Мамины козыри, или 12 причин взять на работу женщину после декрета

Share on FacebookTweet about this on TwitterShare on LinkedIn
Статья про выход из декрета

«Извините, вы нам не подходите» – эти слова женщины, вернувшиеся на рынок труда после декретного отпуска, слышат слишком часто. Далее обычно следует аргумент: «Ваша квалификация не соответствует нашим требованиям», «У вас недостаточно опыта работы», «Мы предпочли другого кандидата». Часть из них – искренние. Но львиная доля –  завуалированные отказы, истинная причина которых – нежелание связываться с молодыми мамами, а точнее – мириться с влиянием материнского долга на рабочие обязанности.

Опасения работодателей имеют прагматичную основу и вполне объяснимы. Однако зачастую страхи, которые заставляют компании открещиваться от вчерашних декретчиц, – не более чем стереотипы. Разобраться в них, а также в том, почему все-таки стоит давать шанс мамам-карьеристкам и с нетерпением ждать из отпуска тех, что уже числятся в штате, мы постараемся в статье. Нам помогут эксперты – Ольга Цапро, директор по персоналу фармацевтической корпорации «Артериум»Андрей Злотников, директор департамента по работе с персоналом группы компаний «НИКО», и Сергей Блощаневич, директор по кадровым вопросам и быту ПАО «Оболонь».

Итак, почему именно работодатели зачастую отказывают в трудоустройстве дамам после декрета? А порой и надеются на то, что уже числящаяся в штате женщина уволится сразу после выхода на работу?

Миф первый. «За годы декрета она забыла все, что знала о профессии».

Опровержение. Безусловно, появление ребенка в жизни женщины заставляет ее расставить новые акценты. Но это вовсе не значит, что рецепты запеканок навсегда вытесняют из памяти функции 1С, а по-английски получается воспроизвести разве что песенку «Head, Shoulders, Knees and Toes». Более того, многие женщины во время отпуска по уходу за ребенком стараются не просто поддерживать, но и повышать свой профессиональный уровень – работают удаленно, консультируют, следят за новостями в своей сфере, тестируют последние версии программного обеспечения, в конце концов, просто сохраняют отношения с коллегами по цеху. Да, какое-то время для того, чтобы вникнуть в рабочие вопросы, потребуется. А кому нет?

Миф второй. «Скоро она уйдет во второй (третий, четвертый) декретный отпуск. Какой смысл принимать ее в штат?»

Опровержение. Быть может, сложится и так. Но чаще всего, решаясь еще раз стать мамой, женщины либо берут следующий отпуск, не выходя из предыдущего, либо планируют посвятить какое-то время (нередко – несколько лет) карьере. И коль скоро кандидат все-таки пришла на собеседование, вероятно, она относится ко второй категории. И вообще, следует оценить современные тенденции в обществе. Нет гарантий, что через год в декрет не пойдет главный бухгалтер, недавно женившая старшего сына. Или 18-летняя сотрудница колл-центра, которая учится на первом курсе и подрабатывает в компании на полставки. И хоть украинцы – далеко не шведы и не норвежцы, где малышей почти в половине случаев растят именно папы… Кто пообещает, что следующим заявление на отпуск по уходу за крохой не напишет корпоративный сисадмин, обладатель длинной бороды и густого баса?

Миф третий. «Маленькие дети часто болеют. Она будет брать больничные чуть ли не каждую неделю».

Опровержение. Малыши действительно могут часто болеть. Но вечные больничные – не аксиома. Вдруг потенциальной сотруднице посчастливилось вырастить обладателя крепчайшего иммунитета, и он преспокойно ходит в детский садик круглый год? Или за малышом есть кому присмотреть в случае необходимости – у папы гибкий график, бабушка на пенсии, с няней повезло? К тому же, большинство должностей предполагает возможность временно поработать из дома, удаленно.

Прокомментировать эти мифы мы попросили и наших экспертов – HR-руководителей крупных украинских компаний.

Цапро

 Ольга Цапро, директор по персоналу фармацевтической корпорации «Артериум»

В нашей компании работает примерно равное количество мужчин и женщин. Средний возраст работников – 40 лет, молодежь занимает примерно 30 %. В среднем сейчас из общей численность 2 500 человек примерно 200 находятся в декрете.

Мы не боимся мамочек, выходящих из декрета, наоборот, ценим семейные ценности и организовываем для них массу мероприятий. У нас есть множество примеров их успешной и эффективной работы.

Для адаптации в компании предусмотрен период вхождения в должность около трех месяцев и наставник, который помогает все вспомнить и войти в курс дела.

