Для поиска персонала в Украине обычно используют несколько социальных сетей. Многие рекрутеры сходятся во мнении, что LinkedIn более эффективен, чем другие соцсети. Вызвано это тем, что он специально создан как сообщество профессионалов, и конечно, заточен на поиск гораздо лучше остальных.

Но и другие социальные сети могут давать отличные результаты. Важно просто знать правила и нюансы работы с этими ресурсами. Сегодня поговорим о Facebook.

Интерес к этому ресурсу со стороны рекрутеров огромный, но отзывы об эффективности – неоднозначные. Ведь как обычно происходит: вот и вакансию свою разместили во всех возможных группах, и картинку красивую специально сделали. Но откликов нет. Так стоит ли тратить свое время на поиск кандидатов в Facebook вообще? Я думаю, стоит, и постараюсь помочь сделать его эффективным и быстрым.

Шаг 1. Начните с себя

Точнее, с собственного профиля и корректности его заполнения. Согласитесь, у кандидата не вызывает доверия профиль, где вместо фотографии какой-нибудь цветочек или вообще ничего. А также не указаны личные данные (город, место работы). У каждого возникает закономерный вопрос – кто этот человек, разместивший вакансию, и как он связан с этой компанией?

Поэтому, дорогие коллеги, сначала отредактируйте собственный профиль – добавьте располагающую фотографию, текущее место работы. Удалите из него публикации, которые не говорят о вас как о профессионале. Я имею в виду фотографии котиков, результаты развлекательных онлайн тестов, большое количество своих селфи. Сделайте свой профиль эффективным инструментом для привлечения серьезно настроенных на работу людей, и сами демонстрируйте профессионализм.

Для тех, кто не готов использовать личный профиль в Facebook только в профессиональных целях, я рекомендую создать новый, только для работы. В этом есть дополнительный плюс: вы можете в рабочем профиле также размещать новости своей компании и рекомендации, как получить работу именно у вас. Бонусом получите повышение доверия к вашей компании со стороны аудитории и потенциальных соискателей. А в будущем сможете быстрее и качественнее закрывать новые вакансии вашей компании.

Шаг 2. Формируйте свою целевую аудиторию

Если вы хотите, чтобы на ваши вакансии откликались подходящие кандидаты, – они должны увидеть их в своей ленте. В Facebook, как и в любой социальной сети, отклик на посты прямо зависит то охвата и качества аудитории. Например, если вы ищете топ-менеджера, а в контактах только ваши друзья или коллеги – то отклика на вакансию директора можете не ждать.

Поэтому рекомендую начать с чистки списка своих контактов. Удалите из рабочего профиля тех, кто ничего не пишет, находится в другой стране, у кого нет никакой информации о себе. Оставьте коллег и тех, кто вам интересен как человек, как профессионал и возможно понадобится вам в будущем, как кандидат.

Параллельно постоянно ищите и добавляйте в друзья тех, кто может стать вашим потенциальным кандидатом. Многие люди указывают в Facebook свои данные: где живут и кем работают. Найти информацию о профессии человека сейчас совсем не сложно. И здесь также работает правило – чем больше, тем лучше.

Шаг 3. Пассивный поиск кандидатов в Facebook

Искать кандидатов в Facebook, как и на любых онлайн ресурсах, можно пассивно и активно. Пассивный поиск: вы размещаете объявление и ждете откликов. Активный поиск: вы ищете интересные вам профили и связываетесь с целью предложить вакансию.

Задача рекрутера при пассивном поиске звучит так: разместить объявление и получить как можно больше откликов от подходящих кандидатов. Но часто происходит так: размещают объявление, а откликов нет вообще. В чем же дело? Давайте разберемся.

Чтобы получить результат при поиске в Facebook, сначала найдите ответы на несколько вопросов: где размещать вакансии? Что и когда писать? Как оформлять?

Где размещать? В Facebook вакансии можно размещать в своей ленте, в специальных группах с вакансиями, в сообществах HR-специалистов, в специальных сообществах, на странице своей компании. Также можно размещать вакансии платно, т.е. делать таргетированную рекламу вашей вакансии. Рассмотрим подробнее каждый из них.

