Правду следует подавать так, как подают пальто, а не швырять в лицо, как мокрое полотенце.

Марк Твен

Эта статья будет полезна в ситуации, когда вы в силу определенных причин уже приняли решение уходить, но у вас еще нет на руках job offer с будущего места работы, при этом у вас с работодателем относительно позитивные отношения. В других менее приятных ситуациях, когда вы в состоянии выгорания, вас «хотят уйти», у вас конфликт с коллегами и/или Big Boss либо вы хотите использовать перспективу своего ухода как инструмент для достижения других целей, рекомендации и логика действий будут другими.

Увольнение – процесс крайне деликатный, с огромным количеством «подводных камней». Уволиться красиво – это целое искусство.

Итак, вы приняли решение и думаете: «Как уйти?» Мысли об этом не дают покоя. Чтобы ответить на этот вопрос, представьте себе, что будет значить для работодателя услышанная от вас новость.

Для 99,9% работодателей это будет значить следующее:

  • де-факто вы ставите крест на его ожиданиях относительно ваших результатов работы; корпоративы, тренинги, офисные плюшки – все это было зря, вы все равно уходите;
  • ко всем насущным проблемам теперь еще нужно быстро «тушить пожар» и искать вам замену, которую потом учить, адаптировать несколько месяцев, и то не факт, что полноценная замена состоится;
  • права была финансовый директор, когда говорила полгода назад, что вам зарплату можно и не повышать, и т. д., и т. п.

К сожалению, это именно так, в бизнесе люди – это ресурс, точнее human resource. Поэтому как человек, защищающий в первую очередь интересы сотрудника, рекомендую вам не спешить ставить работодателя в известность о вашем карьерном решении. Даже если, как вам кажется, вы в прекрасных отношениях с самым добрым Big Boss в мире, никто не знает, как он отреагирует именно на ваше решение. Ведь ваша ближайшая карьерная задача – красиво расстаться, чтобы сохранить отношения, это стратегически важно. Не ставьте работодателя в неудобное положение и не огорчайте его раньше времени, по нескольким причинам.

Риск первый: неопределенность

Работу вы еще не нашли, и не знаете, когда найдете, сделаете ли выбор из полученных предложений. Вы можете не найти интересующих вас условий на рынке труда и будете вынуждены просить вас простить за то, что усомнились в «лучшести» вашего настоящего работодателя. На офисной кухне станете примером лузера, а для BigBoss в диалогах с подчиненными – причиной его откровенного доминирования.

Риск второй: точка невозврата

Вы запустите процесс поиска и подбора замены, и чем ближе он к завершению, тем тяжелее его остановить. Как говорится, назад дороги нет, и в отношениях с Big Boss тоже. В совокупности с риском первым это катастрофа – ваша замена уже стоит с трудовой у порога, а вы с натянутой улыбкой изображаете беспечность.

Риск третий: фактор Big Boss

Скорее всего, вы сразу потеряете если не расположение, то интерес к вам со стороны Big Boss, и это в лучшем случае. В худшем может быть токсичная реакция, несущая моральные и финансовые потери: препятствование увольнению, отсрочивание даты увольнения, задержка в расчетах (особенно если зарплата «черная» или «серая»), надуманные штрафы, придирки, моббинг, невыдача трудовой книжки и т.д. Мой опыт включает ряд случаев, когда образ доброго Big Boss переживал дичайшие трансформации прямо на глазах изумленных сотрудников.

Риск четвертый: потеря важных коммуникаций

Дружба с «чужим», а таким вы станете для части коллектива, как только заявите об уходе, несет карьерные риски для лояльных к руководству и компании сотрудников. Они могут вычеркнуть вас из своей коммуникации, причем так внезапно, что вы удивитесь, а среди них может быть много успешных и грамотных специалистов, поддерживать отношения с которыми и целесообразно, и полезно.

Риск пятый: скелеты в шкафу

Никто на 100% не знает, как будут увольнять именно его. Ответ лежит в политической плоскости. Руководство может захотеть использовать ваш уход в своих целях. Вам могут вручить ответственность за проваленную задачу с негативными последствиями для компании, и пустить слух, что уход – инициатива руководства.

