Ко мне иногда обращаются знакомые и бывшие коллеги с просьбой помочь трудоустроиться. Одна из таких историй и стала поводом для написания статьи. Позвонила одна из прежних коллег и попросила о консультации. Вернее, ей хотелось выговориться.

«Ухожу из компании. Надоело. Из кризиса в кризис – только добавляют обязанности. Раньше хоть немного денег добавляли за тех, кто ушел или кого сократили, а в последнее время вообще – только грузят да грузят. Я даже перестала спрашивать – когда свое буду успевать делать. Муж бурчит, дочка вообще только мою спину у компа видит. Отпуск уже который год – в обнимку с любимой работой. Все, хватит!».

Я поинтересовалась у знакомой, назовем ее Лада, что же стало последней каплей – ведь очевидно, что недовольство соответствием объемов работы и оплатой за них копилось давно. Оказалось, что руководство пообещало ей в помощь коллегу из декретного отпуска. Новых людей не дадут – денег нет, но коллега должна помочь. Правда, выхода коллеги надо было ждать до конца года…

«Но сил больше не было. Я позвонила Яне (коллеге, находящейся в декрете) и спросила, сможет ли она выйти раньше. Она попросила несколько дней на уточнение оргвопросов. А вчера Яна позвонила и спросила, точно ли я знаю, что ей можно выйти раньше. Оказалось, что она созвонилась с нашей руководительницей и спросила, если она выйдет раньше, когда ей можно будет приступать к работе. И получила неожиданный для нас обеих ответ – выходить пока не надо, на фирме нет денег на зарплату, даже на полставки. Да и работы немного, пока справляются. Представляешь, они справляются!» – с горечью заявила Лада. – «Пока я кончаюсь на этой работе, они справляются.  Я поговорила с мужем, и мы решили, что я уволюсь, здоровье дороже. Знаю, что работы сейчас мало, но спешить не буду – буду искать потихоньку подходящее место. Посижу, отдохну, позанимаюсь с малой, а осенью буду активно искать работу. Помоги мне только с резюме, пожалуйста. Я давно работу не искала, уж и забыла, как это делается.  И, знаешь, что самое обидное – когда я пришла заявление писать – начальство мое как подменили. Пока я бегала, унижалась, доплаты за сверхурочные безуспешно выплакивала – словно и не было меня. А теперь все такие внимательные да вежливые – остаться уговаривают, деньги обещают, помощников. А мне противно».

И я задумалась. За последние годы это не первая история такого рода. Я знаю Ладу и понимаю, что такой трудолюбивый и ответственный сотрудник как она, не пропадет в любой компании. И что компания без нее будет в сложной ситуации. Самое обидное, что таких Лад в последнее время становится больше. Компании активно сокращают персонал и перемещают нагрузку на оставшихся сотрудников, на тех, кто тянет.

И вот тут-то и начинается главное искушение работодателей – дать исполнительным и нескандальным сотрудникам максимальную нагрузку. Потом добавить еще немножко. Уговорить, уломать, попросить, запугать, пообещать и не выполнить или выполнить, но не полностью. И в силу разных причин навьюченный должностными обязанностями сотрудник, словно муравей, продолжает успешно трудиться. Какой ценой – со стороны не всегда видно. Иногда кажется, как в цирке, что самые головокружительные трюки исполняются с волшебной легкостью. И у руководителя складывается обманчивое впечатление,  что работы не так уж и много, она легкая – сотрудник-то справляется. А сотрудник, в свою очередь, из любви к компании, боясь потерять работу и перечить руководству, тихонько тащит растущий воз обязанностей. Пока не наступает час «Ч», когда «великий немой», этот безгласный сотрудник, не покидает компанию. И работодатель с удивлением узнает, что вместо тихони Лады требуется взять двух, а то и трех специалистов на  совсем другие оклады, терпеть их ошибки на испытательном сроке, может, даже сделать замену, если подбор сделали неудачно… А все это  потеря продуктивности, соответственно, деньги, время, прибыль компании в конце концов. Неужели было так сложно подумать об этом раньше? Возможно ли преодолеть искушение работодателя?

Я думаю, нет, я знаю, что это возможно. Я знаю компании и руководителей, которые четко просчитывают загруженность сотрудников и стараются давать в среднем не больше 80% загрузки для фронт-работ и 95% для офисной деятельности. Эти руководители понимают, что эмоционально перегоревший сотрудник способен натворить таких убытков, которые могут перечеркнуть всю его успешную деятельность. Или просто выполнять только ту работу, за которую спрашивают или результат которой требуют. В одной из крупных компаний выяснилось, что сотрудники департамента по документообороту, изрядно прореженные в кризис, выполняли только текущую работу по вводу информации в систему и совершенно запустили архив. Для того, чтобы привести в порядок документы, пришлось потратить много времени и даже привлечь дополнительных сотрудников.

