Обучение уже не будет таким, как раньше, перемены неизбежны. Еще недавно прогрессивный и современный вид обучения, тренинг, теряет рынок.

Через три года, в 2020, 50% всех работающих людей будут представителями поколения Y, а в 2030 «игреки» заполнят компании на 75%. Более того, подрастает новое поколение Z, так называемые «цифровые дети», которые еще не вышли на рынок труда, но многие из них в свои 16 уже активно работают в Сети.

Очевидно, что это люди с другими ценностями, они по-другому выстраивают коммуникации, работают с информацией, а значит, стандартные схемы обучения для них будут малоэффективны.

Мир меняется. А с ним – и подходы к обучению

Мы живем в уникальное время, в начале новой эры коммуникативных технологий. Исследователи выделяют три стадии развития коммуникаций – устную, письменную и аудиовизуальную. Так, несколько веков назад на смену передаче информации из уст в уста пришли книги, после телевидение, а сейчас Интернет.

Подобные изменения всегда влекут за собой трансформацию личности и общества. С появлением новых способов коммуникации наш мозг начинает развиваться несколько иначе. Простой пример: когда мы читаем книгу, то должны иметь развитое воображение, чтобы красочно представить то, о чем идет речь. А когда мы смотрим фильм, то воображать уже не нужно, это сделал за нас режиссер и актеры. Это значит, что задействованы другие доли головного мозга, и дети новой коммуникативной эпохи по-другому развиваются.

Нам стало сложнее удерживать внимание. На смену лонгридам пришло клиповое мышление. Издание Slatе, заметив, что в комментариях люди часто задают вопросы, на которые есть четкие ответы в опубликованной статье, провели исследование и выяснили, что 50% читателей не дочитывают статью до конца, однако при этом делятся публикацией.

Объем информации и знаний настолько огромен, что уже никто не в состоянии запомнить все, что накопило человечество. Да и есть ли в этом необходимость? Сегодня любой учащийся найдет нужную информацию за пару кликов в Сети.

Тренеры конкурируют за внимание участников с гаджетами. И раз все и так погружены в свои смартфоны, родилась идея e-learning, электронного обучения. И действительно, зачем тратить время и деньги на классический тренинг, если можно пройти курс онлайн?  Еще в 1980-х компания Boeing повышала квалификацию сотрудников без отрыва от производства путем прослушивания компакт-дисков и просмотра видеофильмов. А в нашу эпоху диджитализации электронное обучение – именно то, что нужно. И многие компании стали разрабатывать и запускать электронные курсы, вебинары, площадки для обмена опытом.

Однако участники, тренеры и HR признаются в формальном подходе, низкой вовлеченности и эффективности мероприятий. Оказалось, что люди не готовы полностью отказаться от живого общения.

Что такое смешанное обучение?

Очное обучение развивает навыки общения, дает возможность для рефлексии и обратной связи. Электронное – ускоряет процесс получения знаний. Эти образовательные модели слились воедино и имя микса – blended learning.

В переводе с английского blend значит «смешивать». Blended learning – это образовательная концепция, комбинирующая традиционное обучение с дистанционными и онлайн-методами, которая позволяет учащимся контролировать время, место, траекторию и темп процесса обучения.

Я верю, что смешанное обучение обладает высоким потенциалом. И дело не только в технологиях и способах обучения, основная идея – персонализация обучения.

Мы все разные, мы обучаемся по-разному, в разном темпе, и это нормально. Нет «правильного» способа освоения знаний. Смешанное обучение направлено на то, чтобы помочь студенту обучаться с помощью любых необходимых средств:  групповая работа или индивидуальная консультация, онлайн-обучение, симуляторы. То есть все, что необходимо в конкретной ситуации конкретному обучающемуся. Blended learning освобождает от рамок.

BL – это сложная концепция, и не стоит путать его:

  • со стандартным обучением с применением современных технических средств, например, интерактивных досок, тренажеров;
  • с дистанционным образованием, где студент практически не получает помощи и появляется только для сдачи экзаменов.

Смешанное обучение – это не учеба один на один с компьютером, нужно быть частью группы и развиваться вместе с ней.

Матрица видов обучения

Для эффективного внедрения BL важно не только обеспечение технической части, но и подготовка обучающихся к новому формату. Студенты должны уметь учиться, то есть обладать знаниями и инструментами, необходимыми для того, чтобы управлять собственным образовательным процессом. Неотъемлемые элементы, делающие смешанное обучение высококачественным, – мотивация к обучению, способность к самостоятельным действиям, навыки планирования и управления временем.