1. Размещение вакансии в своей ленте имеет смысл, если вы проработали второй шаг и сформировали качественную целевую аудиторию. Тогда те люди, которые есть у вас в друзьях, увидят вашу вакансию и либо откликнутся сами, либо порекомендуют вам подходящих специалистов.

2. Размещение в «работных» группах. Сейчас в Facebook создано очень много групп с объявлениями о вакансиях. Но прежде чем добавлять свое объявление во все, рекомендую все-таки просмотреть их и предварительно оценить, имеет ли смысл там размещаться и есть ли там ваша аудитория.

При выборе группы обратите внимание на такие критерии:

  • Число участников должно быть значительным – чем больше, тем лучше. Определите географию группы (страна, город).
  • Тематика группы, т.е. вакансии какого уровня размещают в группе чаще всего, какого направления? Есть ли смысл размещать там вашу вакансию?
  • Активность группы. Сколько вакансий размещают там каждый день ваши коллеги? Есть ли какая-либо реакция на вакансии – перепосты, лайки, комментарии?

Причем последний критерий имеет свои особенности. Если каждый день в группе размещается больше 10 вакансий, вполне возможно, что ваши кандидаты могут попросту пропустить, так как она быстро опустится вниз. Поэтому обновлять вакансию в таких группах лучше не реже чем раз в два дня.

Ниже предлагаю небольшой список лучших групп для размещения вакансий, проверенных на практике:

3. Размещение вакансии в сообществах HR-специалистов. Здесь также можно успешно искать отличных кандидатов. Коллеги понимают вашу боль и более активно могут откликаться на ваши просьбы и рекомендовать проверенных кандидатов. Такие группы напоминают скайп-чаты, где можно задать вопрос, попросить рекомендацию, самому дать совет коллегам, поделиться опытом. Поэтому в таких группах не стоит размещать просто ссылки на вашу вакансию на job-сайт с текстом «У нас есть новая вакансия». Коллеги заняты так же, как и вы, и поэтому переходить по ссылкам на вашу вакансию вряд ли будут. Вместо этого гораздо эффективнее попросить у коллег рекомендации кандидата прямо в посте, кратко описав ключевые требования.

Список самых активных HR-групп:

  • HR-LAND – коллеги часто рекомендуют отличных кандидатов и публикуют свои вакансии, не только в HR. В основном по Киеву. У этой группы также есть подгруппы по другим крупным городам.
  • EVOHR Recruitment – группа HR-ов Днепра. Очень активно рекомендуют кандидатов и публикуют вакансии.
  • Заметки HR-a – в группе только HR-специалисты из Украины. Публикуются вакансии и разные полезности. Не так активна, как предыдущие, но результат в виде рекомендаций кандидатов я оттуда получала.

4. Размещение в профильных группах. В Facebook есть множество групп, и я уверена, что каждый из вас сможет найти сообщество в вашей отрасли, будь то агроиндустрия или финансовые рынки. Вероятно, что там собрались люди по интересам, или те, кто работает в определенных отраслях. Ваша задача – вступить в такие группы и периодически размещать там свои вакансии. В последнее время также стали активно появляются украинские специальные группы для отдельных направлений. Например:

5. Страница вашей компании. Это отличный вариант размещения вакансий для больших и известных компаний. На странице можно сделать специальную карьерную вкладку с актуальными вакансиями и с возможностью отправлять резюме прямо оттуда. Для этого есть специальные приложения, например Emplada. Также к странице компании можно привязать чат-бота, который будет автоматически отвечать на все полученные сообщения и комментарии к вашей вакансии.

Но страница в краткосрочной перспективе вряд ли сработает для небольшой компании, имя которой неизвестно широкому кругу людей. Чтобы сделать ее эффективным каналом для привлечения кандидатов, нужно ее развивать – формировать свою целевую аудиторию и положительный бренд работодателя, а это обычно занимает немало времени. И HR вряд ли справится с это задачей без помощи digital-маркетолога.