Мне возразят – а где взять на это денег? Да, с деньгами сейчас сложно. Но не все упирается в деньги. Иногда, чтобы снять часть обязанностей с перегруженного сотрудника, достаточно автоматизировать некоторый участок работ – до которого раньше не доходили руки. Или пригласить на стажировку студентов – есть варианты краткосрочных бесплатных стажировок или небольшая стипендия тем, кто проявил себя как настоящий специалист. Можно на сдельную почасовую оплату или, если возможен удаленный вариант, брать молодых мам тоже на скромные деньги. Как правило, такие затраты все же меньше суммы, в которую выливается уход трудолюбивого тихони.

Но для этого нужно понимание руководителем загруженности и возможностей сотрудников. Иногда руководителю можно просить коллег о взаимовыручке или передавать им часть обязанностей. Но и этим нельзя злоупотреблять – ведь тогда перегруженными могут стать другие сотрудники. Чтобы избежать таких пиковых нагрузок, нужно четко контролировать ключевые показатели эффективности основных бизнес-процессов в подразделении и понимать, чем и когда можно поступиться, что можно делать в сокращенном варианте или в электронной форме.

Порой руководителю эмоционально выгоднее поиграть в неведение, сделать вид, что ничего особенного не происходит – просто все работают. И тогда трудяге становится стыдно – работают все, а ему, мол, нужнее всех повышение зарплаты, доплата за совмещение двух-трех должностей или просто передача части обязанностей. Или как он может требовать денег у родной компании, когда всем сложно? Такой раздрай приводит к тому, что сотрудник, мучаясь сомнениями, может допускать ошибки или уходить в эмоциональные проблемы, заканчивающиеся психосоматическими заболеваниями. Зачастую такие труженики, уйдя из компании, если они сразу не погружаются в работу на другой компании, вынуждены тратить длительное время и средства на восстановление сил и душевного здоровья.  И у меня есть большие сомнения, что на следующем месте работы они будут, как Данко, героически трудиться. Нет, старательность и трудолюбие у них не отнимут никакие передряги, но доверие к работодателю и самоотречение – штука трудновосстановимая.

А вы согласны со мной?

 Татьяна Пашкина

 Комментарии экспертов:

Я думаю, что сознательное отношение к работе, и со стороны руководителя (особенно!), и со стороны сотрудника, это профилактика таких ситуаций.

Если руководитель отдела внимательно относится к подчинённым, знает функционал и нормы нагрузки, а не играет в «ежика в тумане» с бизнес-процессами, или не манипулирует сознательно, то «неожиданное» увольнение перегруженного работника не случится.

И что мешает сознательному сотруднику, уважающему свой вклад в общее дело, вовремя оценить «сверх-норму» и дать руководителю обратную связь? Вместе всегда можно найти решение проблемы.

В практике, конечно, бывают ситуации, когда мы просим сотрудников работать за двоих, но при этом честно обсуждаем причины этому, сроки, ресурсы и помощь со стороны остальной команды. Сейчас многие компании переживают не лучшие времена, главное взаимно сохранять лицо и доверие.

Яна Шевченко,

 HR-менеджер

представительства UPECO в Украине

Оценивая ситуацию, описанную в статье, постараюсь быть максимально объективной как в отношении работодателей, так и работников.

Уважаемые работодатели, прежде чем «рубить сплеча» и увольнять 15% сотрудников просто потому, что нужно сократить 15% расходов:

  • проведите аудит всех бизнес-процессов
  • выявите производственные процессы, на которых недопустимо сокращение
  • забудьте о любимой фразе работодателей, что «незаменимых сотрудников не бывает». Конечно, не бывает, но сколько для будет стоить для вас и вашей компании такая замена?
  • не забывайте о кадровом резерве. Работа компании не должна останавливаться по причине ухода того или иного сотрудника.
  • выделите ключевых сотрудников, без которых компании действительно будет тяжело (принцип Паретто применим и в этом случае, «20% сотрудников делают 80% всей работы компании»)
  • перераспределите работу внутри компании
  • переведите людей на другие участки работы (горизонтальное развитие)
  • если объем работы не спадает, в первую очередь сокращайте административные расходы, и только потом «трогайте» з/п сотрудников либо говорите об их сокращении.

Сотрудникам же можно посоветовать всегда помнить об уважении к себе.  Если вы будете ценить себя, коллеги и руководство также будут уважать ваш труд. Как бы вы не боялись потерять работу, опасность потерять здоровье на работе — намного хуже. Поэтому:

  • не бойтесь отстаивать свои права, оговаривать оплату за внеурочное время, просить дополнительные дни отпуска/ работу в выходные дни
  • узнайте, ищут ли замену на место уволившегося (уволенного) сотрудника
  • чётко определите с руководителем период, на который вам необходимо выполнять дополнительную работу
  • параллельно анализируйте рынок, востребованы ли специалисты вашего уровня. Сможете ли вы найти работу, если уволитесь? (вполне нормальная мысль «зачем мне бросать насиженное место, а, может, я никому не нужен буду и лучше перетерпеть?»)
  • приведите в порядок своё резюме
  • подумайте, нравится ли вам ваша компания, ваше место работы? Ведь многие ради любимой работы ещё и не то готовы терпеть.

