4 легенды хедхантера: с чего начать и какую выбрать?

Share on FacebookTweet about this on TwitterShare on LinkedIn

С чего начать подготовку легенды? В хантинге стоит идти от обратного – от результата, который мы хотим получить. Под результатом имеется в виду информация о кандидатах, которые могут быть нам интересны. Поэтому сразу стоит задать себе ряд вопросов, найти ответы и только потом приступить к детальному продумыванию легенды.

Кого мы ищем?

  • Кто наш кандидат?
  • В каких компаниях он теоретически может работать?
  • Как найти нашего кандидата в структуре компании (департамент, позиция)?

Какую информацию мы хотим получить?

  • Известны ли нам имя/фамилия кандидата из открытых источников информации?
  • Можем ли мы узнать должность кандидата в компании?
  • Есть ли почта или телефон для прямой связи с кандидатом?

То есть мы начинаем поиск из точки В – той, в которую хотим попасть. И отталкиваясь от ответов на вопросы выше выстраиваем путь в исходную точку А. Чем более детальную информацию мы соберем и проанализируем на этапе подготовки к хедхантингу, тем качественнее составим легенду и тем быстрее получим результат.

К примеру, речь идет о хедхантинге менеджера из известной компании в ритейле. Допустим, вы четко понимаете – кто вам нужен, какие функции выполняет сотрудник, какая у него экспертиза. Поскольку компания уже известна, и позиция достаточно высокого уровня, стоит узнать все, что можно, еще до старта хедхантинга. Возможно, вам удастся собрать информацию на сайтах конференций, тематических мероприятий в этой сфере деятельности, на сайтах с отзывами о работодателе. Затем стоит провести исследование в социальных и профессиональных сетях. Возможно, есть эксперты, которых вы знаете и можете обратиться к ним за рекомендацией.

Только потом стоит продумывать легенду – учитывая все исходные данные. Если у вас нет никакой информации, легенда будет «длинной». Она будет состоять из нескольких этапов, а иногда и из нескольких легенд. Если у вас есть четкие вводные – компания, должность, имя сотрудника – легенда будет «короткой», и хантинг пройдет значительно быстрее.

Легенда № 1. «Клиент»

В этой роли вы можете обратиться напрямую в отдел продаж или на телефон рецепции/горячей линии. Это зависит от информации на сайте компании.

Суть легенды заключается в том, чтобы позвонить в компанию в роли клиента и действовать в зависимости от своих целей. Можно под видом покупателя оценить работу менеджера, попросить соединить с руководителем торговой команды или с вышестоящими руководителями. Можно «побыть» бухгалтером клиента компании и попросить соединить с бухгалтерией для решения какого-то вопроса по документации.

Чаще всего эта легенда используется как первый шаг – для сбора информации. И служит основой для разработки дальнейших шагов хантинга. Данная легенда достаточно легкая, поскольку каждая компания «бережет» своих клиентов и старается ответить на их вопросы.

Легенда № 2. «Организатор конференции»

В этой роли можно предложить сотрудникам посетить конференцию по теме, которая им интересна. Так можно получить данные о количестве сотрудников в конкретных департаментах, поговорить с руководителями отделов. Поскольку вы теоретически несете пользу для компании, в которую звоните, будет достаточно легко получить контакты необходимых сотрудников.

Суть легенды заключается в том, что вы приглашаете сотрудников компании на ивент – конференцию, нетворкинг, мастер-класс, тренинг и т.д. Конечно, тема конференции или мероприятия должна быть актуальна для сотрудников, с которыми вы хотите связаться. При подготовке важно уделить время анализу рынка, посмотреть прошедшие и будущие ивенты, собрать информацию об организаторах и спикерах. Каждая деталь должна быть продумана и прописана еще до того момента, как начинается коммуникация с компанией.

Легенда № 3. «Помощник руководителя»

В этой роли вы можете узнать все, чего захотите. Важный момент в данной легенде – играть роль «наивного новичка», который страшно боится подвести своего руководителя и хочет исполнить поручение любой ценой. Это дает возможность задавать все интересующие вопросы по заранее продуманной до деталей легенде и собрать необходимую информацию.

Суть легенды заключается в том, что вам якобы поставили задачу организовать встречу для своего руководителя. Конечно, встреча должна пройти с сотрудником компании, который вам интересен. В рамках этой легенды вы можете говорить о том, что для вас эта задача очень важна, так как это одно из первых личных поручений руководителя. Можно попросить о помощи человека на другом конце провода. Вспомнить схожую ситуацию из своего прошлого: чувства, эмоции, которые испытываешь, когда очень боишься не справиться с задачей.

Легенда № 4. «Журналист»

В этой роли вы можете предложить компании написать статью или взять интервью у сотрудников (конечно, у тех, которые теоретически интересны вам в рамках вакансии).

В рамках легенды важно понимать, кто будет спикером – появляется отличный повод задать вопросы. Это дает возможность собрать информацию о компании, структуре и контактных данных сотрудников.

Обязательно подготовьтесь – соберите информации о значимых изданиях, журналах, конференциях и проектах в сфере деятельности «необходимого сотрудника» и компании в целом. Вам следует быть ценным в глазах компании, тогда получить информацию будет легче.

Рекомендации

Существует огромное количество легенд. По сути, любая проработанная идея может стать подходящей легендой. Важно отметить, что в каждой легенде могут быть разные посылы – кто-то коммуницирует с позиции силы, кто-то просит о помощи, кто-то использует хитрость. Кому-то ближе «требовать», а кому-то «попросить».

Все способы могут сработать, если вы хорошо подготовитесь и будете использовать именно ваш стиль. Чем естественнее будет коммуникация, тем увереннее вы будете себя чувствовать. Если в реальной жизни вы никогда ничего не требуете и разрешаете все спорные вопросы путем переговоров и договоренностей, вряд ли «скандал» будет выглядеть конгруэнтно.  И, наоборот, если вы не привыкли просить о помощи, то легенда с ассистентом-новичком руководителя не будет приемлемой. Все это чувствуется даже при телефонном разговоре, не стоит недооценивать этот момент.

В хедхантинге очень важна подготовка – до мельчайших деталей. От почты и телефона до имени вашего руководителя. Сколько лет вы работаете в компании и по какому адресу находитесь. Сотрудник на другом конце провода может задать самые неожиданные вопросы и вы должны быть к этому готовы. Уверенно и непринужденно дать ответ и сразу же записать то, что вы сказали – лучший вариант развития событий. Вам следует быть последовательным.

До того, как совершить звонок, стоит вжиться в свою роль. Расскажите о себе. Представьте себя. Почувствуйте. Только потом начинайте звонить.

Постарайтесь создать легенды, которые будут максимально безобидными для участников процесса. Стоит помнить о чувствах людей, с которыми вы общаетесь в ходе сбора информации. Это самый нестандартный и интересный способ поиска сотрудников. Вам решать, какие методы применить и как построить коммуникации в процессе хантинга.

Катерина Вольская, CEO HR компании UniSkill

Share on FacebookTweet about this on TwitterShare on LinkedIn

Login

Welcome! Login in to your account

Remember me Lost your password?

Lost Password