С чего начать подготовку легенды? В хантинге стоит идти от обратного – от результата, который мы хотим получить. Под результатом имеется в виду информация о кандидатах, которые могут быть нам интересны. Поэтому сразу стоит задать себе ряд вопросов, найти ответы и только потом приступить к детальному продумыванию легенды.

Кого мы ищем?

  • Кто наш кандидат?
  • В каких компаниях он теоретически может работать?
  • Как найти нашего кандидата в структуре компании (департамент, позиция)?

Какую информацию мы хотим получить?

  • Известны ли нам имя/фамилия кандидата из открытых источников информации?
  • Можем ли мы узнать должность кандидата в компании?
  • Есть ли почта или телефон для прямой связи с кандидатом?

То есть мы начинаем поиск из точки В – той, в которую хотим попасть. И отталкиваясь от ответов на вопросы выше выстраиваем путь в исходную точку А. Чем более детальную информацию мы соберем и проанализируем на этапе подготовки к хедхантингу, тем качественнее составим легенду и тем быстрее получим результат.

К примеру, речь идет о хедхантинге менеджера из известной компании в ритейле. Допустим, вы четко понимаете – кто вам нужен, какие функции выполняет сотрудник, какая у него экспертиза. Поскольку компания уже известна, и позиция достаточно высокого уровня, стоит узнать все, что можно, еще до старта хедхантинга. Возможно, вам удастся собрать информацию на сайтах конференций, тематических мероприятий в этой сфере деятельности, на сайтах с отзывами о работодателе. Затем стоит провести исследование в социальных и профессиональных сетях. Возможно, есть эксперты, которых вы знаете и можете обратиться к ним за рекомендацией.

Только потом стоит продумывать легенду – учитывая все исходные данные. Если у вас нет никакой информации, легенда будет «длинной». Она будет состоять из нескольких этапов, а иногда и из нескольких легенд. Если у вас есть четкие вводные – компания, должность, имя сотрудника – легенда будет «короткой», и хантинг пройдет значительно быстрее.

Легенда № 1. «Клиент»

В этой роли вы можете обратиться напрямую в отдел продаж или на телефон рецепции/горячей линии. Это зависит от информации на сайте компании.

Суть легенды заключается в том, чтобы позвонить в компанию в роли клиента и действовать в зависимости от своих целей. Можно под видом покупателя оценить работу менеджера, попросить соединить с руководителем торговой команды или с вышестоящими руководителями. Можно «побыть» бухгалтером клиента компании и попросить соединить с бухгалтерией для решения какого-то вопроса по документации.

Чаще всего эта легенда используется как первый шаг – для сбора информации. И служит основой для разработки дальнейших шагов хантинга. Данная легенда достаточно легкая, поскольку каждая компания «бережет» своих клиентов и старается ответить на их вопросы.

Легенда № 2. «Организатор конференции»

В этой роли можно предложить сотрудникам посетить конференцию по теме, которая им интересна. Так можно получить данные о количестве сотрудников в конкретных департаментах, поговорить с руководителями отделов. Поскольку вы теоретически несете пользу для компании, в которую звоните, будет достаточно легко получить контакты необходимых сотрудников.

Суть легенды заключается в том, что вы приглашаете сотрудников компании на ивент – конференцию, нетворкинг, мастер-класс, тренинг и т.д. Конечно, тема конференции или мероприятия должна быть актуальна для сотрудников, с которыми вы хотите связаться. При подготовке важно уделить время анализу рынка, посмотреть прошедшие и будущие ивенты, собрать информацию об организаторах и спикерах. Каждая деталь должна быть продумана и прописана еще до того момента, как начинается коммуникация с компанией.

Легенда № 3. «Помощник руководителя»

В этой роли вы можете узнать все, чего захотите. Важный момент в данной легенде – играть роль «наивного новичка», который страшно боится подвести своего руководителя и хочет исполнить поручение любой ценой. Это дает возможность задавать все интересующие вопросы по заранее продуманной до деталей легенде и собрать необходимую информацию.

Суть легенды заключается в том, что вам якобы поставили задачу организовать встречу для своего руководителя. Конечно, встреча должна пройти с сотрудником компании, который вам интересен. В рамках этой легенды вы можете говорить о том, что для вас эта задача очень важна, так как это одно из первых личных поручений руководителя. Можно попросить о помощи человека на другом конце провода. Вспомнить схожую ситуацию из своего прошлого: чувства, эмоции, которые испытываешь, когда очень боишься не справиться с задачей.

Легенда № 4. «Журналист»

В этой роли вы можете предложить компании написать статью или взять интервью у сотрудников (конечно, у тех, которые теоретически интересны вам в рамках вакансии).

В рамках легенды важно понимать, кто будет спикером – появляется отличный повод задать вопросы. Это дает возможность собрать информацию о компании, структуре и контактных данных сотрудников.

Обязательно подготовьтесь – соберите информации о значимых изданиях, журналах, конференциях и проектах в сфере деятельности «необходимого сотрудника» и компании в целом. Вам следует быть ценным в глазах компании, тогда получить информацию будет легче.

Рекомендации

Существует огромное количество легенд. По сути, любая проработанная идея может стать подходящей легендой. Важно отметить, что в каждой легенде могут быть разные посылы – кто-то коммуницирует с позиции силы, кто-то просит о помощи, кто-то использует хитрость. Кому-то ближе «требовать», а кому-то «попросить».

Все способы могут сработать, если вы хорошо подготовитесь и будете использовать именно ваш стиль. Чем естественнее будет коммуникация, тем увереннее вы будете себя чувствовать. Если в реальной жизни вы никогда ничего не требуете и разрешаете все спорные вопросы путем переговоров и договоренностей, вряд ли «скандал» будет выглядеть конгруэнтно.  И, наоборот, если вы не привыкли просить о помощи, то легенда с ассистентом-новичком руководителя не будет приемлемой. Все это чувствуется даже при телефонном разговоре, не стоит недооценивать этот момент.

В хедхантинге очень важна подготовка – до мельчайших деталей. От почты и телефона до имени вашего руководителя. Сколько лет вы работаете в компании и по какому адресу находитесь. Сотрудник на другом конце провода может задать самые неожиданные вопросы и вы должны быть к этому готовы. Уверенно и непринужденно дать ответ и сразу же записать то, что вы сказали – лучший вариант развития событий. Вам следует быть последовательным.

До того, как совершить звонок, стоит вжиться в свою роль. Расскажите о себе. Представьте себя. Почувствуйте. Только потом начинайте звонить.

Постарайтесь создать легенды, которые будут максимально безобидными для участников процесса. Стоит помнить о чувствах людей, с которыми вы общаетесь в ходе сбора информации. Это самый нестандартный и интересный способ поиска сотрудников. Вам решать, какие методы применить и как построить коммуникации в процессе хантинга.

Катерина Вольская, CEO HR компании UniSkill