5 роковых ошибок рекрутеров: чек-лист

Share on FacebookTweet about this on TwitterShare on LinkedIn

Казалось бы, всем уже понятно, что рынок труда снова стал рынком кандидата, поэтому представителям работодателя куролесить на собеседованиях – себе дороже, но нет. Не уменьшается количество ремарок от кандидатов, имевших сомнительное удовольствие попасть на интервью к «мастеру своего дела». Конечно, главная ошибка работодателя и боль соискателя – отсутствие обратной связи на любом этапе коммуникации – будь то просто присланное резюме или третий этап собеседования.

Тем не менее, существует пять «противностей» представителей работодателя, на которые соискатели реагируют особенно болезненно – это подтверждено несколькими независимыми опросами.  Поэтому, в преддверии бизнес-сезона, чтобы не потерять таких дефицитных нынче кандидатов, предлагаем вам некий чек-лист – чего делать не нужно.

1. Грубость

Иногда называют «высокомерие». Понятно, что представитель компании, имеющей звучный бренд, выпускающей популярную продукцию и предлагающей кандидатам прекрасные условия работы, не раз бывает искушаем гордыней – а вот пусть остальные так! Или, как вариант, – это же им нужна работа у нас. Поэтому рекрутер позволяет себе некоторую вольность в общении или пытается «прищучить» кандидата, возомнившего, что он может разговаривать «на равных». Конечно, если компания – градообразующее предприятие и других альтернатив, кроме вакансий дворника или продавца шаурмы, в этом населенном пункте нет, – положение у кандидатов почти безнадежное. Но и в этом случае грубость вряд ли уместна. Профессионализм рекрутера определяется в том числе и умением найти общий язык со всеми категориями кандидатов. Поэтому, если вам говорят что-то в стиле «Я бы предпочел более вежливый стиль общения», звоночек прозвенел.

Конечно, если грубость является одним из элементов собеседования, например, как проверка на стрессоустойчивость, она может иметь место, но в гомеопатических дозах. И после этого перед соискателем нужно непременно извиниться, вне зависимости от того, подошел он на должность или с треском провалил интервью.

2. Непунктуальность

Самое обидное, что вы сами можете не быть в этом виноваты – задержалось предыдущее интервью, вас срочно вызвали к руководству, ехали из другого офиса компании и попали в пробку – как минимум извинение должно предварить встречу. А с учетом количества нынешних коммуникаторов предупредить о возможной задержке не так уж и сложно. Тем более, что, по данным сайта rabota.ua, в опросах принимают участие специалисты, в большинстве своем работающие, но открытые для новых предложений. Таким кандидатам сложно отпроситься в рабочее время, не вызывая подозрений на нынешнем месте работы. А уж ваше опоздание и вовсе может выбить его из рабочей колеи. Поэтому, если вы опоздали минут на 20-30 и сочли это приемлемым, не удивляйтесь тому, что кандидат ушел.

3. Непрофессионализм

Конечно, рекрутер не обязан досконально знать все технические нюансы производства, особенности бизнес-процессов и 5-7 бухгалтерских проводок навскидку. Но хоть немного разбираться в том, чем занимается компания, – это просто must have. Когда-то, будучи рекрутером в агентстве, я получила специализацию – мебельщики. Пришлось покопаться в Интернете, позадавать смешные вопросы кандидатам, соглашаться на экскурсии по клиентам, сидеть на интервью в компаниях с «моими» кандидатами и записывать самые важные термины и процессы – и вскоре я употребляла профессиональные термины, четко представляя, о чем говорю. И на некоторые интервью к клиентам «мои» мебельщики шли, доверяя моему профессионализму. Поэтому, если кандидат задает вопросы, а рекрутер мямлит что-то невнятное, у соискателя есть три умные мысли на этот счет, и все печальные. Либо рекрутер недолго в компании. Либо ему было лениво в это вникать – тогда о его профессионализме и говорить не стоит. Либо в компании все «как-то не так» настолько, что и говорить об этом страшно. И тогда кандидат, который мог стать украшением и опорой подразделения, конечно, им станет – но, увы, не в вашей компании.

