Корпоративная униформа, или Зачем компаниям дресс-код?

Share on FacebookTweet about this on TwitterShare on LinkedIn
статья про корпоративный дресс-код

Требования работодателей к внешнему виду сотрудников имеют разную степень строгости. Это зависит от множества факторов – корпоративной культуры, видения руководства, традиций, принятых в сфере бизнеса… Дресс-код может существовать на уровне негласных правил или быть закрепленным в корпоративном кодексе, иногда даже создается специальный корпоративный лукбук, где возможные варианты гардероба проиллюстрированы с помощью фотографий.

Где-то сотрудник, расстегнувший верхнюю пуговицу рубашки, считается бунтарем. А где-то работникам позволено носить все – узкие платья, похожие на широкие пояса, рваные джинсы и пляжные шлепанцы. В одних компаниях ограничения распространяются на весь штат, в других – только на тех, кто напрямую работает с клиентами. Порой сотрудники считают жесткие правила посягательством на свою свободу, а иногда благодарны, что работодатель избавил их от ежеутренней классики «Что же мне надеть?»

Нет правильного и неправильного подхода к этой теме – существует только вопрос уместности.

В целом среди требований к внешнему виду сотрудников можно выделить три основных подхода.

Деловой

В таких компаниях классический «джентльменский набор» – строгий деловой костюм неброского цвета, рубашка (чаще всего – белая, почти всегда – однотонная), галстук (без Микки Мауса). Может допускаться отсутствие галстука или пиджака, но чаще они необходимы. Офисный гардероб дам может включать деловые костюмы или строгие юбки/брюки с блузами.

Smart- или business-casual

Офисный стиль «с поблажкой» – сasual (т.е. повседневный), может быть принят в организации на постоянной основе или по т.н. Casual Fridays. Бывает и так, что относительно неформальный стиль допускается в летний период. Однако чаще всего на встречи и в те зоны офиса, где происходит непосредственное общение с клиентами, все-таки нужно одеваться в деловом стиле. Порой есть и оговорка: если в фирме клиента строгих требований нет, можно не соблюдать данное правило.

Только вот вкладываться в понятие «casual» на практике может что угодно – разрешение снять галстук, надеть рубашку в полоску или любимую футболку с цитатой The Beatles. Что точно не имеется в виду – так это спортивная одежда, шорты, прозрачные ткани, мини-юбки, изделия с глубокими декольте и на бретельках, из обуви – кроссовки и кеды.

Обычно допускаются костюмы, платья, рубашки и юбки менее строгого фасона, летние брюки, свитера, блейзеры, разнообразие оттенков и принтов (в пределах разумного).

Свободный

Здесь фантазия сотрудников в выборе одежды ограничивается исключительно их здравым смыслом и морально-этическими требованиями общества. Обычно такой подход присущ творческим коллективам, где выглядеть нестандартно – как раз стандартно.

Важные мелочи

Ограничения могут распространяться не только на одежду, но и на другие нюансы внешнего вида – обувь, аксессуары, украшения, прически, мейкап…

Например, в некоторых организациях женщины не могут носить туфли на слишком высоких каблуках, (при том, что каблуки все-таки обязательны). А из украшений можно не снимать только обручальные кольца и атрибуты религиозных взглядов (например, христианский нательный крестик), или предпочитать небольшие сдержанные изделия, но ни в коем случае не массивные и не яркие. Не приветствуются сумки на ремнях и рюкзаки. Нельзя оставлять длинные волосы распущенными – только собирать в аккуратную прическу. Не разрешается броский мейкап и резкие духи. Может допускаться только определенный стиль часов, зонтов, платков, носков и колгот… Порой запреты касаются не только фасона, но и оттенков, и даже материалов – например, во многих компаниях не место джинсовым и стрейчевым тканям.

 

Законны ли такие запреты? Задавшись этим вопросом, мы обратились за помощью к юристу.

Комментарий эксперта

440Евгения Галамасюк, юрист ЮФ «Василь Кисиль и Партнеры»

«Разрешает ли закон работодателям требовать соблюдения сотрудниками дресс-кода?

На законодательном уровне требование соблюдать дресс-код не закреплено. При этом работодателю и не запрещено сделать соблюдение дресс-кода частью правил внутреннего трудового распорядка, которые обязательны к выполнению всеми сотрудниками.

