Про Budni
Наші продукти
Мы поинтересовались у Анны Гончарук, бизнес-тренера Академии ДТЭК, руководителя проекта «Киноклуб Академии ДТЭК», какие художественные фильмы HR-менеджерам и руководителям полезно пересмотреть – уже с точки зрения не обычного зрителя, а эксперта по работе с людьми. И на какие именно аспекты обратить внимание при просмотре.
«Дьявол носит Prada»
Этот фильм – отличная иллюстрация уровней зрелости сотрудников по книге «Одноминутный менеджер и ситуационное руководство» К. Бланшара.
Он хорош для просмотра как молодых специалистов, начинающих строить свою карьеру, так и для руководителей, у которых есть подчиненные, которые считают себя вполне состоявшимися в этой роли.
Итак, два основных вопроса, которые можно обсудить после просмотра картины: «Почему Андреа все же взяли на работу?» и «В чем ошибка Миранды как руководителя? Почему она теряет сотрудника?»
Рассматривая первый вопрос, мы видим, что главная героиня пришла на собеседование плохо подготовленной: девушка не потрудилась узнать ничего о руководителе, ассистентом к которому шла, ничего не узнала о специфике бизнеса, в котором собиралась работать, и даже не ознакомилась с основным продуктом данного бизнеса – журналом «Подиум».
Однако Андреа все-таки берут на работу. В чем же секрет? Почему руководитель так рискует: приглашает в команду того, кто изначально не разделяет ценности компании? Все очень просто. Миранда увидела потенциал Андреа: решительность, настойчивость, смелость и открытость, высокую адаптивность и обучаемость, а самое главное – желание работать и развиваться. Эти качества и спасли молодую кандидатку в критичный момент устройства на работу.
Получив работу, главная героиня демонстрирует высокие амбиции и интеллектуальные способности, имеет цель и желание ее достичь. При этом работу в журнале «Подиум» она рассматривает как промежуточный этап и в связи с этим не особо вникает в особенности и специфику бизнеса. Она остается как бы на поверхности происходящего, а может даже и сторонним наблюдателем. Интересно, что героиня считает мишурой и глупостями всю систему и индустрию моды и красоты. Она смеется над результатами труда целой команды профессионалов, самоотверженных людей, любящих свое дело. И получается, что она обесценивает труд коллег, да и их самих в более тонком психологическом смысле. Таким образом, Андрея не может полностью присоединиться к команде и делу, которое не считает важным. Мы видим, что Андреа не может показать высоких результатов и раскрыть максимально свой потенциал. Соглашаясь на работу, человек вступает в игру и негласно соглашается на правила этой игры. Если сотрудник находится в системе (неважно, какой это бизнес), и при этом отрицает свою причастность к ней, о высокой продуктивности и эффективности не может быть и речи. В картине отлично показано, насколько такой внутренний конфликт мешает быть эффективной нашей главной героине. Андреа начинает достигать успеха, когда понимает это и начинает менять свое отношение и свои взгляды. История Андреа показывает, насколько важно уметь творчески приспосабливаться. Это не значит, что нужно полностью менять себя – можно и нужно оставаться самим собой. Это значит трансформировать свое отношение, свою точку зрения, свои оценки и суждения, увидеть возможности там, где их, казалось бы, нет, по-новому посмотреть на людей, с которыми занят одним делом. Это значит находить новую форму взаимодействия, комфортную для себя и подходящую для окружения.
Читайте ще: Как в кино, или Синемалогия в управлении персоналом
И второй вопрос – в чем ошибка Миранды? В конце фильма Андреа бросает руководителя в ответственный момент. Человек, который проявил себя как высокопотенциальный сотрудник, подтвердил на деле все надежды руководителя – уходит. Что же пошло не так?