Рассмотрим матрицу видов обучения в зависимости от компетенций и мотивации студента.

Смешанное обучение: технологии плюс персонализация

Если по какой-то причине вам необходимо обучить немотивированных сотрудников с низким уровнем зрелости компетенций, необходимых для обучения, используйте систему наставничества. Такое обучение чаще всего применяется для рабочих профессий либо для освоения новой последовательности действий (например, после установки нового простого программного обеспечения, оборудования).

Тренинг подходит для достаточно мотивированных к обучению сотрудников, однако не обладающих максимальным набором компетенций для самостоятельной работы. Если сотрудникам требуется постоянная помощь в организации пространства и времени их обучения, выбирайте тренинг или коучинг.

Дистанционное обучение и BL подходит для высокоорганизованных людей, однако для успешной реализации программ в этом формате требуется больше мотивации, поскольку выше уровень самостоятельности. В дистанционном обучении обычно есть точные сроки, задания и последовательность модулей, в BL – больше свободы действий и меньше контроля.

Модели смешанного обучения

Существует множество моделей применения BL в школах, университетах, корпоративном обучении. Предлагаю рассмотреть три основные: «Перевернутый класс», «Модель ротации станций», «Гибкая модель».

1. Идея «Перевернутого класса» предельно проста: в режиме онлайн студенты изучают теоретический материал, а практические навыки отрабатывают аудиторно. На сегодняшний день это самая простая и часто встречающая модель в Украине. Это хорошее начало для смешанного обучения и первый шаг к тому, чтобы сделать обучение персонализированным, эффективнее использовать время и бюджет. Так, Академия ДТЭК в 2014 году перешла на эту модель обучения, заменив ею стандартные двухдневные тренинги. Теперь сотрудникам назначается электронный курс, в котором они могут получить всю теоретическую базу по теме и сделать индивидуальные упражнения, а в Академии они отрабатывают навыки, работают в группах, рефлексируют, делают выводы.

2. «Модель ротации станций» – более креативный и рисковый метод. Для реализации данной модели требуется больше пространства – станций. Тренер дает вводные, задает тему и время и организовывает различные станции, на которых участники могут осваивать знания на заданную тему различными способами. Участники могут сами выбирать, какие станции им посещать, разные станции предполагают разные уровни активности: групповая работа, фасилитация, тренировка навыка или тестирование в режиме онлайн, работа с тренером, обучение других в роли тренера.

3. «Гибкая модель» – самая свободная. Главная идея состоит в том, что учащиеся могут свободно перемещаться из одного учебного пространства в другое, учитывая свои нынешние потребности. Эта модель отличается от предыдущих тем, что учащиеся не обязаны тратить четко отведенное время на какой-либо вид учебной деятельности. В начале обучения учащиеся проходят тест, чтобы определить, что им необходимо изучить. Если учащийся уже знает необходимый материал, то он может сразу же перейти к главному тестированию и начать выполнять итоговое задание, в котором необходимо продемонстрировать свои навыки или обучать других. Примером обучения с применением «гибкой модели» служит UNIT Factory (Ukrainian National IT Factory) – это единственное в Украине учебное заведение, которое работает по стандартам инновационной французской Школы 42. В учебном заведении нет учителей, конспектов или лекций. Студентам дается мало указаний о том, как решить проблемы, поэтому они вынуждены общаться друг с другом и в Интернете, и искать решения.

Мир становится другим. Люди все более активные и мобильные, хотят получать быстрые результаты, им важны удобство и комфорт. Blended learning дает все это, а именно:

  • Гибкость – возможность учиться в любое время, в любом месте, у преподавателей из любой школы, любого континента.
  • Открытость – постоянная обратная связь от преподавателя, коллег, возможность поддерживать общение на форумах, онлайн.
  • Индивидуальный подход – темп и объем освоения учебного материала в зависимости от личностных особенностей учащихся. Комбинирование разных моделей.

Смешанное обучение – сложная и тонкая вещь, зависящая от множества факторов. В Украине такая форма обучения только делает первые шаги. Но я твердо уверена, что за BL будущее.

Ольга Исакиева, эксперт Академии ДТЭК