Важно разграничивать спецодежду/униформу и дресс-код. Говоря о первом, для соблюдения техники безопасности, некоторые категории сотрудников обязаны соблюдать форменный режим одежды на рабочем месте. Касательно дресс-кода, законодатель ограничился рекомендациями о внешнем виде для отдельных категорий госслужащих. К примеру, в 2010 году был издан Приказ Секретариата КМУ «Об утверждении рекомендаций касательно внешнего вида (дресс-кода) сотрудников Секретариата Кабинета Министров Украины». В 2012 году аналогичный документ был создан для сотрудников Государственной миграционной службы Украины. Несмотря на то, что содержание этих документов имеет весьма советский дух, на них сейчас ориентируются в вопросе делового дресс-кода.

Как компания может зафиксировать данные требования?

Требование о дресс-коде будет работать тогда, когда за его нарушение возможно применение санкций. Работодатель имеет право применить санкции к сотруднику только за то нарушение, о котором он осведомлен. Требование соблюдать дресс-код должно быть формализовано путем включения в трудовой договор каждого сотрудника или в нормативный документ компании – правила внутреннего трудового распорядка. Работодатель должен получить подтверждение того, что сотрудник ознакомлен и обязуется выполнять требования, изложенные в таком документе. Подтверждением служит личная подпись сотрудника. Без надлежаще оформленного обязательства работодатель утрачивает право требовать его выполнения, ведь сотрудник может сказать, что никогда не знал о запрете приходить в офис в домашнем халате.

Что имеет право предпринять работодатель, если кто-то нарушает дресс-код?

Даже в случае корректного оформления правил дресс-кода в компании, его нарушение не может повлечь за собой мгновенное увольнение. Также такое нарушение не может сопровождаться финансовым наказанием сотрудника в виде штрафа. Трудовое законодательство предусматривает материальную ответственность только за прямой вред, причиненный неправомерными действиями сотрудника. Вместе с тем, несоблюдение дресс-кода можно классифицировать как невыполнение сотрудником правил внутреннего трудового распорядка, а это уже повод для применения дисциплинарного взыскания. Статья 147 КЗоТ содержит два вида дисциплинарных взысканий за нарушение трудовой дисциплины – выговор и увольнение. При этом в статье 149 КЗоТ определено, что при выборе вида дисциплинарного взыскания работодатель должен учитывать степень тяжести совершенного проступка и причиненный им вред. Логично предположить, что увольнение за несоблюдение дресс-кода будет чрезмерной санкцией, и в случае спора суд вряд ли посчитает иначе.

Работодатель может ограничиться устным предупреждением. Более серьезной санкцией, и при этом адекватной, может быть выговор, который оформляется в форме приказа. Повторный выговор на протяжении одного года (независимо от проступка сотрудника) является систематическим нарушением внутреннего трудового распорядка, что, в свою очередь, может служить формальным основанием для увольнения сотрудника согласно с пунктом 3 статьи 40 КЗоТ. Напомним, что при применении дисциплинарных взысканий нужно внимательно оценивать адекватность и соразмерность, иначе сотрудник сможет легко восстановиться на работе в судебном порядке и, потенциально, привлечь работодателя к ответственности за преднамеренное незаконное увольнение».

Кроме того, мы обратились к экспертам из компаний с различным отношением к необходимости корпоративного дресс-кода – спросили, почему именно в их организациях принят тот или иной стиль одежды, есть ли исключения их общего правила и как к этому относятся сотрудники.

439Татьяна Плюснина, директор департамента персонала Raiffeisen Bank Aval

«Деловой стиль одежды является обязательным в нашем банке для всех сотрудников, за исключением тех, кто должен носить специальную униформу (сотрудники отделений, службы охраны, инкассации и т.д.). Это помогает создать общий имидж банка. Делового стиля в одежде персонал должен придерживаться ежедневно.

Требования стандартны: для мужчин – костюм сдержанного цвета, рубашка светлого тона и галстук; для женщин – костюм спокойного цвета, блуза неяркого цвета и закрытая обувь. Краткое описание этих требований приведено в правилах внутреннего распорядка, которые являются дополнением к коллективному договору между банком и профсоюзом его работников.

Если случается, что кто-то не соответствует принятым правилам дресс-кода, с ним проводит беседу непосредственный руководитель».

