Управление человеческими ресурсами – это комплекс мероприятий по управлению персоналом предприятия. Целью этих мероприятий, включающих поиск вышеупомянутого персонала, его адаптацию, развитие, мотивацию и т.д., является достижение целей конкретного бизнеса.

Т.е. HR-служба, партнер, generalist или, проще говоря, менеджеры по персоналу должны обеспечить компанию именно таким ресурсом, который создаст ей на рынке конкурентное преимущество и позволит достичь своих целей.

Для одной компании целью может быть лидерство в отрасли, для другой – достижение определенных финансовых показателей и т.д. Но, в любом случае, вне зависимости от целей компании, ее стратегия должна опираться на качество и потенциал персонала. И главная задача HR-ов – это принимать активное участие в бизнес-активности, убеждать управленцев в реальности картины, инициировать мероприятия по движению навстречу друг другу. Иначе будет как в басне «Лебедь, рак и щука» – эйчар, бизнес, персонал движутся в разные стороны.

Все чаще не только эйчары, но и собственники бизнеса убеждаются и говорят о том, что сегодня на первое место выходит потребность любого бизнеса в работе слаженной команды, которая развивается, растет, доверяет и поддерживает друг друга в процессе достижения общих целей. Уже не столь важно иметь «звездных специалистов», сколь важнее иметь «звездную команду». Недавно, проходя обучение по Project Management в I Coworking Hub, и участвуя в воркшопе, я отметила, что работа слаженной команды, сообща, приводит к лучшим результатам, пусть не всегда невероятно высоким, но в контексте длительной перспективы – стабильно растущим и более попадающим в цель, соответствующим прогнозам.

И тут главное определиться, чего собственники бизнеса хотят – сиюминутных высоких результатов или же растущих и сохраняющих свои позиции в долгосрочной перспективе более умеренных достижений.

И если выбор для вас очевиден, и вы готовы работать над созданием команды и квалифицированного, корпоративно ориентированного персонала, то как раз эйчар станет для вас проводником, надежным помощником и советчиком, при условии, конечно, что данную позицию занимает «правильный» человек.

Так чему же учиться эйчару, чтобы результаты его труда были полезны и ценились бизнесом?

Стратегии.

На мой взгляд, эйчар компании должен принимать активное участие в стратегическом планировании – чтобы высокие устремления и полет фантазии собственников не расходились с реальными возможностями, знаниями, опытом и навыками персонала. Для этого необходимо развивать навыки стратегического планирования не только в рамках эйчар-процессов, но и в масштабах бизнеса, жизни вообще. В настоящий момент образовательное сообщество может предложить достойный контент в этом направлении, так что осталось только осознать данную потребность и – вперед!

Дизайн-мышлению.

Это метод разработки продуктов, сервисов или услуг, ориентированных на пользователя. Дизайн – это решение проблемы, дизайнер – тот, кто решает эту проблему. Для чего все это эйчару, спросите вы? Разве это не дело концептологов, разработчиков, конструкторов, технологов, собственников, в конце концов? Безусловно, все вышеперечисленные специалисты участвуют в разработке, тестировании и создании продуктов бизнеса! Но бывает так: хороший продукт, хороший персонал, хорошая компания, а прибыли нет. Кто виноват и что делать? Поэтому я считаю важным участие эйчара в процессе разработки идеи и создании продукта или услуг. Анализ потребности конечного потребителя, сопоставление его нужд и проблем, которые стремится решить компания, создавая свои продукты и услуги, должны оцениваться в дальнейшем с точки зрения технической, финансовой и ресурсной возможности. А кто, как не эйчар, сможет вовремя донести информацию разработчикам новых идей о, например, отсутствии нужных специалистов в компании, о сроках их поиска или обучения существующих сотрудников. Ведь все это сэкономит средства, ресурсы на разработку, возможно, преждевременного для компании продукта или даст нужную информацию о сроках вывода продукта на рынок. В моей практике был случай вывода на рынок продукта собственником, наобум, без стратегии, четкого плана или анализа существующих ресурсов, в том числе того, который будет его сопровождать, а, главное, сможет вывести продукт на рынок. Результатом стала пустая трата финансов на материалы, разработку тестовых образцов, маркетинг, оптимизацию персонала – и всего несколько продаж за три года. Поэтому я считаю, что эйчарам не помешает осваивать новые веяния и технологии, так они смогут стать дополнительной страховкой для бизнеса в вопросе учтенности всех вариантов и возможностей. Эйчары не меньше других заняты поиском решений и разработкой новых технологий в управлении персоналом компании. К счастью, учиться дизайн-мышлению также есть где: в Украине – в Днепре, Киеве, в США – Оксфорде – альма-матер данного направления. Существует достаточно информации в свободном доступе в сети.

