24 мая платформа бизнес-образования «HR бизнес-партнер» провела HR-тур в ритейл. Участники тура стали гостями в одних из самых молодых и динамичных компаний Украины HOP HEY и Prostor. Чем интересны эти компании HR-ам?

Условия рынка труда сегодня ставят перед ритейл компаниями как никогда серьезные вызовы – отток кадров за границу, сильная конкуренция, новое поколение рабочей силы. Все это заставляет искать нестандартные подходы к привлечению, удержанию и мотивации персонала.

В HOP HEY этот вопрос решают с помощью современных методов. В первую очередь потому, что практически 100% торгового персонала компании – представители поколения У, которым очень важно, чтобы работа была интересной и с вызовом. Как обеспечить «интересную» составляющую в работе, если одним из самых важных требований к персоналу в HOP HEY является соблюдение стандартов обслуживания? При этом важно, чтобы стандарты выполнялись не «из-под палки», а с удовольствием. Чтобы решить эту непростую задачу, HR-команда компании пошла по принципу прозрачности, справедливости и вовлечения. Каждый месяц продавцы оцениваются по стандартам. При этом обязательное условие – регулярная обратная связь, совместный поиск решений в сложных случаях, поддержка в работе над ошибками. Елена Строгова, директор по персоналу компании HOP HEY, утверждает: «Если вы не способны давать регулярную обратную связь по оценке, если вы не можете помочь понять и исправить ошибки, направить сотрудника, то такая оценка неэффективна и бессмысленна. И стандарты также перестанут работать».

Для повышения эффективности продавцов в компании используют инструменты геймификации. Командой HR во главе с руководителем направлений коммуникации и дистанционного обучения Сергеем Иванишкиным была разработана мотивационная программа на основе игры.

Сергей утверждает, что среди нового поколения нет ни одного человека, который бы не пробовал играть в разные варианты компьютерных игр. Именно поэтому геймификация стала тем ключиком, который позволил найти подход к продавцам. Итоговая вовлеченность в игру – 96-98%. Ежедневные достижения продавцов на работе помогали им переходить на новый уровень игры и получать баллы, которые впоследствии были «обменены» на ценные призы. Интересно, что после внедренной игры для торгово-оперативного персонала такую же игру захотели пройти и менеджеры.

После знакомства с компанией HOP HEY участники тура отправились в Prostor. Марина Пряникова, директор по персоналу компании, считает, что «HR должен быть не ради HR, а ради бизнеса», он не должен действовать «безосновательно», полагаясь на интуицию. На встрече участники познакомились с кейсами компании Prostor и узнали, как принимать эффективные решения, основываясь на анализе данных.

Один из наиболее актуальных кейсов для компании – привлечение и удержание персонала. В Prostor внедрены стандарты обслуживания и существуют определенные требования к продавцам. Поэтому важно решить две задачи – привлечь персонал, соответствующий требованиям, и сделать так, чтобы сотрудники были заинтересованы в работе. Стоит также учесть, что основная часть торгового персонала компании Prostor – женщины, а они требуют особого подхода к мотивации. Именно поэтому в компании внедрили систему, которая с одной стороны обеспечивает стабильность, а с другой – возможность карьерного роста и влияния на свой доход. Система отвечает 4 основным критериям: выгодное обучение; понятные правила карьерного роста; прозрачная и справедливая система оценки и оплаты труда; возможность заработать больше.

Два ключевых инструмента, которые позволили внедрить такую систему – грейды и прогрессивная мотивационная шкала. Кроме этого, обязательным элементом развития персонала является регулярная обратная связь. Благодаря такому подходу компании удалось снизить текучесть персонала и повысить уровень вовлеченности.

Тур проходил в формате живого общения со спикерами. Благодаря этому участники получили ответы на наиболее интересные и актуальные вопросы.

Александра Колесник, основатель платформы образования «HR бизнес-партнер»