Прогресс и глобализация значительно расширили карьерные горизонты. Кардинально изменились процессы проведения собеседований и поиска кандидатов на вакантные должности. В эпоху стремительных перемен рекрутеры активно используют диджитал-инструменты, особенно в такой динамичной индустрии, как IT. О них рассказали эксперты компании EPAM Ukraine.

Технологии в помощь рекрутеру

Процесс рекрутинга в ЕРАМ постоянно адаптируется к изменениям, продиктованным временем и потребностями бизнеса. Рабочие инструменты написаны коллегами-программистами, что вполне логично для software development компании, и позволяет максимально учитывать индивидуальные нюансы. Главный инструмент рекрутеров и менеджеров EPAM – CRM-система. Staffing Desk – это удобная унифицированная система, база данных кандидатов, которой пользуются и рекрутеры, и менеджеры. Она позволяет отслеживать предложения, сделанные кандидату, его ответы и комментарии рекрутеров по итогам интервью. Например, кандидат по личным обстоятельствам категорически не согласен на переезд. Имея информацию об этом, ему не предложат вакансию, связанную с релокацией. Рекрутеры и менеджеры, заходя в систему, видят, кто именно занимается каждым из кандидатов, на какой стадии находится его резюме или как прошло собеседование.

Система Telescope связывает воедино и позволяет быстро анализировать огромный массив информации из разных источников: CV кандидата, его профайл в Staffing Desk. Уникальность системы в том, что она автоматически выделяет в резюме технические термины, а это дает возможность осуществлять поиск не только по имени кандидата, но и по его профессиональным навыкам. На сегодняшний день в системе собраны тысячи профайлов специалистов.

Для организации собеседований рекрутеры используют особый инструмент – интервью-платформу. Это также собственная разработка компании, которая используется как для онлайн, так и для оффлайн-форматов. Своего рода электронный секретарь, который соединяет всех специалистов, принимающих участие в собеседовании, рассылает им резюме кандидата, структурирует и само интервью, и feedback по итогам. При необходимости может даже забронировать комнату для встречи. Процесс собеседования могут отслеживать и рекрутеры, и менеджеры, и сотрудники компании, если кандидат был рекомендован кем-либо из них. Интервью-платформа также удобна для выполнения тестовых заданий, которые по ряду вакансий являются обязательными при job interview. Соискатель пишет код в режиме реального времени и его тестовое задание, доступное для дальнейших повторных просмотров, сохраняется в этой же системе в его профайле вместе с отзывами интервьюеров.

Примерно 30% сотрудников приняты на работу через реферальный канал, то есть по рекомендациям, которые работники EPAM делают посредством Refferal portal. На нем размещена информация об актуальных вакансиях. Рекомендация, сделанная в режиме онлайн, сразу же попадает к рекрутеру, ответственному за локацию, на которую требуется сотрудник. Практика показывает, что соискатели, найденные посредством реферальных каналов, быстрее адаптируются и проявляют большую лояльность. Активная помощь рекрутерам всячески поощряется – помимо бонуса за удачную рекомендацию сотрудники получают реферальные баллы, которые можно потратить в EPAM referral shop.

«Цифровой след»

Современный поиск специалистов – это микс социальной инженерии и программирования. На сегодняшний день «цифровой след» оставляют даже новички, делающие первые шаги в IT-отрасли. По нему легко найти подходящих кандидатов. Профайлы в LinkedIn и GitHub уже стали правилом хорошего тона и абсолютным must-have. Информация, в частности из этих источников, помогает рекрутерам составить максимально релевантное предложение для каждого конкретного специалиста.

Дополнительный инструмент для рекрутера – различные профильные ивенты. Люди, принимающие в них участие, априори заинтересованы в самообразовании, развитии, получении новых знаний, они не стоят на месте. Большинство ИТ-компаний, в их числе и ЕРАМ, очень расположены к специалистам с проактивной позицией и относятся к ним с особым вниманием.

Саморазвитие как часть рабочего процесса

Повышение собственного профессионального уровня – залог успеха. Поэтому в ЕРАМ уже в течение двух лет регулярно проводят обучающие TA Academy – тематические вебинары, в ходе которых коллеги-рекрутеры рассказывают о своих лучших кейсах, делятся опытом, обучают работе с новыми направлениями. Так, одна из последних TA Academy была посвящена новой компетенции – особенностям найма big data-специалистов. Регулярно лекторами академий выступают технические специалисты компании, которые проводят «ликбез» по техническим терминам, рассказывают о языках программирования, инновациях. «Рекрутеры ЕРАМ не проводят технические интервью с кандидатами, для этого подключаются профильные специалисты – они могут объективно оценить уровень подготовки кандидата. Но рекрутеры на базовом уровне обязаны разбираться во всем. Как минимум для того, чтобы подобрать кандидата с необходимыми навыками под определенный проект», – говорит Кирилл Кожемякин, senior recruiter EPAM Ukraine.

Высокий уровень профессиональной подготовки рекрутеров компании подтвержден неоднократными победами в профессиональных соревнованиях Sourcing Hackthon. В одном из последних хакатонов представители ЕРАМ Украина заняли все 3 призовых места среди 200 участников. Для обмена опытом на глобальном уровне проводят внутренние хакатоны для рекрутеров. Их цель – обучить специалистов работать в любой стране, без оглядки на специфику рынка, а также показать практическую пользу от использования разнообразных sourcing-инструментов.

Профессиональные вызовы и видение перспектив

В реалиях современного мира, измененного глобализацией, для специалиста по рекрутингу чрезвычайно важна гибкость и умение переключаться с рынка на рынок. «У нас был опыт открытия офиса с «нуля» в столице Болгарии, Софии, – рассказывает Кирилл Кожемякин. – Освоение нового иностранного рынка без сети контактов, без построенного знания бренда – задача невероятно сложная, но команда украинских рекрутеров ЕРАМ справилась. Лично для меня этот вызов был самым серьезным и сложным, но и одним из самых интересных».

Значимость первого впечатления трудно переоценить, потому в компании стремятся к тому, чтобы от общения с рекрутерами у кандидатов оставались самые позитивные впечатления, а процесс найма был максимально комфортным. Для оптимизации процесса рекрутинга используют обратную связь, полученную от самих соискателей, на основании которой делают выводы о том, что именно можно улучшить либо изменить.

Елена Могилевич