинающих или средних спецов. Для этого добавляем в запрос оператор минус – и указываем, какие слова мы не хотим видеть в заголовках. В данном случае, middle:

intitle: (PHP OR Perl OR Python) AND senior developer резюме Киев -middle (site:rabota.ua)

Так всего одним запросом мы создаем подобие агрегатора, который будет собирать вакансии.

Отмечу, что при булевом поиске нельзя указывать ограничения по периоду публикации, однако Google сделает это за вас, выдав сначала самые последние результаты. Вы также можете указать конкретный период во вкладке «Инструменты». Я обычно выбираю за неделю, и если ничего не нахожу, то расширяю до месяца.

Важно! Запрос boolean не может превышать 32 слова, поэтому лучше сразу определиться с ключевыми параметрами.

Практически все операторы boolean реализованы на странице «Расширенного поиска» в Google. Однако умение составлять запросы вам точно не помешает, так как операторы работают в Linkedin и Facebook, с которыми порой невозможно работать напрямую из поисковой машины (об этом чуть ниже).

  • Всегда старайтесь максимально упрощать и конкретизировать свой запрос. В примере я постаралась использовать все операторы, но на деле запрос можно было сократить вдвое и получить идентичный результат.
  • Невозможно сходу ввести самый правильный запрос. Формируйте костяк, потом проводите отсев ненужной выдачи.

2. X-Ray запросы

X-Ray Search обеспечивает комплексный разбор конкретного ресурса. Основан на тех же boolean-операторах, но требует более глубокого погружения и анализа сайта. Каждый сайт имеет свои страницы и директивы. Прежде чем отправлять свой запрос, вы должны точно знать, где находится необходимая информация. Например, site:example.com/profile.php

В сети можно найти готовые X-Ray запросы для большинства популярных площадок: Linkedin, Facebook, Google Docs и т.д. Для рекрутера, конечно, особый интерес представляет Linkedin. Кстати, есть ресурс Recruit’em, где можно бесплатно формировать необходимые запросы, выбрав соцсеть, страну, специальность, слова, которые нужно исключить, даже конкретную компанию. Так как сервис бесплатный, есть определенные ограничения. К примеру, вы можете ввести только одну профессию. Но нам нужны PHP, Perl и Python программисты. Используем знания из предыдущего пункта и корректируем запрос ручками:

(“PHP OR Perl OR Python”) “Developer” “Киев” -“middle” -intitle:”profiles” -inurl:”dir/ ” site:ua.linkedin.com/in/OR site:ua.linkedin.com/pub/

По данному запросу найдено чуть больше 7000 страниц. Практика показывает, что самое интересное находится на первых страницах, но иногда приходится изучать и по 10-15. А кто говорил, что будет легко?

3. Расширения Linkedin и Facebook

Расширения для браузера, как и boolean-запросы, можно назвать лучшими друзьями рекрутера, о которых почти никто не говорит. Между тем маленькие плагины способны значительно облегчить жизнь специалисту, помочь найти больше кандидатов и закрыть самые специфичные вакансии.

Далее я приведу свои дополнения, но прежде хочу отметить, что они имеют «короткий жизненный цикл». Linkedin особенно ревностно относится к сервисам, которые пытаются собрать информацию с их сайта, поэтому нещадно их блокирует. Вам нужно быть в курсе последних новостей и забирать новые версии или аналоги имеющихся дополнений.

Hunter for Chrome или Email Finder – открыватели email’ов на страницах в социальных сетях. Часто работают неправильно, часто блокируются, поэтому желательно иметь несколько про запас.

Linkedin Search Tool – поиск по базе резюме одним кликом мышки. Как он работает: вы наткнулись на интересную статью и хотите больше узнать о том, кто ее написал. Просто выделяете данные, кликаете правой кнопкой мыши и нажимаете на поиск. Приложение даст вам прямую ссылку на аккаунт (тоже срабатывает не на 100%).

LinkediLimits – еще одно важное дополнение для рекрутера, которое помогает снять Commercial Use Limit – лимит на коммерческое использование. Каждый рекрутер сталкивается с ним при активном использовании поиска в LinkedIn. Как только сеть заподозрит излишнюю активность, ограничивает выдачу в поиске до 3 кандидатов (это еще одна причина использовать boolean-запросы). За дополнительные результаты нужно платить. LinkediLimits снимает лимиты без покупки премиум-аккаунта.

Scrapely или Data Scraper – Easy Web Scraping – любимый скрапинг LinkedIn, Facebook, Instagram, Quora и Product Hunt. Установите дополнение и собирайте информацию по кандидатам в Google-таблицу.

Quickli – дополнение для Linkedin, которое помогает найти коллег конкретного специалиста.

Бонус: поиск специалистов в… Tinder

Есть разные мнения относительно того, насколько это эффективно и профессионально (использовать такой источник поиска). Считается, что в этом приложении для знакомств можно найти немало IT-специалистов. Если верить исследованию StackOverflow, только 15% айтишников совершенно не думают о смене работы. Еще 15% находятся в активном поиске, а оставшиеся 70% ждут, когда их кто-то подтолкнет к изменениям. В Tinder много представителей сферы IT, которые ценят креативный подход. Как найти специалиста в этом приложении?

  1. По описанию в профиле (правда, часто представляются программистами, чтобы выглядеть солиднее).
  2. По геолокации крупных фирм и компаний.
  3. С помощью фото, используя его для поиска в интернете.

Рассматривать этот вариант как основной не стоит. Это просто иллюстрация того, что работа рекрутера может состоять как из рутинного boolean-поиска, так и из общения в самом популярном приложении знакомств. Включите фантазию, вооружитесь правильными инструментами, прокачивайте навыки, и вы сможете найти лучшие таланты.