Как повысить результативность ваших тимбилдингов: 6 рабочих идей

Проводить тимбилдинги – универсальная рекомендация, если вы надеетесь построить развитую, продуктивную команду с расчетом на долгую перспективу и реальный результат в цифрах.
Но сам по себе тимбилдинг не панацея. Добиться честной обратной связи без прямого контакта с каждым сотрудником – сложно, данные в анкетах никак не отражают эмоциональный фон, степень лояльности и комплементарности в коллективе. На что тратить бюджет, чтобы совершенствовать HR-политику и превращать расходы в инвестиции, рассказывает Денис Сидора, руководитель команды концептуальных событий RUSH и фаундер проекта EVENT HUB.
Симптомы нерабочих тимбилдингов
Спросите себя, как это было раньше. Если корпоративы и тимбилдинги:
- Проходили, как у всех.
- Превращались в обычное застолье.
- Игнорировались кем-то из команды («побудем только час», «а что там делать», «я посижу, посмотрю со стороны»…).
- Оставляли вопросы к качеству организации и выбору подрядчиков.
- Оставляли вопросы к качеству сценария (типичные конкурсы, слишком много формальностей, мало свободы действий, растянутость программы).
- Не вызывали никакого отклика, не запоминались….
То в системе неформальной мотивации есть пробелы. Они тормозят развитие корпоративной культуры и дискредитируют ценность тимбилдинга для сотрудников.
Отрефлексируйте прошедшие мероприятия — свои, а также те, которые устраивали ваши предшественники, партнерские компании, конкуренты. Просмотрите фотоотчеты и сметы. Пообщайтесь с разными фокус-группами (руководство, костяк коллектива, новички, антагонисты…). Понять, что шло не так и что давно приелось – первый пункт в организации результативного тимбилдинга.
Как достучаться до команды?
1. Четкие цели и детальный таргетинг
Тимбилдинг – это не только про знакомство и объединение. Смотрите шире – он может стать наградой за успешную сдачу проекта, завуалированным «пинком» накануне серьезного рывка, ненавязчивым способом презентовать нововведения и ввести в коллектив новых людей. Это рабочий инструмент для усиления эффективности стратегической сессии, необходимый шаг в случае ухода ключевого игрока и обязательный шаг в любые кризисные моменты, как внутри компании, так и на рынке в целом.
С другой стороны, нужно постоянно подпитывать корпоративные традиции – внедрять различные фишки, которые делают рядовой тимбилдинг предметом активного обсуждения.
Главная трудность – зацепить коллектив и никого не оставить за бортом. В этом смысле организация командообразующих мероприятий напоминает настройку рекламы в соцсетях. Одних демографических данных мало, интересы, как правило, разрозненные. Чтобы охватить и вовлечь сразу всех, надо понимать, как устроена неформальная иерархия в конкретном коллективе, прощупывать настроения людей, оценивать степень сплоченности, открытости или, наоборот, закостенелости. Новизна, приятное удивление и настоящие, живые эмоции – самый действенный способ сплотить людей, которых ничего не объединяет, кроме работы.
Читайте еще:
Игры для взрослых: 8 шагов успешной геймификации
2. Проработка идеи
Место, тайминг, задания, раздаточный материал, вкусные закуски – да, очень важно. Но чтобы тимбилдинг заработал, мероприятие нужно четко отделить от других ему подобных. Наиболее жизнеспособный формат –концептуальные тимбилдинги с выводом команды из привычной «среды обитания» и погружением в «параллельную реальность».
Концепции могут быть с любыми сюжетами, от казино до рок-вечеринки, кибер-квеста, лихих 90-х или пионерии, по мотивам компьютерных игр, телешоу, комиксов и литературных произведений. Глобальная задача – подчеркнуть принадлежность участников к одной общей теме, выстроить некую микровселенную, куда позвали только их, и не дать никому выпасть из этого контекста. Поэтому для концептуальных тимбилдингов обязательно использовать символику и различный антураж – дресс-код, командную атрибутику, полноценные декорации.
