Советы для работодателей

Как адаптироваться к «черному лебедю»: алгоритм для лидера и бизнеса

Адаптировать бизнес к новой реальности – к «черному лебедю», который вскоре станет для нас привычным, – это не переждать, не ужаться, не экономить, а буквально изменить и трансформировать бизнес изнутри. Только тогда можно начать совершать абсолютно другие действия, а значит – подстроиться под изменившиеся условия.

Алла Заднепровская,
СЕО и основатель международной консалтинговой группы «Живое Дело»,
автор и ведущая Интегральной Коучинг Школы,
сертифицированный коуч

Среда поменялась, и бизнес, как часть этой среды, тоже должен меняться. Начать эти изменения собственнику важно с себя. Прежде всего сложить пазл в голове – «как и куда» жить его бизнесу дальше.

Наверняка многие слышали алгоритм Сократа – чтобы иметь результат, важно каким-то быть и что-то делать.

Прежде всего лидеру бизнеса необходимо задать себе вопрос: «Чего я хочу?» Возможно, сохранить бизнес; возможно, переждать; а может быть – использовать открывающиеся возможности или изменить саму бизнес-модель?

Определив цель, описав ожидаемый результат, как позитивно сформулированный, конкретный, измеримый, определенный во времени, связанный с другими жизненными целями, можно переходить к самому важному в достижении этой цели – к себе.

К примеру, вы решили продолжать бизнес и конкретно описали результат к концу 2020 года.

Итак, каким БЫТЬ лидеру сегодня?

1. Осмысленным

Смысл – топливо для движения и мотивация в пути. Лидеру важно задать себе вопросы:

  • Зачем я хочу продолжать бизнес?
  • Что он лично мне дает?
  • Что я через него транслирую миру?
  • Почему для меня это важно?
  • Что будет, если я не реализую цель? Как подстрахуюсь?
  • Как реализация цели повлияет на меня и моих близких?
  • Что конкретно получают другие благодаря моему бизнесу?

И тогда возникает устойчивость, появляется вера, легче вовлечь в эти идеи сотрудников и партнеров. И, как сказал Ницше: «Если знаешь «зачем», то выдержишь любое «как»».

2. Осознанным

Важно осознавать, что происходит с тобой сейчас. И здесь нам поможет серия коучинговых вопросов:

  • Что сейчас со мной происходит?
  • Что я чувствую?
  • Что вызывает эту реакцию?
  • Это действительно так или я думаю, что это так?
  • Это реальность или прогнозы?
  • Как я могу быть в ресурсе и поддерживать его в дальнейшем?

Осознанность – первый шаг на пути к изменениям. И здесь очень важно не отвернуться от проблемы. Проблемы были, есть и будут. Они – жизненная константа. Решаем мы их по мере поступления. И нет смысла сражаться с ветряными мельницами, накручивая себя внутри. Есть смысл осознавать эту самую реальность. Видеть проблемы и решать их, принимая любые последствия.

И здесь нам поможет «Принцип алкоголика». Только когда алкоголик говорит: «Да, я алкоголик» – у него есть возможность вылечиться. Точно так же для лидера компании: «Да, я вижу эту проблему, я не жду, когда она рассосется, я понимаю, что происходит, я осознаю, к чему это приводит внутри меня и как это влияет на мой бизнес». Тогда проблема действительно становится задачей. И не просто в нашей голове, а задачей бизнеса, в которую необходимо вовлекать сотрудников для ее решения.

3. Открытым

Мы, люди, закрываемся от боли, но мало кто задумывается о том, что мы закрываемся и от возможностей. И здесь крайне важно быть открытым всему, что происходит.

Важный сегодня принцип «Доступ к телу» открывает возможность сотрудникам обратиться к вам за помощью и поддержкой, и вместе с этим рассказать о своих идеях, поделиться инсайтами и реально помочь вашему бизнесу.