Мы ценим различных сотрудников, в том числе и молодых мам. У них можно поучиться собранности и целеустремленности. Если в коллективе есть молодая мама, как правило, в нем очень теплая и дружелюбная атмосфера.

Да, мама может повторно уйти в отпуск со следующим ребенком, равно как правда и то, что дети болеют и мамы берут больничные. В то же время заинтересованная в работе женщина – очень ответственный и надежный сотрудник, она лояльна к компании

и готова выполнять рутинную и однообразную работу, это ее не раздражает, так как есть «закалка» заботы о маленьком ребенке.

Мы заметили также, что молодые мамы очень инновативны, они продуцируют массу творческих идей и способны раздвигать рамки обыденности.

злотников 

Андрей Злотников, директор департамента по работе с персоналом, группа компаний «НИКО»

В нашей компании на данный момент работает около 1200 человек, примерно треть штата – это женщины (учитывая специфику автомобильного бизнеса). Конечно, у многих наших сотрудниц есть маленькие дети.

Что касается сложностей, связанных с пребыванием женщины в отпуске по уходу за ребенком, все зависит от особенностей самой должности: если в профессиональной сфере постоянно происходят изменения – например, на законодательном уровне или в программном обеспечении – после декрета бывает сложно наверстать упущенное. Но меня очень радует одна тенденция: женщины редко возвращаются на работу неподготовленными. Примерно за полгода до планируемого выхода в офис они начинают активно восполнять пробелы в знаниях и даже проходить дополнительное обучение, если необходимо. Благодаря этому адаптационный период можно свести к минимуму, и проходит он намного проще. А многие женщины, особенно на руководящих постах, возвращаются на работу буквально через пару месяцев после появления ребенка на свет – тогда вопрос адаптации вообще практически не актуален, за это время существенных изменений не происходит.

Конечно, мы прекрасно понимаем: чтобы войти в курс дела, человеку необходимо время. И сотрудницу нужно провести по всем этапам адаптации: составить индивидуальный план работы, познакомить с новыми коллегами, оказать помощь по возникающим профессиональным вопросам.

Еще один момент, который касается возвращения к работе женщин после декрета  – для компаний очень важно, чтобы о выходе их предупреждали заранее. Особенно это необходимо руководителям, чтобы планировать работу в отделе, и специалистам по подбору – например, чтобы понимать, нужно искать кандидатов на свободную вакансию или спокойно дожидаться сотрудницу.

Некоторые проблемы дискриминационного характера на нашем рынке труда существуют. Но я уверен, что хороший специалист всегда в цене. И то, что женщина не сможет найти хорошую работу на одном только основании, что у нее есть маленький ребенок – не более, чем миф. Мне известен случай, когда работодатель пригласил на работу женщину, уже готовящуюся уйти в декрет, оформил в штат, а затем компания дожидалась ее возвращения, понимая, что это прекрасный специалист. И подобных примеров много.

Блощаневич

Сергей Блощаневич, директор по кадровым вопросам и быту ПАО «Оболонь»

Специфика нашей компании такова, что в процентном соотношении преобладают мужчины – 70 %. Они задействованы на производстве и в подразделениях, которые его обслуживают. Женщины преимущественно работают технологами, в лабораториях и офисе. Кстати, подразделения главного пивовара и экспериментальной лаборатории, которая разрабатывает новые образцы, состоят из женщин. Так что образ сурового пивовара не совсем верен.

Если говорить о наших сотрудницах, которые вышли из декретного отпуска, в компании разработаны механизмы адаптации этой категории персонала.

Говорить о том, что женщины все забывают за время декрета, не совсем корректно, но доля правды все же есть. За два–три года в компании многое меняется: совершенствуются процессы, оборудование, вводятся новые процедуры; меняется внешняя среда, законодательство и нормативы, которые влияют на нашу работу. То есть речь идет скорее о значительном объеме информации, который сотрудницы пропускают, пребывая в декрете, а не об утрате профессиональных навыков.

Наши механизмы адаптации отличаются для разных категорий сотрудников. Например, на производстве наиболее эффективным является менторство. Хорошо себя зарекомендовали различные курсы, тренинги, обмен опытом (практикуется для сотрудников региональных предприятий компании).

Современные реалии свидетельствуют, что женщина может эффективно совмещать успешную карьеру и воспитание детей, семью; было бы стремление. Главное, чтобы работодатель в этом содействовал: создал условия для развития сотрудника, вовлекал его и поддерживал стремление работать и воспитывать детей. Мы в ПАО «Оболонь» никогда не позволяем себе указывать предпочтительный возраст или пол претендента на должность, наличие детей, регистрации и т. п.