Расширению кругозора.

Среди многих кандидатов и топов бытует мнение о том, что эйчары мало знают бизнес вообще, как он устроен, какие взаимосвязи между персоналом и его результативностью или бизнес-процессами, что эйчары не владеют информацией о состоянии рынка, отрасли и экономической ситуации региона, страны, слабо представляют себе то, как и какие события способны повлиять на бизнес их компании завтра или уже сегодня! Увы, иногда они правы. Это говорит о том, что эйчарам, для того, чтобы держать руку на пульсе и быть в состоянии предлагать актуальные идеи, мероприятия или совершать действия по усилению, сохранению или оптимизации бизнеса, необходимо выходить за рамки управления персоналом и смотреть шире на мир и происходящие в нем экономические, культурные и другие события. Получая, наблюдая, выискивая новости – эйчары смогут быть гибкими, своевременно реагировать на изменения и даже приносить идеи по развитию бизнеса или созданию продуктов и услуг.

Разве не это счастье развития для себя и своей компании? Это также способ завоевать уважение руководителей других направлений компании, которые перестанут смотреть на вас, как на массовика-затейника и организатора корпоративных праздников, изредка нанимающего персонал. Для расширения кругозора подходит все: фейсбук, новости в сети и на профильных порталах, реклама, профессиональные журналы и т.д., главное – выбрать удобный и полезный именно для вас канал. Лично я в восторге от бизнес-завтраков, мероприятий, набирающих свою популярность. Там можно встретить представителей малого и среднего бизнеса, профессионалов и экспертов, даже найти кандидатов! А главное, эти мероприятия дадут вам представление об актуальных задачах и проблематике бизнеса, о способах решения конкретных ситуаций и ресурсах, помогающих компаниям выходить из кризисов или становиться успешными. Убеждена, что после посещения таких мероприятий у вас появятся вдохновение и новые идеи.

Управлению проектами.

Project management уверенно входит в практику ведения бизнеса не только в ИТ-компаниях, уже видны первые успехи именно такого подхода к управлению продуктом, процессом в производственных и торговых компаниях, даже некоторые юридические и консалтинговые компании начинают перенимать опыт ИТ. В Украине есть образовательные Хабы и Коворкинги, предоставляющие как привычные курсы, так и он-лайн обучение всем желающим. Для чего это эйчару? Деятельность компании часто трансформируется, операционные процессы понятны и прописаны, как вдруг требуется выполнение разового, но весьма выгодного для компании заказа, проекта.

Что делать, как организовать рабочую группу, команду, кого назначить ответственным, какие средства коммуникаций и контроля выбрать, как не перегрузить информацией и в тоже время обучить и перестроить всех участников нового проекта, как мотивировать? Это только вершина айсберга вопросов. Как правило, обучением в компании занимается эйчар-отдел. Без соответствующих знаний, он не сможет быть полезен в данном случае своей компании. Кроме того, отдельные элементы и технологии управления проектами можно применять и в операционной деятельности предприятия, это даст вам конкурентное преимущество, сделает вашу компанию инновационной, и улучшит показатели работы. Управление проектами – это не только технология реализации заказа, это еще и знания по управлению собой и командой, это навыки тайм-менеджмента, лайфхаки и опыт гуру в своем деле – тьюторов, спикеров и лекторов, ваших сокурсников! Это бесценный опыт, новые знания и возможности!

Управлению командой, развитию личностных качеств персонала, работе с эмоциональным интеллектом.

Любимое. Как я уже говорила в начале статьи, сегодня основным конкурентным преимуществом становится сплоченная работа команды, где каждый ее представитель развивается и, тем самым, развивает коллег. Где царит синергия, взаимопонимание и желание расти сообща, объединенное общими целями. Управлять командой топов – это, пожалуй, один самых серьезных вызовов для эйчара. Как найти подход к каждому, не растеряв общности целей? Как стать для них экспертом и помощником? Как увлечь их идеей вовлеченности и взаимодействия? Вот те вопросы, на которые стоит искать ответы, развиваться, получать новые знания, обмениваться опытом с коллегами. Во многих компаниях работает процесс обучения, но чаще всего мы учим персонал тому, как продавать или повышать свою производительность или эффективность. Давайте учить сотрудников наших компаний понимать и развивать свои личностные качества, чтобы выиграли все участники процесса – компания, персонал, их родные и близкие! О работе же с эмоциональным интеллектом, уверена, слышали все. Но все ли мы всерьез задумываемся о том, что услышанные или узнанные нами правила и упражнения нужно применять, как много работаем мы над этим? Понимаем ли мы взаимосвязи между нашим успехом, атмосферой в команде и уровнем удовлетворенности собой, своими результатами и результатами своей команды и эмоциональным интеллектом? Способность разделять эмоции, владеть собой и понимать, что и в каких ситуациях движет нами и не поддаваться этому воздействию – также является конкурентным преимуществом отдельного человека, команды, компании.

