Кто-то выбирает путь «тихого лидера» и просто хорошо выполняет свою работу. Другие уверены: пока ты не расскажешь о своих достижениях, о них никто не узнает.

В этом есть доля правды. Наша работа не всегда способна говорить сама за себя. Поэтому приходится вкладывать силы в промо своих результатов и знаний. Хорошим инструментом для этого служит личный бренд.

Многие полагают, что персональный бренд – удел консультантов, владельцев бизнеса, политиков или знаменитостей. Однако для наемных сотрудников он также имеет значение и может помочь им в продвижении по карьерной лестнице. Как? Опытом делится Ксения Омельченко, сооснователь  BASE Agency, эксперт по работе с личными брендами, SMM и PR.

Немного теории

Личный бренд – это образ, ассоциации и эмоции, которые возникают у людей при упоминании вашего имени. Личный бренд – способ установить свое позиционирование и укрепить за собой звание, например, лучшего финансиста. Ценность любого личного бренда зависит от уникальности специалиста или сотрудника, которую он может дать рынку. По сути, личный бренд – это возможность не только тиражировать свои знания и опыт, но и повысить собственную ценность на рынке труда.

Зачем это компании?

Многие работодатели боятся дать сотрудникам волю и развивать личные бренды отдельных членов команды. Конечно, существует риск, что медийный сотрудник может уйти к конкурентам или повысить требования по зарплате и позиции. Однако если задача вашей компании – стать лидером на рынке и привлечь в свою команду амбициозных сотрудников, тогда позвольте коллегам развиваться.

Поддержка личного бренда сотрудников способствует их удовлетворенности. Если человек чувствует поддержку работодателя или руководителя, то становится счастливее и готов делать больше. Счастливый сотрудник – продуктивный сотрудник. Ведь зачастую работники увольняются с работы, когда не видят возможностей для роста и развития, а хотят двигаться дальше. Большинство людей просто нуждаются в признании. Так, поддержка личного бренда сотрудников укрепляет команду, помогает расширять навыки и знания. Специалисты-«звезды» обходятся дороже, но и дают компании дополнительную ценность.

Пиар сотрудников играет на два «фронта» – корпоративный и внешний

Сотрудники с сильными персональными брендами могут стать негласными лидерами среди других коллег и лидерами мнений среди всей компании. Вне офиса они могут привлекать к работе новых талантливых специалистов, которые захотят работать в компании, где дают развиваться, а также увеличить охват среди потенциальных клиентов. Допустим, вы занимаетесь разработкой программного обеспечения, и большинство вашей команды работает на «удаленке». Ваш HR-директор проявляет инициативу написать статью о том, как управлять удаленной командой. Информацию о вашей команде может заметить как потенциальный сотрудник (а спрос на техспециалистов всегда высок), так и потенциальные партнеры и клиенты. В таком случае все остаются в выигрыше. Если ваши сотрудники становятся лидерами мнений и экспертами в определенной сфере, это повышает узнаваемость и престиж вашей компании. Ведь самое ценное в любом бизнесе – люди. И если они готовы рассказывать историю бренда, то это повышает лояльность и доверие. Так, во многих стартапах сотрудников (техспециалистов, маркетологов, HR-менеджеров) мотивируют писать колонки для СМИ, активно вести соцсети и развивать сеть контактов в LinkedIn. Все это дает доступ к разным аудиториям.

Также ваши сотрудники – лидеры мнений для какой-то группы (даже своих родственников и друзей). У каждого есть страницы в социальных сетях или блоги. Если они рассказывают о своей работе онлайн – радуйтесь! Это ваш бесплатный контент, маркетинг и бонус в карму публичности для компании. Работа с личными брендами сотрудников дает потенциал для роста вашего бизнеса.

Дополнительный бонус. Если ваша компания подвергнется нападкам или информационным атакам, то у вас будет целая армия «защитников» из ваших сотрудников. Ведь у каждого найдется 25 друзей, которых мы можем попросить о помощи или репосте новости. У них также найдет 25 таких же друзей, а «армия» из 1000 человек способна изменить судьбу любого проекта.

