Павел Кожемяка,
TV Buying Director UM Ukraine

«Почему мы не победили в этом конкурсе?»

«Какими были наши слабые стороны в работе над этим проектом?»

«Что сделать, чтобы стать более эффективными в рабочих процессах?»

Любая компания, департамент или просто группа людей, работающих над совместным проектом, рано или поздно задают себе подобные вопросы, если для них важно движение вперед и вверх. Я уверен, что ответов и решений может быть куда больше, чем самих вопросов. И правильно будет отвечать на них, рассматривая каждый кейс отдельно. Но, на мой взгляд, существуют базовые рекомендации, которые позволят улучшить производительность. Одно из фундаментальных явлений – командная работа. Да, у многих людей есть понимание, что достичь поставленной цели можно легче и быстрее, если применяется слаженный командный подход. Но знания недостаточно. Придется приложить усилия, чтобы командная работа из лозунга превратилась в активные действия.

Сотни личных кейсов дают мне право говорить о том, как необходимо растить потенциал команды, улучшать ее результативность и при этом не начать ненавидеть друг друга. Уверен, что при желании можно сформировать список из топ-10 или топ-20 пунктов. Я же выделяю три.

1. Благодари и мотивируй

Люди – наше все. Нужно помнить это самому и признаваться команде. Слова благодарности за усилия, стремления, за выигранные проекты – это must have в ежедневной рутине. Когда наставник признает нас достойными игроками, это имеет большой вес в нашем становлении. Поблагодарив сотрудника за работу, вы автоматически даете ему оценку, которая определяет его значимость в бесконечном рабочем процессе. А если вы сможете выразить свою признательность и одновременно веру в его индивидуальный и, как результат, общекомандный успех, то считайте, что победили уже на старте. Вера и мотивация – энергия, которую нельзя пощупать, но которая действительно творит чудеса.

Мое личностное и профессиональное развитие всегда происходило благодаря ошибкам и промахам. А глубокий самоанализ, нацеленный на извлечение урока, позволял расставлять точки над «і» и создавать новый импульс для роста. Но многие люди по-другому проходят через этапы неудач. Не для всех текущее поражение является потенциальной возможностью победить в будущем. Для некоторых проигрыш – это падение, которое отбрасывает назад и демотивирует. В таких ситуациях давно используемым стандартом является совместная с командой работа над ошибками, объективная оценка процесса, обсуждение и создание будущего плана действий. Но самое основное – это тон обсуждения, умение чувствовать настроения и переживания команды. Это новый заряд энергии, которым опытный наставник обязан поделиться и вдохновить. Все мы работаем в окружении людей, а не бездушных роботов, потому важно научиться дополнять свой «разбор полетов» положительными эмоциями и воодушевлением.

2. Делись опытом и знаниями!

Мне всегда было сложно согласиться с утверждением «Плох тот ученик, который не превзошел своего учителя». Я считаю, что ответственность за развитие членов команды лежит на руководителе. Ученик может превзойти учителя только в случае полной самоотдачи лидера. Передача знаний и опыта – это основа для развития любой команды. Опыт не купить, но им можно поделиться и передать. Личные встречи, групповые тренинги и дискуссии – все эти форматы отлично подходят для обмена знаниями.

Багаж знаний, накопленный руководителем за годы работы, может оказаться чрезвычайно полезным для него же самого и с другой стороны. Вложив знания в свою команду, взрастив ее, вы обязательно вернете сполна свои инвестиции. Ваши знания и опыт плюс свежий взгляд и критическое мышление команды со временем сделают рабочий процесс намного эффективнее.

Если говорить о наиболее действенных и полезных методиках, которые позволят лучше усвоить новый материал, то, на мой взгляд, это комбинация двух фаз (если не считать подачу самого материала). Первая – необходимо дать возможность слушателю повторить key points вашего сообщения. Иногда даже в повседневной жизни общая и очень простая для восприятия информация может быть не совсем корректно интерпретирована. Не говоря уже об узкопрофильной специализации. Вы можете быть лучшим спикером на планете и очень доступно излагать, но, если информация новая для слушателя, то уяснить ее правильно и в полном объеме он вряд ли сможет. Дайте возможность проговорить, что он понял, и исправьте в неточностях. Вторая фаза – когда вы подытожите ценность озвученной информации и дадите рекомендации по ее использованию.

Применяя такой подход, можно развеять недопонимания, которые возникли у команды в процессе «учебной сессии», и сделать обучение более результативным.

3. Поддерживай

Несмотря на то, что все сотрудники компании преследуют общую цель, часто мы сталкиваемся с ситуациями, когда разночтения приводят к горячей полемике. Для стойких – это всего лишь одна из рабочих сторон. Для более чувствительных – эмоциональный упадок, который может отразиться на эффективности сотрудника и его дальнейшем развитии. Особенно это может коснуться начинающих сотрудников. Мало кто из них может похвастаться решительностью. В результате свежие и часто резонные предложения могут быть банально не услышаны другими участниками обсуждения. Поэтому задача руководителя – уловить этот момент и в случае необходимости поддержать новичка, помочь ему раскрыться и проявить себя.

Не нужно изобретать велосипед и использовать заумные техники коммуникации, чтобы команда или отдельные ее люди увидели в вас опору для себя. Все, что вам нужно, – это правильно определить потребность сотрудника и отреагировать. Как? Очень просто: вникнуть в суть вопроса и, основываясь на опыте, помочь с решением. Зачастую для сотрудника озвучить свою точку зрения и услышать вашу – более чем достаточно, чтобы понять, как действовать дальше. Другими словами, само ваше вовлечение в проблему может стать той волшебной палочкой, которая легким взмахом решает все вопросы.

Отдать себя команде, научить, стать примером и поддержкой. Это, на мой взгляд, и есть одна из самых важных инвестиций в достижение успеха и поставленных целей.