4. «Экономность»

Согласна с тем, что некоторые кандидаты озвучивают такие финансовые пожелания к будущему месту работы, что рекрутеру впору корвалол стаканами пить или нашатырь нюхать… Да, молодежь вместо собственной стоимости на рынке труда готова предлагать только собственную ценность, а это разные вещи. Да, взрослые соискатели, привыкшие к тому, что зарплату пересматривают только раз – при приеме на работу – норовят сделать «запас» года на два-три. И с этим тоже можно и нужно работать.

Но работать – это не срезать пожелания вполовину или уговаривать кандидата поработать первое время задешево – а вдруг у него ничего не получится. Как и во многих коммуникациях, торг бывает уместен, но уместный торг.

В Греции мне рассказали дивную историю про торг. Как правило, знаменитую греческую шубу можно купить с изрядной скидкой. Поэтому торг приветствуется и уместен. Но когда один из клиентов нахрапом возжелал купить шубку за треть цены, милейший владелец магазина устроил не просто шумный скандал – он выгнал нахала из магазина.

Вот и на интервью бывает так же – понятно, что во многих компаниях бывает зарплата на испытательном сроке ниже, чем потом, но пытаться «резать по-живому» для многих рекрутеров теперь – себе дороже. Вежливо ответив, что подумает, кандидат идет на следующее интервью, где ему предложат и больше, и лучше. Если вы не можете себе позволить кандидата такой квалификации, проще признаться в этом и искать компромиссный вариант – от выращивания собственных профи до привлечения мастеров на парт-тайм. Иначе про вашу скаредность обиженный кандидат напишет на всех форумах и сайтах. А вам это надо?

5. Некорректность

Буквально недавно обсуждали с коллегами формулировку руководителя «кандидат не подошел – нет магии». Иногда в попытке поиска этой магии рекрутеры пытаются вызнать у кандидата его знак зодиака, дерево по гороскопу друидов и отношение к обрядам белых славян. Чуть поцивилизованнее, но все равно некорректно спрашивать про семейное положение, наличие-планирование детей и другие личные вещи. Особенно если спрашивать «в лоб» – одна моя кандидатка минут 15 нашей встречи никак не могла успокоиться – она активно искала работу и на встречу приехала с другого интервью. «И там меня спрашивают – а вы беременеть вообще собираетесь, вам же тридцать скоро!» Она возмущенно распахивала глаза: «Я ей говорю – «Я вообще-то не замужем!» А она мне, такая – «А кого это сейчас останавливает!» И тут мне приходилось успокаивать бедную даму «за себя и за того парня». Понятно, что если офис-менеджер, незаменимая и рукастая, уйдет через полгода в декрет, счастья работодателю это не добавит. Но планы на будущее можно узнать и не так безапелляционно, да еще и с подковыркой.  С того разговора прошло больше 7 лет, но, судя по репликам наших читателей с блога соискателей, рецидивы еще встречаются, и травмируют не меньше моего случая. Опять-таки, о подобных инцидентах кандидаты спешат сообщить в Сеть, не добавляя компании «плюсиков в карму».

В общем, и раньше подбор персонала напоминал гибрид Марлезонского балета с прогулкой по минному полю. К сожалению, за эти годы ничего не изменилось к лучшему для рекрутеров – и «приседания в балете» стали глубже и сложнее, и «мин на поле» стало больше. Поэтому чем больше действий вы будете выполнять с рефлексией, с оглядкой и предусмотрением хотя бы самых негативных последствий, тем проще будет работать.

Share on FacebookTweet about this on TwitterShare on LinkedIn

Login

Welcome! Login in to your account

Remember me Lost your password?

Lost Password