6. Таргетированная реклама ваших вакансий. Может быть незаменима, если вам нужен широкий охват аудитории, т.е. стоит задача оповестить о вакансии максимальное количество человек. Например, при массовом поиске, или при приеме на стажировку студентов.

Вакансия  будет показана для той аудитории, которую вы выберете в кабинете настройки рекламы. Это не так дорого, как может показаться. Минимальная сумма рекламы составляет $5. К тому же у Facebook есть чудесная возможность самому определять сумму, которую вы готовы заплатить за рекламу вакансии.  Как настроить и запустить таргетированную рекламу можно найти много информации в Интернет или в самом Facebook в разделе справки.

Когда размещать?  Обратите внимание на время, когда стоит публиковать вакансию. Обычно наша целевая аудитория – работающие специалисты, и просто интересующиеся работой люди – активны утром, часов до 10. Днем все мы занимаемся работой и другими делами, поэтому в социальных сетях почти не находимся. Вечером, примерно после 17 часов, активность пользователей также возрастает. Поэтому нам нужно постараться, чтобы к этому времени наша вакансия уже была в нужной группе.

Судя по многим статистическим отчетам, активность пользователей Facebook также возрастает в пятницу и субботу. Но большинство людей на выходных настроено на отдых. Подумайте, стоит ли размещать ваши вакансии в это время.

Что писать? Социальная сеть – это не доска объявлений. Большую ошибку совершают рекрутеры, которые размещают в Facebook просто ссылку на вакансию с job-сайта с комментарием вроде «У нас открылась новая вакансия». Такие посты здесь попросту не работают. Никто не станет переходить по ссылке, если он не заинтересован это сделать. При этом, каждый понимает, что объявление на сайте работы обычно шаблонное и ценной информации о компании содержит мало.

Но тем и хорош Facebook, что у вас есть возможность заинтересовать человека своей вакансией с первых секунд. Для этого нужно лишь написать описание простым «человеческим» языком, выделив самую суть вакансии и описав перспективы.

Сравните для примера два варианта описания вакансии:

«На постоянную работу требуется продавец-консультант. Приглашаем энергичных, амбициозных, ответственных, пунктуальных и целеустремленных людей. В обязанности входит: консультация и продажа представленного в центре оборудования. График работы: ххх. Оплата: ххх. Место работы: ххх».

«Всем привет, в свой небольшой колл-центр ищем клиент-менеджеров/операторов на входящую линию. Нужно консультировать клиентов по товару и обрабатывать заказы в корзине. График у нас гибкий, работать можно почасово (целый день или полдня), также вы можете брать себе удобные выходные дни. Готовы принять студентов. Локация: ст.м. ХХХ (2 мин. пешком)».

Какое из этих описаний интереснее?

Получается, что совсем не обязательно для успешного поиска «мучиться» и придумывать очень нестандартные тексты. Достаточно просто написать кто вы, кого ищете, чем хороша ваша компания, и что предлагаете.

В конце текста обязательно добавьте призыв к действию. При этом, фразы плана «резюме можете отправлять на адрес ххх» здесь не работают. Работает – «поставьте плюсик, кому интересно – я всем отвечу», «напишите мне в личку запрос – вышлю условия по оплате» и т.п.

Как оформлять? Вопрос оформления волнует очень многих. Я видела множество вариантов постинга вакансий – просто текст, ссылки на работные сайты, картинка+текст, просто картинка с текстом на ней, брендированные картинки, провокационные картинки с таким же провокационным текстом. Нет никаких единых рекомендаций, как эффективнее оформлять свои вакансии. Иногда хорошо работает текст, иногда картинки.

Я всегда ориентируюсь на принцип – отличаться от остальных. Это значит: если группа пестрит яркими картинками и надписями: «ВАКАНСИЯ!», то достаточно просто описать свою вакансию текстом и понятным языком. И наоборот, если в группе много текста, можно дать краткое описание и добавить яркую привлекательную картинку. В любом случае, терять много времени на оформление своего поста с вакансией, если вы занятой HR, совершенно необязательно. Результативность и красота в данном случае – не равные понятия.