Зачем личный бренд нужен наемному сотруднику?

Помните, когда вы создали первое резюме? Тогда вы автоматически стали товаром на рынке. И если вы хотите достигать большего, увеличить свою стоимость и рассказать о качестве услуг, тогда развивайте свой личный бренд. Почему здесь важно слово «качество»? Личный бренд – всегда про обещания и их выполнение. Поэтому если вы не готовы развиваться и давать гарантии, а только проводите «косметический ремонт», тогда не читайте дальше.

Если гарантии и обещания вас не пугают – продолжайте.

Сейчас время личностей, а не людей-функций. Поэтому специалистам внутри компании полезно продвигать себя и создавать собственную ценность, которая отличает их.

Целевая аудитория наемных сотрудников – руководители компаний, профессиональное сообщество (или ассоциации), партнеры или клиенты, если он работает с ними напрямую. Для каждой аудитории существует свой канал для коммуникаций. Например, для руководителей – участие в мероприятиях (корпоративных конференциях или выступления на совещании) или публикации.

Работа над личным брендом всегда требует дополнительного ресурса и времени – зачастую от полугода, чтобы вас начали хотя бы узнавать и ассоциировать с определенным направлением.

И не забывайте о рисках. Как только вы становитесь человеком-брендом, ваши ошибки воспринимают больнее. А о «провалах» может узнать гораздо больше людей, чем ваши коллеги в департаменте.

Личный бренд состоит из трех этапов

Первый этап – «фундамент». Вы должны определиться, для чего вам нужен личный бренд, кто ваша аудитория (и где она «сидит»?) и что вы им обещаете своим личным брендом. Составьте себе чек-лист, согласно которому вы будете двигаться и понимать, что ваш личный бренд работает. На первом этапе я советую выбрать две аудитории, с которыми будете работать.

Второй этап – «упаковка»: работа с визуальным проявлением. Например, создание единого стиля на странице в социальных сетях, работа с презентацией себя, дресс-кодом и невербаликой. На этом этапе вы определяете, как транслируете информацию о себе.

Третий этап – продвижение. На нем вы уже начинаете коммуникацию со своей целевой аудиторией. Для этого вы можете работать с такими каналами:

  • Коллеги. Один из самых доступных каналов коммуникации. Ведь рекомендации сотрудников способны повысить ваш статус и создать «вирусный» эффект. Мы склонны доверять рекомендациям людей, которые видели вас «в работе».
  • Выступления внутри компании или на профильных мероприятиях. Даже простой мастер-класс внутри коллектива повысит ваш статус эксперта. Не бойтесь проявлять инициативу. Допустим, вы хорошо пишете тексты. Обратитесь к HR с предложением провести небольшой мастер-класс о том, как написать эффективное деловое письмо. Также постоянно смотрите, какие мероприятия проводят в вашей сфере. Программа «минимум» – поучаствовать и прокачать навыки нетворкинга. Программа «максимум» – выступить в качестве спикера. Например, в вашей компании есть кейс, как e-mail-рассылка увеличила поток заказов на сайте. Поделитесь им с другими компаниями и маркетологами. Так вы повысите свой статус эксперта среди профессионального сообщества.
  • Работа со СМИ. Медиа всегда ищут интересный контент и кейсы. Если вы сможете им предложить тему, которая подойдет целевой аудитории конкретного СМИ, готовы поработать над фактурой и не сорвать все дедлайны, журналист опубликует ваш комментарий или колонку. Важно правильно подобрать ресурс и тему, а не предлагать статью о маркетинге в журнал для молодых семей. Хотя колонка об учете личных финансов или как совмещать работу и семью вполне может заинтересовать молодых родителей.
  • Собственный проект. Это может быть собственная e-mail-рассылка, блог в Facebook или социальный проект, по которому вас будут узнавать. Не бойтесь выделяться и рассказывать больше о своей сфере деятельности.