Казалось бы, здоровье сотрудников – их личное дело, и работодателя не должен заботить этот вопрос. Почему же множество компаний считает нужным вкладывать время и деньги в то, чтобы помогать работникам сохранить столь ценный ресурс?

Мы предлагаем десять простых способов позаботиться о здоровье своих людей, а чтобы не быть голословными – и примерные бюджеты таких инициатив. Рассматривать дорогие страховые программы и организацию собственного спортивного зала не станем – такой размах не для всех. Но постараемся убедиться: при вдумчивом подходе Health Management – это не бессмысленные траты, а продуманные и доступные большинству инвестиции.

 Дым рассеялся

Оказывается, с опаской выглядывать из-за угла, чтобы вовремя заметить директора, могут не только курящие старшеклассники, но и сотрудники уважаемых компаний. Конечно, запретить взрослому человеку жить с дымком не может никто – ни словесно, ни тем более с помощью штрафов. Хотя некоторыми работодателями эта привычка не приветствуется, и даже в вакансиях нередко фигурирует требование «Некурящий» (не будем вникать в вопрос законности). Многие компании поступают мудрее – плод не услащается запретом, но людям ненавязчиво и планомерно объясняются риски. Инструментов множество:

  • Постеры и рассылки с инфографикой о вреде курения. Из плюсов – невысокая стоимость или даже отсутствие затрат, но и эффективность – не выше, чем угроза «Минздрав предупреждает!» на пачке сигарет. Стоимость одного большого цветного постера не превышает 200 грн.
  • Выплата бонусов некурящим сотрудникам. Некоторые компании предлагают выплаты премий в размере 5-10 % тем, кто не тратит время на перекуры. Именно так, по принципу пряника, а не кнута (штраф курящим).
  • Выплата денежного вознаграждения сотрудникам, бросившим курить. Так, в одной крупной производственной компании работникам, которые поддержали акцию по отказу от вредной привычки, по истечении шести месяцев выплачивалась денежная премия в несколько тысяч гривен. Решение принималось после медицинского обследования, которое подтверждало отсутствие в организме продуктов курения.
  • Проведение в офисе семинара для тех, кто желает отказаться от нездоровой привычки. Например, можно пригласить в компанию врача – онколога, кардиолога или пульмонолога. Главное – выбрать доктора, который сможет подать информацию ярко и доходчиво: после нотации желание затянуться сигаретой может возникнуть даже у ярых антитабачников.

Доктор в офис

Наш человек по врачам не ходит: болезни или сами проходят, или вообще не лечатся. А если серьезно – уровень обнаружения заболеваний на ранних стадиях в Украине действительно критически низок. Но если пациент не идет к врачу, компании ломают систему – приглашают врачей в офис. Это могут быть любые специалисты – терапевты, кардиологи, вертебрологи, эндокринологи, диетологи, маммологи… Сотрудникам предлагается возможность пройти УЗИ-обследование, флюорографию, ЭКГ. При этом люди не тратят время на простаивание в очередях и получают шанс уделить внимание проблемам со здоровьем.

Иногда достаточно предложить сотрудникам даже не оплату медицинской услуги, а только ее организацию в офисе. Например, одна консалтинговая компания предложила посещение массажей на территории работодателя, и людьми эта идея была воспринята «на ура»: такая практика стала регулярной.

Экспресс-фитнес

Низкий уровень физической активности – проблема львиной доли белых воротничков. Мотивировать себя заниматься спортом после работы может далеко не каждый. Именно поэтому некоторые компании предлагают своим сотрудникам альтернативу – фитнес, пилатес или йога прямо в офисе, возле рабочих столов. Например, чтобы организовать фитнес-ланч (корпоративный фитнес, корпоративные тренировки), можно уделять этому часть обеденного перерыва. По мнению тренеров, занятие проходит комфортно, если группа не слишком велика – до 10 человек. Стоимость услуг тренера – от 400 грн за занятие.

Более того, сегодня сложно найти коллектив, в котором нет ни одного инструктора, тренера или просто опытного ценителя фитнеса, и если самоорганизоваться, такие спортивные активности можно проводить совершенно бесплатно. В Сети представлено множество комплексов упражнений, которые можно выполнять прямо возле любимого офисного стула.

Строить глазки

Проблемы со зрением – еще одна популярная издержка офисных профессий. Для профилактики можно организовать несложные, но достаточно эффективные мероприятия. Например – распечатать схему гимнастики для глаз, которую рекомендуется проводить несколько раз в день, и развесить перед всеми рабочими местами. Только желательно назначить в каждой команде «ответственного за зрение», который способен несколько раз в день напомнить коллегам о необходимости отвлечься на минутку. Кстати, с помощью этих же примитивных напоминалок можно фиксировать внимание сотрудников и на том, как правильно сидеть, разминать руки и ноги, делать упражнения для профилактики болевых ощущений шеи и спины.