Резюмируя, хочу сказать главное. Кризисное время расставляет все точки над «і». Обанкротившийся работодатель может стать работником, а уволенный успешный работник, наоборот, — работодателем. Всем нам хочу пожелать учиться цивилизованным и правовым отношениям на рынке труда.

Наталья Собчук

HR&Administrative Director

 DOPOMOGA Ukraine

Как хочется, чтобы все отношения с работодателями были идеальными и справедливыми. Но не зря часто используют образ пазла, который переносит смысл, что мы если соединяемся, то кроме ровных краев часто сочетаемся и кривыми тоже. Сказать СТОП! работодателю, который перегружает по своей субъективной оценке или найти другого, построить карьеру так, чтобы быть востребованным специалистом на рынке или конкурентным в большинстве конкурсов – выбор и ответственность каждого.

Единственное, что важно порекомендовать –  если Вы, как и героиня, столкнулись с таким опытом – задайте себе один волшебный коучинговый вопрос – Что я хочу вместо этого? Ответ напишите в 3-7 пунктах. Дальше виденье цели, возможно, обучение, а, может, правильно созданное резюме приведут Вас к работе, которая радует. С благодарностью  к прошлому работодателю и уверенностью в успешном сотрудничестве с новым!

Успехов и достижений!

Елена Штефиенко

Рекрутинговое агентство “Team Staff”

В нынешнее, не совсем простое время для бизнеса, вопрос оптимизации человеческих ресурсов стоит на первом месте. Все чаще  работодатели почему-то забывают, что именно благодаря их сотрудникам бизнес растет и развивается. Вы скажете, что это не так! Что все зависит от клиентов и их вложений. Давайте тогда разберемся, так ли это.

Возьмем, к примеру, рекламный бизнес. Вся коммуникация с клиентами идет через эккаунт- менеджеров. Именно они являются связующим звеном между клиентом и агентством. Через них проходят все запросы и пожелания, они обрабатывают бриф и собирают необходимую информацию со всех отделов для формирования финального предложения. Если сотрудник будет перегружен работой, это чревато ошибками и агрессией, которая может проявиться не только внутри коллектива, но и на клиента. От эмоционального выгорания страдает не только специалист, но и ваши отношения с клиентами.

Конечно, для некоторых компаний сокращение персонала бывает неизбежным. Функционал сокращенного сотрудника ложится на плечи остальных ребят или кого-то одного. Здесь есть один важный момент: поставьте себя на место подчиненных. Если у вас нет возможности вместе с увеличением нагрузки увеличить хоть немного заработную плату, найдите другие способы вознаграждения. В виде компенсации могут быть отгулы, оплата по бартеру семинара, конференции, несколько оплачиваемых дней к отпуску, премия, гибкий график, дни, когда можно удаленно работать из дому. Это тоже расходы, но дешевле, чем платить ежемесячную зарплату. Таким образом, сотрудник почувствует, что вы не считаете его обычной рабочей силой, а цените его преданность компании и профессионализм. Нельзя просто нагрузить человека дополнительной работой и ничего взамен не дать. Запугивания увольнением и унижением, что замену всегда найти просто, ни к чему хорошему не приведут. Они только демотивируют. Всегда оставайтесь человеком! Мир тесен и ваш подчиненный когда-то может брать на работу вас. И тогда уже от него будет зависеть ваш дальнейший путь развития.

Перед тем, как распределить функционал, подумайте не только о профессионализме сотрудника, на чьи плечи вы хотите положить новые задачи, а и на его загрузку. Легче доучить сотрудника с меньшим опытом, чем исправлять ошибки после слишком загруженного специалиста. Последний из-за больших объемов не будет успевать ни свою работу, ни новую. Будет стараться сделать все хоть как-то, а в итоге ничего до конца на все 100% довести не сможет. Объясните сотрудникам, почему возникла такая ситуация, почему нет другого выхода, кроме сокращения штата. Снимите стресс, успокойте команду. После первого сокращения каждый думает, что он следующий. Люди начинают искать новое место работы и уже не думают о своих нынешних задачах.

В любой другой отрасли ситуация аналогична. Торговый представитель, который не чувствует свою ценность для компании никогда не будет стараться продать продукцию покупателям. Он не будет с огнем в глазах рекламировать ваш бренд. Ведь люди чувствуют, говорите вы искренне или нет. Верите ли вы в то, о чем говорите. Многие из нас часто сталкивались с ситуацией, когда мы спрашиваем у продавца, что из представленного товара он может нам порекомендовать, а он не мог толком объяснить, чем одна бутылка вина отличается от другой, почему эта марка косметики стоит дороже, чем остальные, почему именно эта стиральная машинка самая экономная. Разве мы захотим прийти в этот магазин еще раз? Или все-таки пойдем туда, где нас встретят с улыбкой и смогут с легкостью рассказать необходимую информацию, дадут протестировать продукт, найдут самую свежую помаду и т.д.

Дорогие работодатели, ваши доходы зависят именно от таких простых людей. Они влияют на потребителя и его желание приобрести ваш товар. Не забывайте об этом! Тогда любой кризис вам не страшен!

Алена Дураева

Senior HR Manager

Dentsu Aegis Network Ukraine