HR в ритейле: успешные практики, инструменты и лайфхаки

Share on FacebookTweet about this on TwitterShare on LinkedIn

Как бренд работодателя помогает идти к успеху? Как сделать коммуникацию сотрудников оперативной и эффективной? Как правильно и нескучно управлять профессиональным развитием талантов? Действительно ли борьба за внешнего клиента становится по-настоящему успешной, только если заботишься о внутреннем – о своем персонале?

Об этом и многом другом шла речь во время HR-тура 25 октября, организованного платформой бизнес-образования «HR бизнес-партнер»: участники побывали в гостях у лидеров омниканального ритейла Украины – компаний COMFY и АЛЛО.

Развитие бренда работодателя

Украина стоит на пороге «демографической ямы», когда наблюдается серьезный отток рабочей силы и значительное снижение рождаемости. Это значит, что скоро компании начнут испытывать (а некоторые уже испытывают) ощутимую нехватку сотрудников.

По словам HRD COMFY Марины Майор, компаниям важно научиться привлекать и удерживать максимальное количество талантов. Забота о бренде работодателя, репутации компании, внутренней культуре – это стратегически важные вещи.

Какие инструменты позволяют управлять брендом работодателя? Те, которые дают возможность быстро и качественно получать обратную связь от сотрудников, анализировать текущую ситуацию и своевременно реагировать на «боли».

Три инструмента «musthave»: eNPS (employee Net Promoter Score) – индекс лояльности сотрудников; опросник оценки вовлеченности персонала (например, Gallup); и CSI (Customer Satisfaction Index ) – индекс удовлетворенности клиентов.

Несколько важных лайфхаков, которые стоит запомнить при использовании этих инструментов:

  • Определив при помощи eNPS среди сотрудников «промоутеров», «критиков» и «нейтралов», обращайте внимание на комментарии «промоутеров», а не «критиков». Это самые ценные и конструктивные комментарии. «Промоутерам» развитие компании небезразлично.
  • Не старайтесь проводить эти опросы часто. Оптимальные интервалы – 6-12 месяцев. Важна не частота проведения опросов, а скорость и качество реагирования на выявленные проблемы.
  • Позаботьтесь об анонимности опросов. Сотрудники должны чувствовать себя в спокойно, отвечая на вопросы.
  • Не проводите опросы, если не собираетесь (или не имеете возможности) ничего предпринимать для решения выявленных проблем. Сотрудники будут «честными и вовлеченными», только если знают, что будут услышаны.

Бренд работодателя не будет эффективным, если компания не живет по ценностям. Об этом участникам тура рассказала PR-директор COMFY Ольга Чепижко.

Важные условия:

  • Все ценности должны разделяться и транслироваться руководством и топ-командой компании.
  • Подбор и развитие новых сотрудников нужно проводить, ориентируясь на ценности.
  • Необходимо вовлекать сотрудников в транслирование ценностей через активное участие в различных социальных и волонтерских проектах.

Эффективные коммуникации: корпоративная социальная сеть

Скорость и качество коммуникаций напрямую влияют на правильность решений. А это ключевые факторы успеха.

Задача, которая стояла перед проектной командой АЛЛО, – сделать так, чтобы весь персонал компании был в одном информационном поле.

Решение, которое внедрили – корпоративная социальная сеть Workplace. К социальной сети выдвигалось главное требование – доступность всем сотрудникам в любом месте в любое время и возможность конструктивного обмена информацией.

Результаты проекта:

  • эффективное распространение информации сверху вниз;
  • сигналы о сбоях в процессах и предложения по их улучшению снизу вверх;
  • решение вопросов сотрудников путем краудсорсинга.

Кроме этого, корпоративная сеть стала отличным HR-инструментом, благодаря которому удалось:

  • повысить сплоченность команды и вовлеченность в процесс улучшения эффективности работы;
  • выявлять активных и инициативных сотрудников;
  • повысить качество кадрового отбора.

Как отметил Алексей Кавун, руководитель проектного офиса компании АЛЛО, для успешного запуска очень важно провести правильную подготовку:

  • Заранее проинформировать сотрудников о новом инструменте.
  • Объяснить преимущества и правила использования.
  • Регламентировать каналы коммуникаций для решения конкретных задач.
  • Отслеживать и удалять деструктивный контент.
  • Обеспечить яркий запуск и поощрение использования инструмента на всех уровнях.

Workplace позволил обеспечить высокую скорость обмена информацией и принятия решений. А на качество этих решений напрямую влияет профессионализм и компетентность сотрудников.

Современная система развития сотрудников

О секретах профессионального развития сотрудников COMFY рассказал руководитель корпоративного университета Евгений Штеменко.

В компании внедрена система дистанционного обучения, которая позволяет передавать универсальные знания максимально быстро и эффективно.

Критерии, которыми должна обладать эффективная СДО:

  • Доступность для прохождения курсов в любое время в любом месте.
  • Короткие курсы – время прохождения не более 10-15 минут.
  • Тезисное, а не повествовательное изложение материала – это улучшает восприятие информации в несколько раз.
  • Принцип «повторения»: возможность проверить себя через тестовые вопросы.
  • Возможность отслеживать и контролировать свой результат.
  • Привязка прохождения курсов к показателям эффективности.
  • Невозможность «откладывать» свое обучение – это стимулирует ответственное отношение к обучению.

Интерес к обучению можно поддерживать не только KPI. Например, COMFY в этом помотает бот «Пенни», которая любит шутить и неформально общаться, напоминая о своевременном прохождении курса «учащимся».

Сделайте развитие сотрудников ценностью компании, и сотрудники будут стремиться к развитию.

О непрерывном развитии персонала в компании АЛЛО рассказала руководитель отдела оценки, обучения и развития Ирина Науменко.

Первое и главное условие для качественного и эффективного развития персонала – формировать программы в соответствии с целями бизнеса и стратегией компании. Основы для принятия решений по развитию персонала: ценности-компетенции-сервис видение.

Второе условие – связывать программы обучения с оценкой результативности и эффективности. В компании АЛЛО есть три основных направления «на любой вкус» для развития сотрудников:

  • MASTER-CLASS – это передача уникального опыта слушателям через демонстрацию успешных моделей поведения, стратегий и инструментов для решения бизнес-задач.
  • HAPPY PEOPLE – программа развития, цель которой – объединять сотрудников, предоставляя им возможность отдохнуть, интересно и с пользой для себя провести время.
  • LEADERSHIP ACADEMY – программа по развитию управленческих компетенций, обучение разработано согласно модели полного цикла формирования навыка «10%/20%/70%».

По словам Ирины, система никогда не будет работать как нужно, если это обучение ради обучения. Все сотрудники компании должны видеть, как их личный уровень развития влияет на общий результат. Также очень важно, чтобы обучение было прикладным с решением конкретных рабочих кейсов. Тогда обучение и развитие приобретает огромный смысл.

Обучение в АЛЛО всегда опирается на ключевые принципы:

  • Главный фокус – обучение и вовлечение руководителей.
  • Экспертность + Культура + Мотивация.
  • Обучение и работа – непрерывный процесс.

Задача HR и отдела обучения – вовлечь сотрудника и оставить его в компании надолго. Именно поэтому обучение должно быть ценным и для самого сотрудника – тогда его желание реализовать себя становится искренним и приносит результат.

Материал подготовила команда платформы бизнес-образования «HR бизнес-партнер»

Share on FacebookTweet about this on TwitterShare on LinkedIn

Login

Welcome! Login in to your account

Remember me Lost your password?

Lost Password