Имея многолетний опыт управления большим коллективом (3000 сотрудников только на киевском предприятии), могу сказать, что если человек склонен к постоянным «отпрашиваниям», отлучкам на часик-другой, больничным, то дети тут ни при чем, скорее наоборот – возникают другие «жизненно важные» причины не думать о работе. При этом у нас в компании у сотрудниц, которые совмещают работу и воспитание детей, с недавних пор есть возможность переходить на гибкий график. Работу удаленно мы не практикуем из-за особенностей производственного цикла.

Кажется, все логично. И тем не менее, зачем работодателям заморачиваться всеми этими детскими вопросами – больничными, утренниками, выпускными, опозданиями, потому что ребенок не хотел в садик, невозможностью задержаться, ведь кроху некому забрать с танцев?.. Так вот, смысл, однозначно, есть. Потому что отпуск по уходу за ребенком – это тренинг длительностью в несколько лет, в течение которого многие важные для успешной работы качества доводятся до совершенства. Поэтому есть, как минимум, 12 причин все-таки рассмотреть резюме женщины с трехлетним перерывом в трудовой биографии. Или радоваться, а не втайне огорчаться, из-за того, что в офис возвращается сотрудница, работавшая в нем до материнства. Эти причины нивелируют нюансы, возникающие при необходимости совмещать материнские и служебные обязанности.

Причина 1. Полифункциональность

По сравнению с мамой Юлий Цезарь отдыхает. Потому что она вполне способна: варить борщ, заканчивать уборку, укачивать младшего ребенка, помогать с уроками старшему, отвечать на телефонные звонки и смотреть ролики про потешных енотов в Youtube. И все это – параллельно. Потому что если пытаться последовательно, в итоге не успевается ничего: в кастрюлях пусто, дом напоминает бомбейские трущобы, не говоря уже про детей и енотов, оставшихся без внимания. Человеку, привыкшему жить в таком режиме, легко одновременно писать отчеты, выставлять счета, составлять договора, обзванивать клиентов, мотаться в бухгалтерию за уточнениями и в магазин за сладеньким. Способность немножко походить на многорукую богиню Шиву ценится в любом ремесле, пожалуй, кроме работы за конвейером.

Причина 2. Эффективное управление временем

Мамы – чемпионы по тайм-менеджменту. Особенно хорошо они владеют несколькими его инструментами. Например, техника «Съесть слона» незаменима при необходимости перебрать игрушки, которые сформировали в детской небольшую горную систему. Принцип «Съесть лягушку» помогает пережить ежедневное кормление маленького сладкоежки брокколи. А умение градировать дела на срочные-важные, несрочные- важные, срочные-неважные и несрочные-неважные – это вообще основа основ. Не научишься дозированно использовать соцсети – дите осталось голодным и капризным. Увлечешься телепередачей – таким же сделался глава семейства. Начнешь смотреть новый сериал – все перечисленное плюс весь дом, включая холодильник, обрастет паутиной.

Все эти навыки непременно пригодятся на рабочем месте. Женщина после декрета – эксперт в составлении планов, постановке задач и их последовательном достижении.

Причина 3. Экономность

Зачастую женщины хороши не только в бережливом использовании времени, но и денег. Когда потребностей в семье много, а бюджет невелик, хозяйкам приходится проявлять чудеса изобретательности, чтобы все были сыты, одеты, и еще оставались средства на уроки по рисованию, конструкторы и аттракционы. Умение разумно распоряжаться деньгами пригодится на любой должности, которая имеет хоть какое-то, пусть даже косвенное, отношение к финансовым потокам организации.

Причина 4. Терпеливость

Мама маленького ребенка может 37 раз подряд пропеть песенку про веселого лягушонка, каждый час пересказывать увлекательные приключения Колобка и цитировать на память все сезоны мультсериала «Свинка Пеппа», потому что видела каждую серию раз по 100. Для нее элементарно четырежды объяснить клиенту, как установить приложение, почему груз нельзя доставить вчера или по какой причине компания не может сделать ему скидку в 101 %.

Причина 5. Способность обучать

Человек, воспитывающий ребенка, – это часто безупречный наставник для молодых специалистов и новичков. Для того, кто имеет дело с малышами, работать с взрослыми нередко проще простого. Объяснять что-то новое в доступной форме, последовательно, подробно, мягко указывать на ошибки, контролировать, направлять, отвечать на вопросы, морально поддерживать, вовремя давать возможность пробовать самому… Все это отлично развивается в декрете. К тому же, дело упрощается тем, что нового коллегу не нужно вытаскивать из луж, запрещать рисовать кашей на стенах и раскрашивать фломастерами скучные папины галстуки.

