Екатерина Бабич,
основатель проекта по поиску, оценке и развитию персонала UP Hunt,
спикер, автор образовательных программ

За три недели мир перевернулся с ног на голову. Коронавирус, карантин, массовый переход на удаленку и очередной кризис, который уже начинает бить по всем сферам, включая HR. Неизбежная рецессия в экономике подталкивает к тому, чтобы поговорить о бренде работодателя и о том, какую роль в его формировании играет HR.

Сильный бренд – это, возможно, самое важное и неочевидное преимущество, которое может помочь компании выжить в период кризиса.

Судите сами: «финансовая подушка» быстро уменьшается. Расходы сокращаются, зарплаты снижаются, а материальные методы мотивации больше недоступны. Если сотрудники были нацелены исключительно на получение финансовой выгоды, а атмосфера оставляла желать лучшего, команда начнет распадаться на глазах. Если бизнес остается без человеческого ресурса в самый неподходящий момент, он быстро идет на дно. Будет сильный бренд – будут и трудовые ресурсы. Теперь к сабжу: как HR влияет на бренд работодателя?

1. Формирует внутренний бренд 

Одна из основных задач HR – это создание сильной корпоративной культуры. Без этого компания никогда не станет хорошим местом для работы в глазах собственных сотрудников, что уж говорить о соискателях. HR задействован на каждом этапе формирования внутреннего образа работодателя. В идеале HR взаимодействует с сотрудником с того момента, когда он впервые проявил интерес к компании, и до тех пор, пока не покинет ее. На Западе любят говорить: «HR видит все». У нас пока функции немного ограничены, но с ростом популярности темы бренда работодателя увеличится и влияние HR.

2. Создает первое впечатление

С помощью прокачки компетентности и осведомленности в нише. Сегодня кандидаты начинают знакомство с работодателями посредством контента: изучают сайт и социальные сети, отзывы и рейтинги на соответствующих платформах. Рекрутер или HR – это первый живой представитель компании, с которым соискателю предстоит взаимодействовать. Будет обидно, если все усилия, брошенные на формирование сильного бренда работодателя, окажутся тщетными из-за некомпетентности одного сотрудника.

Чаще всего подобные казусы случаются, когда компания нанимает внешнего HR. Недобросовестные фрилансеры стараются захватить как можно больше проектов – направление не имеет значения. На собеседовании они отрабатывают стандартные скрипты, представляя некую безликую компанию, которой все равно, какого сотрудника нанимать. А если кандидат начинает задавать встречные вопросы, рекрутер «сыпется», а компания получает негативный отзыв. Уровень погружения HR в тонкости бизнеса компании должен быть достаточным, чтобы нанять сотрудника, оценив не только soft, но и hard skills.

3. Следит за тем, чтобы ожидания кандидатов соответствовали реальности

На сайте, в постах и в вакансии не должно быть двусмысленной информации, которая может вводить соискателя в заблуждение. Если сотрудник иногда привлекается к выполнению каких-либо непрофильных обязанностей – напишите об этом. Если премия формируется по сложной схеме – упоминайте, а затем в ходе собеседования остановитесь на этом подробнее. Утаивание подобных нюансов грозит нежелательной потерей людей в будущем и еще одним ударом по репутации (каналы коммуникации между соискателями очень сильны).

Тут нужно понимать, что HR – это человек тоже подневольный, и если руководство требует о чем-то умолчать, то ему придется это сделать. Но такой подход я встречаю редко, да и бренд этих работодателей и так ниже плинтуса.

4. Представляет компанию на HR-ивентах

Регулярное упоминание компании в положительном свете на мероприятиях также способствует укреплению бренда работодателя. У аудитории формируется доверие к бизнесу, который стремится быть в курсе последних событий и не боится говорить о себе. Именно на HR-ивентах есть возможность представить внутреннюю культуру широкой профессиональной общественности. Используйте для этого видео-материалы, доклады и сторителлинг.

5. Патрулирует онлайн-пространство для работы с негативом

Задача простая – регулярно посещать сайты вакансий, социальные сети и форумы, отслеживая отзывы и мнения о компании. Основная задача – давать конструктивную обратную связь. Если отзыв откровенно ложный и, по вашему мнению, сфабрикован по заказу конкурентов, тогда можно попробовать зачистить его, но я бы не советовала (интернет помнит все).

Не стоит недооценивать силу отзывов. По данным исследований маркетологов, сегодня более 70% людей не совершают значимых покупок и не принимают важных решений без предварительного изучения опыта других. Попросите своих сотрудников оставить отзыв на таких площадках. Еще лучше работает история, описывающая работу в вашей компании.

6. Работает над личным брендом

Многим специалистам личный бренд не так уж и нужен, но для HR это маст-хев. HR с плохой репутацией отпугивает лучшие таланты, нанося ущерб компании. Особенно это касается узких ниш и IT-рынка, где взаимодействие между соискателями особенно тесное.

“]Cпівбесіда на відстані: топ-5 порад, як знайти нового співробітника віддалено[/read-more]

Как прокачать личный бренд в 3 шага?

Шаг 1. Определяем цель и аудиторию

Примеры целей:

  • Показать свою экспертизу
  • Получить продвижение по карьерной лестнице
  • Заработать репутацию
  • Сменить место работы
  • Прокачать свои навыки

Целевая аудитория

  • Соискатели
  • Сотрудники вашей компании или компании конкурентов
  • Бизнес
  • Коллеги

Цели и целевая аудитория взаимосвязаны, поэтому, определившись с этими двумя параметрами, вы будете знать наверняка – в каком направлении двигаться в работе с контентом.

Шаг 2. Выбираем каналы коммуникации

Каналов доставки контента десятки, но нет смысла распыляться на все. HR-ам я бы советовала следующее:

  • Личные страницы в Facebook и Instagram
  • Канал в Telegram
  • Профильные ресурсы (в частности, robota.ua)

Личный блог на собственном сайте требует больше усилий и времени на раскачку. Также как и Youtube-канал. А вот подкасты – весьма перспективное направление.

Шаг 3. Продумываем контент-стратегию

Часто специалисты начинают строить личный бренд с этого шага и быстро сдаются. Когда целевая аудитория и каналы коммуникации определены, гораздо проще находить интересные темы. Источниками вдохновения обычно служат:

  • Конкуренты
  • Чаты
  • Лидеры мнений в вашей тематике
  • Профильные площадки и форумы

Пишите о том, что волнует. Не бойтесь делиться инсайтами, чек-листами и гайдами. Как известно, талант невозможно украсть, а вот репутацию эксперта с полезным контентом заработать можно. Удачи!