Поскольку регулярно общаюсь с работодателями по проекту «Интервью с работодателем», все чаще замечаю, что руководители крайне неохотно рассказывают о привлекательных для соискателей «плюшках» в компании. И это касается не только IT-компаний, которые без «плюшек» просто жить не могут. Даже производственные и торговые компании, предлагающие вполне привлекательные для кандидатов условия, и не только зарплатные, готовы говорить об этом исключительно на собеседовании, а иногда только в первый день работы новичка. В чем причина такой скрытности?

Секретные «плюшки»

Работодатели готовы потерять в количестве кандидатов, чтобы не утратить качество рекрутинга. Большинство опрошенных мной руководителей категорически не хотят видеть в своих рядах сотрудников, привлеченных исключительно богатством соцпакета. Им гораздо приятнее осознавать, что на работу в их компанию пришли люди, которым интересна сама суть предлагаемой должности – обязанности, ответственность, коммуникация с коллегами и партнерами. Им важно, чтобы новички осознали трудности работы, были готовы к ним и не сидели в игровой комнате вместо решения сложных задач или общения с проблемными клиентами.

Даже в IT-компаниях признают, что затеянная ими «война плюшек» затянулась и обернулась против самих работодателей. В попытке предоставить своим сотрудникам самые комфортные и заманчивые условия, компании увлеклись настолько, что воспитали достаточно большое количество кандидатов, которые приходят в бизнес только ради предоставляемых благ. И уточняющие вопросы на собеседовании у кандидата не про должностные обязанности, а про приятности, иногда даже чрезмерные. Как сердито высказался один из руководителей – приходит такой кандидат, уточняет про соцпакет. Ему рассказывают – спортзал, ДМС, обеды/кофе/фрукты, поездки на корпоративы и просто так, отпуск почти месяц, скидки по партнерским программам и т.д. Он все внимательно выслушивает и говорит: «А теннисного стола у вас в офисе нет?» Работодатель, сокрушаясь: «Нет, только PlayStation и настольный футбол». И соискатель с печалью: «Ну, тогда я пойду». И уже мне этот руководитель говорит: «Я не хочу, чтобы ко мне на работу приходили ради теннисного стола. Конечно, мы спросили ребят, стол купили через месяц. Но мне не нужны теннисисты, мне нужны программисты».

Что, кроме «плюшек», вы можете предложить?

И возникает хороший вопрос, который касается не только IT-компаний, но и остальных работодателей, считающих, что «не плюшкой единой» важно его предложение по работе. Вопрос такой – насколько предложение работы в вашей компании интересно в принципе? Что такого увлекательного, полезного, важного и нужного кандидату вы предлагаете, чтобы, не щадя живота своего, он пришел и усердно трудился на благо вашей фирмы? Да, если это известная IT-компания, которая и зарплатой не обидит, и проекты интересные предложит – «плюшечный вопрос» отойдет на второй план. С другой стороны, если востребованный программист рассматривает предложения по работе – ему интересно понять все тонкости предложения. А потом по соотношению «цена-качество» выбрать новую перспективу. И не всегда выбор будет опираться на количество и размер «плюшек». Конечно, есть кандидаты, которые, говоря простыми словами, «халявщики»: они есть в каждом сегменте, и никуда от них не деться. Но для многих кандидатов наличие «плюшек» – это не «барство» со стороны работодателя, а его готовность позаботиться о своих сотрудниках. Понять их нужды и ответить чем-то. Иногда размер и качество «плюшек» – это еще и статус, подтверждение важности для работодателя, это тоже нельзя упускать.

Но если вернуться к сути работы – разве все те работодатели, которые с негодованием отвергают необходимость указания размера «плюшек» в соцпакете, разве все они готовы «продать» саму работу кандидату так, чтобы у него и не возникло искушения заговорить о «плюшках» как компенсации рутинности, бессмысленности и сложности работы на предлагаемой должности?

«Вкусные» вакансии

К сожалению, многие описания вакансий выглядят «каторга-каторгой». Например, помимо, собственно говоря, работы с документацией, как предполагало название должности специалиста по документообороту,  работодатель не смог избежать искушения и добавил пункты про другие поручения руководителя и работу специалиста административно-хозяйственного отдела (как водится, на одну зарплату, ну и корпоративную атмосферу в комплекте).

И, к еще одному сожалению, многие описания вакансий выглядят не как перспективы для соискателей, но как проблемы работодателей – вот,  у нас некому вести бухучет на участке, приходите. В магазине не хватает продавцов – предлагаем зарплату в столько-то гривен в обмен на ваше рабочее время. Такое объявление редко вызывает приступ энтузиазма у соискателя – и, если работодатель не смог сделать работу привлекательной для своей целевой аудитории, немудрено, что скуку и рутину они хотят компенсировать какими-то «плюшками».

И, в противовес таким «плюшечным анонимам», не меньшее количество работодателей искренне считает, что «плюшки» – это: официальное трудоустройство; оплачиваемый отпуск, больничный; обучение; карьерный рост. Хотя и официальное трудоустройство, и оплачиваемые отпуск, и больничные – это не «плюшки», а социальные гарантии, обязательные для законопослушного работодателя.

Да, «плюшечный» вопрос остается неоднозначным. Конечно, у каждого работодателя есть выбор – рассказать обо всех привилегиях работы в компании и найти «отсеивающие» меры для кандидатов, падких на дармовщину. Или промолчать и ждать истинных энтузиастов своего дела. Главное, как мне кажется – если будущая работа описана «вкусно» и привлекательно для целевой аудитории, если бренд работодателя у компании в полном порядке – о «плюшках» можно не беспокоиться. Или нет?