3. Прогрев команды
Создавайте интригу. Организуйте квесты по поиску билетов и тематические челленджи, продумайте необычные форматы пригласительных вместо традиционной рассылки и уведомлений в рабочих чатах. Эффектная раздача приглашений с помощью аниматоров и тизерные ролики на основе корпоративных мемов – скоромная статья в смете, но по факту – масса пользы. Они вызывают интерес и повышают значимость ивента до его непосредственного начала.
Внедряйте digital-каналы. Сделайте страницу мероприятия в социальных сетях, публикуйте развлекательное промо, проводите конкурсы в Instagram, разыгрывайте плюшки, которые вручите победителям уже на тимбилдинге.
Прогрев в соцсетях:
- Подойдет для любого количества участников.
- Нет привязки к месту, вы можете вовлекать людей из разных городов и регионов.
- Не нарушает рабочий процесс.
Выводите людей из офисов. На практике это может превратиться в цепочку различных флешмобов и совместных развлечений – непривычных, драйвовых, открывающих нечто новое. Такие пре-тимбилдинги рекомендуется проводить для больших разобщенных коллективов, которых нужно сначала познакомить, сплотить, раскачать, и только потом мотивировать на результат.
Читайте еще:
5 роковых ошибок рекрутеров: чек-лист
4. Игры со смыслом
Игровой формат на основе популярных игр или ТВ-проектов («Мафия», «Что? Где? Когда?», «Хто зверху?», «Интуиция») подходит для тимбилдингов любых масштабов. Игра – сама по себе тимбилдинг, при этом она может стать частью комплексного сценария с различным интерактивом или использоваться для серийного командообразования.
Чтобы игра заработала:
- Привяжите сюжет к истории/ценностям/бэкграунду/символам компании.
- Пропишите четкие правила.
- Создайте призовой фонд.
- Используйте качественный, кинематографичный реквизит.
В случае тимбилдингов для партнеров, руководителей и тимлидов практикуются открытые ивенты с играми-турнирами. Это симбиоз качественного отдыха и нетворкинга. Его обязательные составляющие – непринужденная, «клубная» атмосфера и отсутствие жесткого тайминга.
Читайте еще:
Личный бренд HR-а и рекрутера: 12 практичных рекомендаций
5. Free-zone с различными активностями
Тенденциозная проблема тимбилдингов – навязчивость. Чтобы расслабить людей, дайте свободу выбора: устройте челлендж-квест или, наоборот, расслабляющий досуг по различным зонам.
- Расположите зоны рядом с закусками, привлеките к ним фотографа и проработайте инстаграмный антураж – тогда там всегда будут люди.
- Привязывайте зоны к тематике тимбилдинга. Там всегда должно что-то происходить – гейм-баттл, маленькое песочное шоу, карточные фокусы, экспресс-гримм… Эффект толпы включает интерес и побуждает к действию.
- Чтобы участники прошли все зоны, используйте формат квеста с символическими призами после прохождения каждой зоны и более значимым призом в конце.
6. Челленджи и новый опыт развлечений
Многие волей-неволей включают в сценарий нафталиновые конкурсы и шутки из разряда «я где-то уже это слышал». Совет HR – не бояться рисковать и удивлять команду смелыми развлечениями, которые вызывают любопытство и азарт. Винное казино, игры-перевертыши, танцевальный баттл с самим собой, разбивание гитар, тараканьи бега, карточное шоу – смелость в выборе интерактива всегда находит положительный фидбек. Технические фишки с интерактивным принципом работы – например, кинект экраны – своего рода изюм в булке, деталь, которая также выделяет мероприятие из череды других.
Постановка целей → Адаптация идеи → Прогрев команды → Увлекательный сценарий → Новизна программы/подачи → Оценка фидбека
Так выглядит универсальная рабочая схема для организации результативного тимбилдинга, вне зависимости от количества участников, типа компании, бюджета и формата самого мероприятия.