Цена вопроса в копицентре – примерно 70 грн за 100 листов.

Полезные вкусности

Компании часто предлагают своим сотрудникам съестные бонусы – кофе, пончики и шоколадные батончики, которыми могут полакомиться офисные сластены. Некоторые же работодатели решили сделать такие перекусы еще и здоровыми – фруктовые и овощные нарезки, ягоды и фреши вместо сладкой газировки. Стоимость такой инициативы зависит от количества сотрудников и их предпочтений: за килограмм апельсинов компания заплатит 30 грн, а вот если рекрутеров угораздило набрать в штат любителей манго – в шесть раз больше.

Все на стадион

Включить в компенсационный пакет сотрудников полную или частичную оплату занятий в тренажерном зале, спортивной секции или бассейне могут не все работодатели. А вот время от времени организовать турнир по футболу или пейнтболу, забег или велосипедный день, в рамках своей организации или присоединившись к массовым мероприятиям, решаются многие. Стоимость зависит от размаха – можно снять стадион и пригласить на закрытие турнира рок-группу, а можно потратиться на несколько ящиков минеральной воды, бумажные стаканчики и благотворительные взносы, если они предусмотрены организатором.

Есть и компании, которые предлагают сотрудникам отследить свою активность с помощью шагомеров и даже устраивают соревнования с призами. Когда люди видят реальные показатели своей активности, многие открывают глаза на то, что двигаться нужно больше. Такие приложения можно устанавливать бесплатно.

Дела сердечные  

Сердечно-сосудистые заболевания – ключевая причина ухода из жизни людей в нашей стране. Оказывается, работодатель может приложить усилия не только для профилактики этих проблем у сотрудников, но и принять меры для помощи в критических состояниях на рабочих местах. Наши эксперты отметили несколько решений.

 

Комментарии эксперта

Севастюк

 Алина Севастюк, руководитель отдела по развитию бизнеса КПМГ в Украине, организатор платформы социального партнерства Hearts.in.ua

«В рамках программ заботы о здоровье сотрудников на рабочих местах работодатель может организовать множество мероприятий. Например:

  • Пригласить на лекцию для сотрудников врача-кардиолога, который расскажет о признаках инфаркта и инсульта и ключевых правилах оказания помощи в критических состояниях (с отработкой навыков на специальном манекене).
  • Приобрести для офиса или производства тонометр, предложить арендодателю в большом бизнес-центре приобрести дефибриллятор. Пригласить для инструктажа эксперта, который научит персонал правильно пользоваться этими приборами.
  • Организовать на рабочих местах скрининг – экспресс-диагностику (артериальное давление, холестерин, уровень сахара, ЭКГ и пр.).
  • Для ИТ-компаний сейчас подходящее время вовлекать сотрудников в хакатоны, посвященные здоровью: это модно и полезно. Сотрудники могут проявить свои профессиональные таланты, заняться чем-то нестандартным, принести пользу и применить новые знания в своей работе».

 ПлечистаяЕлизавета Плечистая, руководитель учебно-симуляционного центра «Добробут»

«Умение оказать первую неотложную доврачебную помощь очень важно, потому что время до приезда «скорой помощи» должно быть затрачено на то, чтобы помочь человеку. Главное – понимать, как делать это правильно, уметь распознать признаки, свидетельствующие о том, что нужно начинать сердечно-легочную реанимацию. Ведь, независимо от рода деятельности, мы всегда подвержены опасности травмы и иным неотложным состояниям. Есть разные программы такого рода – например, оказание помощи детям и взрослым, оказание помощи при ДТП, травме, основы проведения реанимационных мероприятий в случае остановки сердца… Эти тренинги пользуются популярностью среди работодателей – компании часто приглашают специалистов, чтобы наглядно продемонстрировать сотрудникам нужные навыки и научить их оказывать неотложную помощь. Цена программ варьируется: от 300 до 600 гривен с человека за курс (ориентировочно, в зависимости от длительности и содержания)».

 

Мини-«качалка»

Организовать на своей территории тренажерный зал, которому позавидуют сотрудники спецподразделений силовых структур, могут немногие работодатели. Но установить минимум приспособлений, чтобы позволить сотрудникам немного размяться, вполне реально – это требует минимум места и не так много денег. Например, некоторые компании приобретают теннисные столы (от 3000 грн) или даже турники (от 300 грн).

