5 аргументов против эмоционального увольнения

Share on FacebookShare on VKTweet about this on TwitterShare on LinkedIn

Обычно управленческие проблемы внезапны и неожиданны. Оно и понятно – вряд ли, например, воровство в филиале или мошенничество с рекламными бюджетами проявляется как улыбка Чеширского кота, постепенно, и дает всем участникам ситуации время свыкнуться с мыслью – да, вот оно. Для, например, сотрудников службы безопасности, мошенничество – явление привычное, и их мало чем удивишь, поэтому хорошие СБ-шники всегда начеку, чего не скажешь о руководителях и собственниках. И тогда нередка ситуация, когда, узнав о неприятном сюрпризе, шеф начинает «рвать и метать». Чаще всего реакция однозначна – уволить! Немедленно! С треском и помпой – чтобы остальным неповадно было!

Но давайте призадумаемся – чем чреваты поспешность и эмоциональность при таких увольнениях?

1. Наворованное не вернут

Разве что если виновников «прижмут посильнее», и они окажутся не из «породы кремень». В противном случае уволенные не просто могут выйти сухими из воды, а еще и трудовой иск компании вчинить. И, если учесть, что 60% подобных исков суд решает в пользу работника, компания окажется обобранной дважды – вначале из-за воровства, а затем оплаты адвокатов, выплаты зарплат и компенсаций уволенным, а потом восстановленным мошенникам. Самые ушлые под повторное увольнение полюбовно могут попытаться с работодателя и в третий раз денежек слупить. Обидно? Да.

2. Наследят в соцсетях и Интернете

Помимо публикаций на ресурсах типа «сайтов-помоек», такие не остановятся перед манипуляциями с информацией в соцсетях и в электронных медиа. От жалобных постов и подключения друзей, пылающих праведным гневом за судьбу друга, коллеги и т.д., до ехидных комментариев под вакансиями бывшего работодателя, интервью его топ-менеджеров и т.д. Самые активные могут наябедничать журналистам на «трудовой произвол», и не всегда журналисты досконально разбираются в тонкостях «горячей темы». Иногда, заметив заманчивый сюжет, они дают ход непроверенной информации, а дальше компании придется доказывать, что она «не верблюд», и отмываться от клеветы. Это не только обидно и унизительно, но и дорого – антикризисный пиар стоит в 3-5 раз дороже обычной пиар-активности.

3. Занесут вирус

Знаю ситуацию, когда одна из дам, уличенных в нечистоплотности с рекламными бюджетами, в последний день активировала вирус в одном из писем ее электронной почты. Сложно сказать, она его нарочно хранила, чтобы эффектно, как Анджелина Джоли, «сжечь мосты», или эта гениальная мысль посетила ее напоследок… В результате офис еще несколько дней работал в «авральном режиме», пытаясь побороть беду. И не потерять коммерчески ценную информацию.

4. Унесут клиентскую базу

Или поломают ее. Знаю и такой случай, и такой. Первый путь порой выбирают менеджеры по продажам, второй – программисты. Да, не всегда базу на 100% получится применить на новом месте, но написать клиентам о своей ситуации и обернуть их против бывшего работодателя – почему бы и нет. Результат – как в пункте два – долго, противно и дорого. Есть еще бухгалтерский вариант мести  – «слить» зарплату коллег в общий доступ и уйти, не дожидаясь «ледового побоища». Особенно эффектен в компаниях, где зарплата сотрудников – главная коммерческая тайна.

5. Переманят специалистов

Даже подписание сурового договора про непереманивание «на выходе», как правило, мало влияет на результат – чтобы насолить прошлому работодателю, виновники готовы на многое. Поэтому всегда есть вероятность, что коллеги (непосредственные подчиненные) «ушельца» вполне могут составить ему компанию.  Кстати,  иногда с такими коллегами уволенный спец может обойтись не очень красиво: использовать их таланты и бросить. И они могут попытаться вернуться к вам – и уже вам решать, нужны ли вам перебежчики. И не «засланные казачки» ли они. Иногда «ушелец» поступает еще более изощренно, переманивая ключевых сотрудников смежных подразделений – например, маркетолог или офис-менеджер может увести инженера-технолога или программиста. А уж каких бед может натворить обиженный эйчар – думаю, мне про это вам рассказывать не нужно.

В принципе, если постараться, таких неприятных неожиданностей при поспешном и эмоциональном увольнении можно накопать еще много. Поэтому, как бы цинично это ни звучало, об увольнении нужно думать при приеме специалиста. Конечно, не в том смысле, что нужно начинать подозревать его во всех смертных грехах, как только он пересечет порог вашего офиса, и намекать ему об этом максимально прозрачно. Тем не менее, важно заранее «поделить пасочки», начиная от доступов к ресурсам и паролей к местам общего доступа, максимально безопасно для компании. С одной стороны, уровни конфиденциальности и доступы, всякие подписки, договора о нераспространении коммерческой тайны и прочее попахивают бюрократией, но если она способна уберечь компанию от потерь и дополнительных затрат – почему бы и нет? Главное, чтобы эта бумажная система была дееспособной и достаточно гибкой.

Кроме того, важно иметь «план расставания» по каждой из должностей, включая все распространенные угрозы – от банального мелкого воровства до шантажа и взятия заложников. Тем более, что проявленная компанией при поспешном увольнении «слабина» может спровоцировать мошенников рангом помельче, которые не решились бы на урон, если бы это было опасно. Это про случай – когда  «неповадно» на поверку оказывается совсем наоборот.  Поэтому экономить на юристах, эйчарах и сотрудниках службы безопасности – себе дороже.

Share on FacebookShare on VKTweet about this on TwitterShare on LinkedIn

Login

Welcome! Login in to your account

Remember me Lost your password?

Lost Password