441Ирина Кикало, HR-менеджер для локации «Киев», Luxoft Украина

«Большинство сотрудников компании Luxoft Украина выбирает для себя стиль сasual в одежде. Как правило, это связано с двумя основными причинами.

Во-первых, необходимо много времени проводить в офисе, и часто не только в традиционные часы с «9 до 18». Соответственно, сотрудникам должно быть удобно как за рабочим столом, так и на командном мозговом штурме или совещании в любое время дня.

Во-вторых, значительная часть общения с клиентом проходит в телефонном режиме, что избавляет от необходимости надевать строгий костюм.

Сложно определенно сказать, что какие-то конкретные элементы гардероба запрещены в офисе. В большинстве случаев сотрудники делают выбор в пользу той или иной одежды, исходя из своих планов на день (наличие/отсутствие персональных встреч с заказчиком/менеджментом) и здравого смысла.

Едва ли можно говорить о каких-то прописанных исключениях. Тут скорее играет свою роль принцип «know your client», вне зависимости от того, идет речь о внутреннем или о внешнем клиенте. К примеру, если у менеджера проекта запланирована встреча с клиентом, в выборе одежды сыграют роль разные факторы: откуда он, как принято выглядеть на деловых встречах в его стране, какие отношения сложились и как клиентом будет трактоваться тот иной выбор гардероба собеседника. Аналогичный пример можно привести и при общении с внутренними клиентами. Могу с уверенностью сказать одно – мы знаем своего клиента.

За время работы в Luxoft не могу вспомнить ни одного случая, когда сотрудники высказывали недовольство требованиями к внешнему виду.

Тем не менее, стоит отметить, что в компании существует документ, который описывает основные принципы, связанные с поведением сотрудников, в самом широком смысле этого слова (Code of Behaviour/Кодекс поведения). С моей точки зрения, именно это позволяет сотрудникам гораздо глубже понимать нюансы, связанные с внешним видом, ведь после прочтения и принятия норм Кодекса они могут опираться не просто на рекомендации по одежде, а на принципы, связанные с ответственностью, взаимоуважением и созданием поддерживающей рабочей среды.

Здравый смысл и понимание, что мы все работаем в командах, позволяет людям выбирать одежду, которая будет им подходить и не вызовет нежелательных эмоций у окружающих, будь то члены команды, коллеги из смежных департаментов или клиенты».

442Наталия Петлевая, директор корпоративного центра AGAMA communications

«У нас в компании нет официальных требований к внешнему виду. Это связано в первую очередь с корпоративными ценностями и спецификой нашего бизнеса: группа работает в сфере коммуникаций, где креативность, оригинальность и демократичность – важные составляющие развития. В коммуникационной сфере внешний вид сотрудников – это своего рода маркер, который помогает доносить специфику конкретного бизнеса или позиции человека. К тому же AGAMA – современная европейская компания. У нас доверительные отношения – один из ключевых факторов успеха динамичного развития.

Для нас большое значение имеет настроение людей, их отношение к работе, себе, стране и жизни в целом. Искренняя улыбка и позитивный настрой имеют куда больший вес, чем наличие или отсутствие тех или иных элементов гардероба. Мы ценим в сотрудниках Личность, что предполагает возможность самовыражения, в том числе и в одежде.

Сотрудники AGAMA одеваются в основном в стиле casual или street-style, на деловых встречах и при работе на территории заказчиков мы ориентируемся на сложившиеся у них традиции. И это не вопрос внутреннего регламента – просто каждый сам чувствует и понимает, какая одежда будет уместна в том или ином случае».

 

Исходя из комментариев экспертов, каждая организация определяет собственное отношение к необходимости установить дресс-код. Его могут регулировать официальные правила или обычное чувство меры. В конце концов, отсутствие дресс-кода – тоже дресс-код. И он нужен не только компании, но и ее сотрудникам. Хотя бы для того, чтобы не почувствовать себя как Джон Баскин в фильме «Большой». В сцене, где парень прибыл на светский прием в стиле Black Tie, собравший больших шишек в черных смокингах, в белоснежном костюме, красиво расшитом золотом. В отличие от обаятельного героя Тома Хэнкса, большинство взрослых людей обращает внимание на неуместность своего внешнего вида и оказывается не в своей тарелке.

 

 

Share on FacebookTweet about this on TwitterShare on LinkedIn

Login

Welcome! Login in to your account

Remember me Lost your password?

Lost Password