Кабинет Министров Украины постановлением № 295 от 26 апреля 2017 года утвердил Порядок осуществления государственного контроля за соблюдением законодательства о труде, вступивший в силу 16 мая 2017 года. Его прокомментировала Ирина Шляховская, старший юрист ЮК «Правовой Альянс».

Важные изменения

Отныне государственный контроль за соблюдением законодательства о труде осуществляется в форме проведения инспекционных посещений и невыездных инспекций инспекторами Государственной службы Украины по вопросам труда не только ее территориальных органов, но и исполнительных органов городских советов городов областного значения и сельских, поселковых, городских советов объединенных территориальных общин (по вопросам своевременной и в полном объеме оплаты труда, соблюдения минимальных гарантий в оплате труда, оформления трудовых отношений).

Согласно п.п. 2 п. 14 Порядка, в случае инспекционного посещения предприятие вправе не допускать его проведения в случае отсутствия служебного удостоверения. Здесь стоит обратить внимание на то, что удостоверение, по которому отсутствует информация в реестре удостоверений инспекторов труда, считается недействительным. Также достаточным основанием не допустить инспекторов на предприятие является отсутствие на официальном сайте Гоструда решения Минсоцполитики о формах служебного удостоверения инспектора труда, акта, справки, предписания, требования, перечень вопросов, подлежащих инспектированию.

Кроме того, проверка может не состояться, если срок проведения инспекционного посещения превышает 10 рабочих дней, а для субъектов микропредпринимательства и малого предпринимательства – 2 рабочих дня.

На что не имеют права инспекторы труда

Порядок (п.13) также предусматривает ряд важных положений, которыми инспекторам труда запрещается:

1) выступать посредниками, арбитрами или экспертами при рассмотрении индивидуальных или коллективных трудовых споров;

2) подменять работников объекта посещения во время проведения расчетов или перерасчетов размеров принадлежащих работникам средств, готовить заключения о соответствии или несоответствии нормативных актов объекта посещения требованиям нормативно-правовых актов с целью их последующей передачи работникам (в том числе уволенным), другим лицам или органам;

3) проводить инспекционные посещения с целью получения от объекта посещения любых документов или их копий для последующей передачи другим лицам;

4) рассматривать и проверять вопрос, который является предметом рассмотрения в суде или в отношении которого есть вступившее в законную силу решение суда, проверять своевременность, правильность и полноту выполнения решений суда;

5) разглашать производственные и коммерческие тайны или производственные процессы, с которыми они могли ознакомиться при исполнении своих обязанностей, кроме случаев, предусмотренных законом, в том числе в течение трех лет после увольнения с должности;

6) разглашать источник всякой жалобы, доведенной до сведения, на недостатки или нарушения и сообщать объекту посещения или его представителю о том, что посещение было проведено в связи с получением такой жалобы;

7) изымать у объектов посещения оригиналы их финансово-хозяйственных, бухгалтерских и других документов, а также компьютеры и их части.

Таким образом, Правовой Альянс рекомендует должностным лицам предприятий принять во внимание новые изменения в сфере инспектирования труда, уделив особенное внимание основаниям для недопуска к проведению инспекционного посещения, а также запрещенным действиям инспекторов по труду, прекращения которых представители предприятия вправе требовать в случае их осуществления.