Если все же хотите чтобы было красиво – то существуют специальные сервисы для создания картинок с вакансиями. Как пример – Dreampost. Потестируйте его, или найдите другие.

Мы рассмотрели что, где, когда и как писать в Facebook для того, чтобы добиться отклика. Но есть еще три важных нюанса при размещении вакансий:

Нюанс 1. Вы разместили свои вакансии. Теперь не забывайте проверять комментарии и запросы на переписку в Messenger. Нет ничего хуже, если вы упустите откликнувшихся соискателей. В самом начале использования Facebook у меня был такой прокол. В итоге я потеряла трех перспективных кандидатов, и узнала об этом только через два месяца. Теперь я всегда проверяю запросы на переписку и личные сообщения.

Нюанс 2. Не забывайте обновлять свои публикации хотя бы раз в несколько дней, чтобы они не теряли своих позиций в ленте. Facebook очень динамичен – каждую секунду там что-то происходит и кто-то что-то пишет. Ваши посты могут просто потеряться. И вместо того, чтобы каждый раз создавать новые публикации, проще откомментировать уже имеющиеся, что в некоторых группах поможет «поднять» их в ленте.

Нюанс 3. Отслеживайте отклики на публикации. Если их нет – меняйте текст и оформление. Продолжать ждать откликов, если текст не работает, бессмысленно.

Шаг 4. Активный поиск кандидатов в Facebook

Facebook – это кладезь кандидатов. Просто нужно уметь их там находить. Есть несколько способов активно искать кандидатов в этой социальной сети.

1. Поиск кандидатов в HR-группах.  Помимо размещения в таких группах своей вакансии вы всегда можете посмотреть, каких специалистов рекомендуют ваши коллеги. Вам остается только запросить у коллег резюме по актуальным вакансиям.

2. Поиск кандидатов по комментариям. Есть смысл отслеживать вакансии, подобные вашей. И предлагать свою вакансию тем, кто откликнулся на другие подобные вакансии. Этот способ затратен по времени, которое уходит на поиск вакансий и написание личных сообщений потенциальным кандидатам. Но если вы заранее подготовите шаблон сообщения, то этот процесс пойдет быстрее.

3. Поиск профилей по ключевым запросам. В Facebook, как и в LinkedIn, есть возможность поиска профилей по интересующим вас локациям и профессиям. Но на освоение этого инструмента вам потребуется время, потому что эта функция в Facebook не профильная и требует умения составлять правильные поисковые запросы.

Итак, мы рассмотрели как можно использовать Facebook для качественного поиска кандидатов. В этой социальной сети есть инструменты и возможности для разного вида поиска – размещение объявлений, активный поиск профилей, поиск по рекомендациям.

По моему опыту, чтобы этот процесс прошел быстрее и успешнее, необходимо как следует подготовиться:

  • составить описание вакансии для кандидатов (1-3 варианта);
  • составить описание вакансии для получения рекомендаций от коллег;
  • составить текст сообщения о вакансии с конкретной информацией, который вы будете отправлять откликнувшимся кандидатам. А лучше составить целую цепочку писем-сообщений с ответами на возможные вопросы кандидатов;
  • составить текст запроса-приветствия и краткую информацию о вакансии, который вы будете отправлять людям при активном поиске профилей.

И еще, для успешного поиска в Facebook нужно быть активным. Пишите первыми, задавайте вопросы, чтобы люди вам отвечали и вовлекались в диалог. Не ждите, что кандидат сразу пришлет вам свое резюме на первый же пост. Сначала придется ответить на его вопросы, прояснить потребности и дать всю интересующую информацию о вакансии. Выстраивайте свое общение с кандидатами шаг за шагом.

Пробуйте, тестируйте разные варианты и тексты. Результат вас обязательно порадует. Успехов в поиске!

Надежда Штепа, рекрутинг-консультант