4. Оптимистичным

Да, если мы сами верим в свою компанию, в ее миссию, в то, что мы делаем, в то, что «все будет хорошо», тогда это будут считывать и остальные. И нет смысла делиться своими сомнениями, хотя не лишним будет сказать, что вы чего-то не знаете (ведь это не сомнения, а факт – чего-то не знать). Но сомневаться «Может быть мы выстоим, а может быть нет» не надо, так мы добавляем тревоги, включаем страхи и вызываем панику сотрудников. Важно «приводить себя в порядок» – эмоциональный, ментальный, духовный, – а затем уже выходить к людям и транслировать им свою веру.

5. Ответственным

Важно принять на себя ответственность не только за то, что происходит «от нашего посыла», но и за то, что происходит в принципе в нашем бизнесе. Другими словами, ответственность за последствия своих решений и решений тех людей, кого вы в эту компанию когда-то пригласили. А значит, целиком и полностью за все, что происходит в вашем бизнесе.

Вопросы, которые помогут эту ответственность на себя взять:

  • Чего я хочу, из того, на что могу влиять на 100% сегодня в моем бизнесе?
  • Как принять и отпустить то, на что я влиять не могу?
  • Как буду снижать вероятность этого?
  • Как подстрахуюсь?
  • Чему я могу сказать да?
  • Чему говорю сейчас нет?
  • Что сделаю и когда?

Когда лидер, следуя модели БЫТия «5 О», осмысленный, осознанный, открытый, оптимистичный, ответственный, может переходить к ДЕЙСТВИЯМ.

И вновь модель ДЕЙСТВИЙ «5 О»:

  • Определять видение

Именно лидер задает направление движения. Ведь лидерство – это умение взять на себя ответственность за выбранное направление в момент неопределенности и нестабильности и вести за собой других.

  • Оптимизировать

Здесь важно сфокусироваться на 4-х вещах: управление финансами, управление маркетингом, операционное управление, управление людьми.

Управление финансами. Оптимизировать – это наращивать обороты, удерживая маржинальность. Управлять затратами – это прогнозировать и бюджетировать. И, конечно же, контролировать.

Управление маркетингом. Поможет принцип «4П» – продукт, прайс, продвижение, промоушн.

Продукт – возможно откорректировать и переупаковать, возможно, отказаться от старого и создать новый.

Прайс – как лавировать ценой, что делать со стоимостью в нынешних условиях.

Продвижение –  важно посмотреть, что происходит с нашей целевой аудиторией и пересмотреть каналы продвижения.

Промоушн – выработать способы продвижения вновь созданного и переупакованного продукта или воспользоваться ситуацией для промоушн бренда.

Операционное управление. В новых условиях должна быть эффективная и понятная всем сотрудникам организационная структура. Каждый должен понимать, что конкретно, и в какие сроки он делает. Поэтому необходимо это написать и донести всем сотрудникам. Иначе у нас появятся такие гибриды-мультифункционалы-молодцы-на все руки мастера, что подвергает бизнес риску потери сотрудников или снижает эффективность компании из-за дублирования функций и задач.

Необходимо пересмотреть бизнес-процесс, наладить автоматизацию, особенно в условиях работы на удаленке. Посмотреть на системы показателей качества и отчетности, и на все, что влияет на эффективность. Особенно поможет увидеть обновленный бизнес-процесс в действии, обнаружить слепые пятна и очень быстро их закрыть. Чтобы все однозначно понимали, что происходит в новых условиях.

Управление персоналом. Здесь мы подбираем, увольняем, обучаем, коммуницируем, мотивируем – все, как и раньше. Но очень важно выделить доходогенерирующие позиции – это ключевые люди, которых необходимо удержать. У них высокая эффективность, и на плечи таких сотрудников ложатся как раз те самые слепые пятна, которые они способны своей ответственностью перекрыть. И да, в нынешних условиях крайне нужно смотреть на эффективность сотрудников и увольнять неэффективных. Когда-то я услышала мысль, которая меня очень бодрит, особенно в кризис: «Залог эффективности бизнеса – в высокой скорости увольнения неэффективных сотрудников».