Риск шестой: провал резидента

Такое случается довольно часто: когда вы, будучи еще сотрудником, ведете скрытый поиск работы. Молчите и думаете, что никто ничего не замечает. Парадокс в том, что в большинстве случаев изменится ваше поведение, реакции и отношение к привычным вещам. Сам сотрудник, как правило, этого не замечает, а со стороны очень заметно: повышение активности или безразличие, смелость в высказываниях, частые отсутствия в рабочее время, скрытные переговоры по мобильному и т.д.

Избежать рисков можно, соблюдая ряд рекомендаций.

Подготовка. Что делать?

Держите в тайне ваши намерения, от всех, даже друзей. Думать о себе в такой ситуации не будет проявлением эгоизма, это мера безопасности. К тому же, друзья тоже имеют друзей, и часто в других подразделениях, слухи остановить невозможно, их можно только запустить. Скажете, когда все сложится.

Увеличьте объем и качество общения с нужными и интересными для вас коллегами, это поможет в сложный момент предложить им в целях их же безопасности продолжить коммуникацию в мессенджере и не афишировать ее.

Держите себя в руках, контролируйте эмоции. Свяжите изменения своего настроения (поведения) с каким-то событием из жизни, тщательно легендируйте причины своего отсутствия.

Подготовка. Чего не делать?

И не в коем случае не начинайте сводить счеты или устраивать поиски правды. Прошлые обиды должны остаться в прошлом, никаких претензий к остающимся. Мир тесен, и репутация скандалиста вам только навредит. Помните офисную мудрость: сегодня работодатель или коллега, а завтра рекомендатель. Рекомендации часто решают многое.

Я ухожу. Что и как?

Подготовьтесь к беседе, на которой объявите о своем уходе. Найдите причину и формулировки, не затрагивающие эго компании и ее руководства, это сгладит эмоции. Продумайте об условиях расставания: количество дней отработки, расчет и выплата бонусов, статья, по которой вы будете уволены, разного рода компенсации и взаиморасчеты. Зная, как это происходило с другими, можно понять, чего ожидать вам и как построить беседу, чтобы достичь нужных договоренностей.

Подайте правду о своем уходе деликатно, скажите, что вам очень жаль, но вам сделали предложение, от которого вы не смогли отказаться. Скажите так, чтобы было понятно, что настоящая компания этого дать не может. И вам очень жаль, но ваша миссия здесь закончена и пришло время идти дальше.

Можно рассказать о деталях своего ухода, но в вопросах, особенно которые легко будет проверить после вашего ухода, обманывать точно не стоит.

Условия расставания в деталях примите на встрече или в ближайшее после нее время.

Кстати, коллективу тоже нужно будет объяснить причину ухода, которую каждый коллега примерит на себя, и получит подкрепление своим внутренним конфликтам и претензиям к компании. Поэтому, чтобы избежать лишних слухов и потери мотивации сотрудниками, совместно с Big Boss выработайте устраивающую всех причину увольнения.

Будет правильно дать Big Boss гарантии полноценной передачи должности и сопровождения на удалении принятого на ваше место сотрудника.

Передайте дела и должность в полном объеме и поддержите первое время своего преемника. Это охарактеризует вас как человека порядочного, и эта ваша характеристика останется в корпоративном бессознательном компании, оставив вам шанс на возвращение.

Чтобы передать дела, разделите свою зону ответственности на самостоятельные блоки, которые могут выполняться параллельно или последовательно: рекрутинг, адаптация, обучение, мотивация, корпоративы, кадровое делопроизводство и т.д. Все, что можно, передайте библиотекой файлов и архивом выполненных задач. В личной коммуникации с помощью status report передайте текущие задачи и пошаговый алгоритм выполнения типовых обязанностей и задач.

Ну и вишенка на тортике – последний рабочий день. Начните его с рассылки прощального письма сотрудникам, клиентам, подрядчикам. Слова прощания сопроводите искренней благодарностью за совместную работу и пожеланиями дальнейших успехов. А также пригласите всех на прощальный фуршет, на котором вспомните душевные и веселые истории о ваших с коллегами достижениях.