Причина 6. Управление конфликтами

Казалось бы, декрет – тихая гавань, в которой можно отдохнуть от житейских бурь. На самом деле это время полно потенциально конфликтных ситуаций. И если не научиться спокойно и мирно их решать, поход на площадку или в поликлинику рискует стать полем брани. У мам много возможностей развиваться в качестве коммуникаторов и переговорщиков. Не стоит и говорить, как важны такие умения для сохранения здоровых отношений в коллективе и заключения сделок с клиентами.

Гневные споры о новой маркетинговой стратегии на планерке – детский лепет по сравнению с родительским обсуждением сценария выпускного из детского сада. Не говоря уже о двухлетках, не поделивших ведерко и лопатку в песочнице.

Причина 7. Стратегическое мышление

Ребенок только научился держать в ручке погремушку, а мамы уже представляют, что будет написано на дипломе, который эта же ладошка будет сжимать через 23 года. Навязывать ли свое мнение – вопрос выбора. Но для большинства женщин привычно мыслить масштабно, рассчитывать, что понадобится ребенку для счастья, здоровья, успешности через месяц, год или 18 лет. Задача вывести на рынок потребителей новый стиральный порошок кажется элементарной по сравнению с тем, чтобы создать условия выхода на рынок труда перспективного и образованного молодого специалиста.

Причина 8. Эмпатия

Для эффективного взаимодействия с людьми важен не столько ментальный интеллект, сколько эмоциональный. Необходимость находить общий язык с ребенком вынуждает развивать способность понимать чужие эмоции даже тех, кто раньше не мог отличить улыбку от оскала.

Причина 9. Настойчивость

Принято считать, что материнство делает женщин более мягкими и спокойными. Часто так и происходит. Однако это не мешает развитию такого качества, как настойчивость. Если родитель не может его проявлять, малыш будет смотреть мультики до красноты глаз  и питаться исключительно шоколадными батончиками. Так что представительницы слабого пола обычно сильны в отстаивании своей позиции. С любой стороной – будь то партнеры, которые не выполняют обязанности по контракту, или поставщики, без предупреждения повысившие цены на треть.

Причина 10. Организаторские способности – и другие важные для лидеров качества

Семья – сложная система, в которой отношения, быт, досуг и другие элементы переплетены в клубок бесконечных решений, компромиссов, перемен. И управляет этим хаосом часто именно мать семейства. Динамика отношений в команде многим напоминает домашнюю жизнь. Поэтому людям, преуспевшим в делах семейных, проще управлять коллективом.

Осознав недопустимость публично критиковать ребенка, человек, вероятно, не позволит себе такого и в отношении взрослого. Правило «Девять похвал – на одно замечание» также отлично работает как с малышами, так и с сотрудниками. Не говоря уже про классический принцип «Бутерброд» (похвала-замечание-похвала). Дети учат родителей тому, что если их вдохновлять, поддерживать, хвалить, они способны на огромные успехи в любом начинании. Это ли не важнейший компонент на работе – для мотивационного климата в коллективе, отношений с клиентами, партнерами, подчиненными, коллегами, руководителями?

Причина 11. Целеустремленность

Порой до появления на свет ребенка женщина боится даже вернуть в магазин продукт, который на момент покупки оказался просроченным. А потом вдруг становится смелой и напористой – и если уж задалась целью устроить кроху именно в этот садик с хорошим педагогическим составом, то непременно добьется своего, если нужно – дойдет хоть до министра образования. Умение ставить перед собой четкую цель и добиваться ее, невзирая на сложности – ценное качество.

Причина 12. Креативность

Здесь речь даже не о том, сколько сотен часов мамы с малышами проводят за рисованием, лепкой и аппликациями. Проявлять творческий подход приходится по отношению ко всему, многократно каждый день. Как помыть ребенку голову, чтобы шампунь не попал в глаза? Уговорить одеть шапку? Убедить доесть суп? Все эти на первый взгляд банальности порой реализовать сложнее, чем нетривиальную производственную задачу. Причем для каждой нужно придумывать что-то новое и оригинальное.

Подводя итог: один лишь факт того, что кандидат – женщина, вышедшая на рынок труда после декрета, не говорит ни о чем. Конечно, все вышеперечисленное может не иметь к личности никакого отношения. И никто не сможет гарантировать беспочвенность опасений, что штату грозит не эффективный сотрудник, а человек, которому некуда деть трудовую книжку. Тем не менее, отбор на общих основаниях – без жалости, но и без предрассудков, – разумное решение.

 

Share on FacebookTweet about this on TwitterShare on LinkedIn

Login

Welcome! Login in to your account

Remember me Lost your password?

Lost Password