  • Общаться

Коммуникация действительно становится сегодня кровеносной системой компании, через которую разносятся как «полезные вещества», так и «яд».

Прежде всего необходимо создать единое информационное пространство, в котором все все обо всем знают. При коммуникации особенно важно учитывать особенности устройства другого человека и поддерживать его на языке «его мотивов». Необходимо в коммуникации опираться на «сильное» в людях – так мы больше влияем на их эффективность.

Нам нужно наладить по всем уровням иерархии и отсекам компании как можно больше обратной связи. Здесь можно применять принцип «3-х «П» – у сотрудников должна быть возможность пожаловаться, похвалиться и поблагодарить.

Важна вдохновляющая обратная связь руководителя. К примеру, проводить собрания, на которых можно поделиться своими достижениями и услышать достижения в целом по компании.

Кроме того, просто необходимым становится неформальное общение, когда мы интересуемся другим человеком:

  • Как он себя чувствует?
  • Кто его окружает?
  • Что происходит в его семье?
  • Что влияет на его эффективность?

Хорошо работают развлекательные чаты для болтовни и возможность неформального общения. К примеру, снимать ролики о жизни компании сейчас и выкладывать их в чат.

  • Окрылять

Чтобы окрылять других, необходимо быть окрыленным самому. Помните, что говорят нам в самолете стюардессы перед началом полета? Сначала наденьте маску на себя, а затем на своего ребенка. Руководителю крайне необходимы такие качества: энергичность, честность, уверенность, смелость, упорство, эмпатичность, открытость. Руководитель – источник энергии, уверенности, позитивного настроя для своей команды. И транслируя это, мы действительно окрыляем и заряжаем каждого.

Лидер становится ролевой моделью для своих подчиненных. Здесь вновь на помощь приходят вопросы себе:

  • Какие мои сильные стороны помогут справиться с ситуацией?
  • Как я приведу в порядок свое эмоциональное состояние?
  • Что сделаю в первую очередь, чтобы быть в ресурсе?
  • Как буду поддерживать себя в ресурсе каждый день?

 

  • Объединять

Да, лидеру важно сегодня вовлекать команду не только в действия, но и в решения. Топ-команду и ключевых сотрудников – в создание стратегии, остальных сотрудников уже лидеры команд будут вовлекать в ее реализацию.

Что поможет создать команду? Во-первых, общая привлекательная смысловая цель не только на время карантина, но и после него. Во-вторых, распределение ролей, согласно устройству людей и их функционалу в новых условиях – кто, что и как делает. В-третьих, необходимо договориться о «правилах игры» и самому соблюдать эти правила. В-четвертых, командообразующая коммуникация, где есть среда доверия, право на ошибку, принятие, теплота, тонус и ориентация на результат.

И тогда неизменно придет желанный результат.

И на закуску, топ-10 принципов очеловечевания бизнеса и развития адаптивного мышления у руководителя для того, чтобы быть готовым к любому «черному лебедю»:

  1. Останавливаем панику и переключаемся в конструктивные действия.
  2. Опираемся на силу и укрепляем основание.
  3. Обнуляем ожидания и проявляем любопытство – а что, если?..
  4. Ошибки делать можно.
  5. Объективно видим ограничения.
  6. Открываем возможности через сильные вопросы.
  7. Оцениваем аргументы безоценочно к людям.
  8. Отношения – залог эффективности командной работы.
  9. Отвечаем на вызовы времени здравомыслием.
  10. Обоснованные и осмысленные выводы, когда проигрываем.

Всем нам ресурсного эмоционально-психологического состояния, здоровья, сил, вдохновения и здравомыслия!

Share on FacebookTweet about this on Twitter

Lost Password