Волшебная аптечка

Каждая организация обязана иметь аптечку неотложной помощи – пусть не пригодится, и все лекарства будут выброшены нераспакованными после истечения сроков годности. Можно даже приобрести такую аптечку уже укомплектованной – ее стоимость от 300 грн. При этом важно:

  • Чтобы в ящике с красным крестом было все необходимое, включая перевязочные материалы (в некоторых руках даже степлер – опасное оружие), различные инструменты и вспомогательные материалы, лекарственные средства.
  • Попросить компетентного терапевта оценить содержимое аптечки на предмет адекватности и полноты. Потому что если на случай инфаркта в аптечке компании предусмотрен валидол – твердая двойка тому, кто за нее отвечает.
  • Время от времени пересматривать аптечку, чтобы проверить, не истекли ли сроки годности и не пора ли пополнить запас.

Хорошо на душе

Во множестве фирм оборудованы отдельные кабинеты, в которых сидят штатные психологи или психотерапевты. Конечно, в американском кинематографе, а не в наших широтах. Тем не менее, компании все-таки находят возможность помочь сотрудникам сохранить душевное равновесие в мире, наполненном стрессами. Например, с помощью клубов по интересам – в них могут собираться ценители интеллектуальных игр, искусства или рукоделия… Часто даже не приходится платить деньги приходящему преподавателю – достаточно знать интересы своих сотрудников и уметь находить среди них тех, кто хочет и может делиться опытом с другими. Обычно люди разделяют свои увлечения с удовольствием, проводят уроки, а компании остается закупить расходные материалы. Цена выездного мастер-класса, включая стоимость материалов, зависит от количества участников и техники, может составлять от нескольких сотен до нескольких тысяч гривен. Хотя очевидно: отвратительный корпоративный климат, в котором люди чувствуют себя несчастными, не спасет мастер-класс по квиллингу.

 

Комментарий эксперта

МетельскаяАнна Метельская, HR Group Head, LuxoftUkraine, руководитель проекта LuxGood

«Здоровые сотрудники = эффективные сотрудники. С такого девиза в апреле 2016 года в нашей компании начался проект осознанного здоровья LuxGood. Мы заботимся о своих сотрудниках и нам важно, чтобы они хорошо себя чувствовали и были полны энергии. Но люди не всегда осознают важность здоровья (и физического, и эмоционального), поэтому мы планировали вдохновить их на исследование этой темы и показать возможности сохранения здоровья даже с минимальными усилиями. Профилактика вместо лечения, предотвращение стрессов и «выгорания», здоровое питание – вот только несколько тем этого долгосрочного курса. С помощью LuxGood ИТ-специалисты всех украинских локаций (Киев, Одесса, Днепр) и некоторых иностранных офисов получают ценную информацию каждую неделю. Мы используем системный подход – в календарном плане зафиксированы ежемесячные мероприятия по разным темам (здоровье сердца, спины, кожи, здоровое питание, эмоциональное здоровье, здоровый сон и др.). Используем разнообразные форматы – встречи с докторами, диагностика, мастер-классы, спортивные мероприятия (забеги, футбольные, теннисные и шахматные турниры). Благодаря LuxGood наши ИТ-специалисты добились отличных результатов: многие бросили курить в месяц отказа от курения, начали больше двигаться, участвуя в челлендже от Endomondo, обратились к доктору-вертебрологу и наконец-то проверили свою спину, стали осознанно питаться и поменяли свой рацион, уделили внимание сердцу. Есть даже такие сотрудники, которые особенно вдохновились идеей и провели для коллег встречи, делясь своим опытом ЗОЖника. За такое короткое время мы успели провести два корпоративных Дня донора, сдали более 30 литров крови и помогли спасти больше 200 жизней. Мы искренне верим, и этому есть подтверждения в отзывах коллег, что такая программа необходима в компании. И мы будем продолжать укреплять свое здоровье, чтобы быть более гармоничными – иметь не только хорошие результаты в бизнесе, а и превосходно себя чувствовать».

 

Кто в компании может отвечать за координацию усилий по поддержанию здоровья сотрудников? Алина Севастюк отмечает, что можно сформировать команду желающих (т. н.Wellness Team), а в мире все активнее распространяется практика, когда программы поощрения здорового образа жазни сотрудников предусматривают профильного специалиста – Chief Wellness Officer.

Так зачем же такие инициативы компаниям? Оказывается, дело не только в имидже заботливого работодателя и корпоративной социальной ответственности. Это еще и экономически выгодно: здоровый сотрудник реже берет больничные и эффективнее трудится на общее дело. Например, по данным исследования World Heart Federation, программы поддержки здорового образа жизни на рабочем месте могут на 25–30 % сократить расходы на медицинское страхование.