И, как сказала одна моя коллега недавно, мы должны проводить постоянную работу над собой вчерашними, чтобы быть лучше, мудрее, сильнее, успешнее! Не могу не согласиться с ней! А что скажете вы, мои коллеги и единомышленники, чему еще стоит учиться нам, эйчарам?

С вдохновением и предвкушением интереснейшей дискуссии,

Юлия Истапенко,

HR-эксперт.

 

 

Дискуссия от экспертов:

Статья отличная, тема горячая и интересная, спасибо автору.

Можно до бесконечности перечислять навыки, которыми должен обладать HR-менеджер: планирование и прогнозирование, управление талантами, стратегическое партнёрство, умение разбираться в бизнесе, коммуникации, управление временем и прочая, и прочая. Всё это, безусловно, важные качества для любого HR-менеджера. Но! я предлагаю сфокусироваться лишь на трех умениях, которые помогут всё перечисленное сделать по-настоящему работающим.

Первое – это простота. С каждым днем HR-служба обрастает новыми подходами и процессами. Нам всем не нравятся сложные системы – забирают время, деньги, долго учиться, внедрять, вникать, человеческий мозг активно игнорирует все, что ему чуждо. Поэтому главная мысль, которую должен транслировать HR-менеджер – всегда выделять лишь самую главную, самую важную информацию, постоянно спрашивать себя – какую проблему я сейчас решаю. Работать именно с ней, оперировать к ней, искать простые подходы, отбрасывать неработающие системы, которые выполняются для галочки, тянут компанию на дно. Есть одна интересная теория – теория ограничений Голдратта. По этому поводу у него есть замечательное эссе: все законы одинаковы, как для природы, так и для бизнеса, и жизни. Так вот, один из первых его законов говорит о том, что всё, что вокруг нас и внутри нас, устроено очень просто. Правильный HR должен учиться простоте.

Второе – это геймификация или же игрофикация. Почему геймификация? – Да потому что она родом из детства, всё это есть у каждого из нас, лежит на поверхности. Каждый, буквально каждый сотрудник, в той или иной степени хочет признания, вознаграждения, статуса, интереса к тому, что он делает, развития. Всё это возможно внедрить простым и интересным путем – через игру. Важно отметить, что геймификация – это не бейджи, и даже не баллы, а позитивный опыт сотрудника при взаимодействии с процедурами и процессами компании. «Относись к работе, как к игре. И тебе никогда не придется жаловаться на трудную работу». Правильный HR учится играть вместе со своими сотрудниками.

Третье – это умение считать буквально все. Считать бюджет, затраты, ROI, количество печенек для мероприятий, текучесть, потери, оценивать альтернативы, оптимизировать бюджеты. Не обязательно иметь финансовое образование, но обязательно после каждого внедренного процесса, процедуры, мероприятия, события, считать и планировать. HR-менеджер просто обязан знать, как любые его решения и внедрения отзовутся на финансовых показателях компании. Без положительного влияния на финансовые результаты, даже такие важные процессы как вовлеченность, лояльность, мотивация, деятельность HR-а не имеет никакого смысла. Правильный HR – математик, пусть и глубоко в душе.

Наталья Клименко,

HR Business Partner

:codica

Народная мудрость гласит «Век живи и век учись!» Никогда не стоит останавливаться на достигнутом, движение это жизнь! А тем более, если твоя работа связана напрямую с управлением персонала.  В нынешнем веке пришло время ломать стереотип, что HR-специалист  – исполнитель/массовик затейник. Сейчас у нас новая роль – роль консультанта. И для того, чтоб быть успешным, необходимо однозначно принимать и использовать лучшие практики. Как уже подчеркнул автор, источников для этого множество, главное знать, что искать. И тогда роль HR в бизнесе однозначно станет тем ключевым звеном, которое сможет замкнуть на себе все бизнес процессы компании, и позволит формировать именно ту «звёздную команду», которая станет максимально эффективной для достижения целей!

Савченко Анна

Старший консультант

 АНКОР