Мы видим, как на протяжении фильма меняется отношение Миранды к Андреа. После того как Андреа осознала, в чем ее основная проблема и стала по-другому относиться к работе, Миранда изменила свой стиль управления: стала иначе разговаривать с подчиненной, поручать ей задачи другого уровня, и, можно сказать, выстраивать с ней отношения. Миранда увидела в Андреа свою преемницу, того человека, которому готова будет передать свое дело, начала доверять ей. Вместе с этим она стала посвящать ее в подробности своей личной жизни и свои переживания. Миранда сократила дистанцию между ними настолько, что Андреа смогла увидеть всю картинку в целом, все стороны жизни успешной бизнес-леди. Андреа узнала об одиночестве, об очередном неудачном браке, о том, как по-настоящему живет Миранда и чем она жертвует ради дела, которым занимается. И возможно, именно в этом была ошибка Миранды. Возможно этих знаний оказалось много для молодой сотрудницы, которая только окончила колледж, и которая видела, как перед ней открывается весь мир, открываются все возможности, и вряд ли она мечтала о том, что ей придется чем-то жертвовать и тем более отказываться от любимого человека. Разница в ценностях и потребностях оказалась слишком велика. Возможно, спустя годы ситуация для Андреа не выглядела бы столь критично. Но сейчас такая перспектива для нее оказалась не привлекательной.
В «Дьявол носит Prada» показано, как важно учитывать не только профессиональные качества и навыки кандидата, но и его потребности, его возраст, мотивацию и стремления, его жизненные ценности. Всегда необходимо пересматривать готовность подчиненного: готов ли он выдержать всю правду, которую знаете вы.
«Уолл-Стрит»
Эта история во многом схожа с предыдущей, с одним огромным отличием: герой крайне лоялен к своему делу и мечтает о том, чтобы добиться таких же высот, как и его наставник. Но заканчивается все практически аналогично: подопечный бросает своего руководителя. Конечно, тут присутствует много более глубоких факторов – например, влияние семейных уз. Герой картины – молодой брокер Бад, решает конфликт: ценности, заложенные семьей в детстве не совпадают с новыми целями и способами их достижения. И в какой-то момент наш главный герой наносит удар по своему руководителю – Гекко. Это заставляет задуматься о том, почему наставник теряет преемника, в которого так верил, вложил столько сил, чтобы передать секреты мастерства (если абстрагироваться от морального аспекта вопроса). Получается, даже четкость в своих желаниях, настойчивость в достижении поставленной цели, лояльность, вовлеченность и ответственность еще не гарантируют результат, если сотрудник не разобрался со своими ценностями. «Выиграл или проиграл Бад Фокс?» на этот вопрос каждый должен найти свой ответ.
Читайте ще: ТОП-10 книг для эйчаров
«Среди акул»
История молодого человека, который стремится проявить себя в мире кинематографа, становясь ассистентом успешного вице-президента. Фильм неоднозначный: с одной стороны мы видим молодого Гая, который растет и стремиться быть «среди акул». С другой – жесткого руководителя Бадди, действия которого возмущают, их хочется осуждать. Вопрос в том, стоят ли усилия первого того, чтобы терпеть издевательства второго? Настолько ли сильно желание главного героя закрепиться в этом бизнесе? Если да – придется соглашаться на правила игры, иначе в океане не выжить. Вопрос же меры, черты, которую нельзя переходить, каждый определяет сам: и руководитель, и подчиненный.
В процессе наблюдения за отношениями героев оказывается, что при всей своей жестокости руководитель тренирует ученика, создает ему условия для того, чтобы остаться в деле: развить достаточную устойчивость и терпение. В конце фильма мы видим, что они становятся скорее партнерами, а не начальником и подчиненным.
Множество художественных фильмов могут быть не только инструментом развития внутренней эстетики, но и настоящим пособием для тех, кто работает с людьми. Главное – обращать внимание не только на личные конфликты героев, но и смотреть на сюжет и отношения с точки зрения управленца: любой опыт, даже экранный, важен и может оказаться полезным в работе с сотрудниками.
Читайте більше за тегами: